Ключевые слова: высшее образование, система образования, современное общество, тенденция развития.
Современное российское общество живёт и развивается в стремительно меняющемся мире, а для развития общества, как известно, необходимо, чтобы люди также непрерывно расширяли, углубляли и совершенствовали свои познания о мире. Основным механизмом такого развития выступает система высшего образования, построенная на процессах адаптации, систематизации, творческой переработки и организованного усвоения культурного опыта прошлых поколений. Современная трансформация экономики и общества неизбежно ведет к изменениям в различных сферах деятельности, в том числе в такой консервативной, как образование [2, с. 252]. Экономическая стабильность, социальное благополучие граждан, статус государства во внешней политике — всё это имеет прямую зависимость от уровня развития образования. Это ставит развитие высшего образования в нашей стране в разряд первостепенных задач.
Эпидемия коронавируса дала мощный толчок для внедрения различного рода технологий, в том числе в сфере образования. Так, в последние годы всё чаще звучат слова «дистанционное обучение», «удалённое образование» и т. д. Это является доказательством того, что высшее образование в нашей стране находится в состоянии постоянного развития и сталкивается с новыми испытаниями.
В своей статье «Основные направления развития системы современной системы высшего образования» Н. К. Алимова [4] предлагает выделяет следующие современные тенденции развития высшего образования, а именно:
– информатизацию;
– демократизацию;
– децентрализацию;
– дерегуляцию;
– наднациональность;
– аксиологизацию [3, с. 130].
Помимо вышеизложенных тенденций, существует ряд иных направлений развития системы образования. Одной из таких тенденций является развитие сети образовательных учреждений и обеспечение возможности непрерывного образования , то есть возможности постоянного пополнения и расширения знаний у людей разного возраста и положения, повышения квалификации. Как следствие, каждый человек имеет возможность учиться, самосовершенствоваться и повышать уровень своего образования без каких-либо ограничений на протяжении всей своей жизни.
Другой тенденцией развития современного образования является его гуманизация . В соответствии с принципом гуманизма, обучающийся — это центр всего учебного процесса. Вся система образования построена для него и вокруг него. Гуманистический принцип означает индивидуальный подход к каждому человеку и предполагает, что преподаватель должен уделять отдельное внимание каждому своему студенту. Таким образом, система высшего образования становится основной движущей силой и поддержкой в развитии и становлении личности. Для достижения этих целей регулярно создаются и отдельные программы дополнительного образования и переподготовки.
Наравне с гуманизацией в современном обществе осуществляется также демократизация всей системы образования, к которой относятся ликвидация неграмотности, массовое распространение среднего и высшего образования; доступность образования для широких слоёв населения. Система образования в данном случае отстаивает одно из основных социальных прав человека — его право на образование, закреплённое в Конституции Российской Федерации. Процесс демократизации предусматривает необходимость создания для каждого равных условий и возможностей получения образования независимо от пола, расы, возраста, национальности и вероисповедания.
Следующей тенденцией развития современного образования является его гуманитаризация. Это означает, что от уровня освоения гуманитарных наук зависит степень приобщения личности к культурным ценностям и к культуре в целом. Поэтому возрастает роль таких наук как история, философия, социология, культурология, обществоведение, психология, политология, право и т. д.
Современное общество в эпоху его цифровизации предполагает также интернационализацию образования — создание единой системы образования для дружественных России стран (например, постепенный отход от Болонской системы), интеграцию образовательных систем, а также информатизацию и компьютеризацию всего образовательного процесса — использование новых современных технологий обучения, телекоммуникационных сетей и искусственного интеллекта. Большинство высших учебных заведений в нашей стране уже используют или только внедряют различные автоматизированные информационные системы, разработанные специалистами для своих вузов.
Стоит отметить, что любое развитие невозможно без выделения ряда проблем.
Одной из ключевых проблем современного высшего образования в России, по мнению Алексеевой П. М., является проблема адаптивности образовательных организаций высшего образования к изменениям, недостаточных темпов изменений в содержании, организации образовательного процесса и системности инновационного процесса вообще.
Не менее значимой проблемой является проблема воспроизводства кадрового потенциала и непрерывного профессионально-педагогического развития представителей профессорско-преподавательского состава. В настоящее время в вузах назрела необходимость омоложения профессорско-преподавательского состава для того, чтобы соответствовать современным требованиям, предъявляемым ко всем вузам.
И, наконец, третья проблема, это проблема управления — вузом и его структурными подразделениями, образовательным и другими процессами, качеством образования, инновационной деятельностью, конкурентоспособностью и т. д. В последние годы, в плане совершенствования управления, многие вузы, идущие в ногу со временем, активно используют укрупнения или реструктуризацию подразделений в виде институтов, факультетов и кафедр [5, с. 8]. Это может играть как на пользу учебному процессу, когда появляется возможность включения в образовательную программу дисциплин факультативного и элективного модуля, так и во вред, в тех случаях, когда студентам приходится изучать дисциплины, не относящиеся к их непосредственной направленности.
В завершении статьи важно процитировать слова главы Минобрнауки В. Фалькова: «Есть все шансы, что диплом снова станет не просто «корочкой», как его сегодня воспринимают многие работодатели, а информативным документом, по которому можно будет судить об уровне и знаниях выпускника университета».
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ, от 06.10.2022) // СПС Консультант плюс.
- Положихина, М. А. «Тенденции развития образования в России и за рубежом» Социальные и гуманитарные науки: Отечественная и зарубежная литература / М. А. Положихина. — Текст: непосредственный // Экономика: Реферативный журнал. — 2018. — № 3. — С. 251–258.
- Ерина, И. А. «Современные тенденции развития высшего образования» / И. А. Ерина, Е. Н. Фанина. — Текст: непосредственный // Мир науки, культуры, образования. — 2022. — № 5 (96). — С. 130–131.
- Алимова, Н. К. Современные тенденции развития системы образования. / Н. К. Алимова. — Текст: непосредственный // Науковедение. — 2011. — № 4 (9). — С. 10.
- Алексеева, П. М. «Трансформация роли высшего образования в обществе: обобщение социальных процессов начала XXI века» / П. М. Алексеева. — Текст: непосредственный // Современное педагогическое образование. — 2023. — № 8. — С. 6–10.