Экспериментальная работа, а также подбор и разработка методик для качественного анализа проводилась в три этапа. Первый этап — констатирующий эксперимент. Цель этого этапа — установить уровень знаний по теме лексика согласно программе, а также уровень развития мотивации к получению знаний по лексике. Для достижения поставленной цели нами была разработана тестовая методика освоения знаний по теме лексика, согласно программному материалу, а также дана психологическая методика уровня развития мотивации.
- Тестовая методика. Цель — выяснить уровень освоения знаний по теме лексика согласно программному объему.
1. То, что обозначает слово, является его…
а) лексическим значением
б) словарным значением
2. Однозначные слова — это слова, которые…
а) имеют одно лексическое значение
б) имеют одинаковый корень
3. Подчеркните переносное значение слова в предложенных словосочетаниях:
а) плывут корабли;
б) плывут облака.
4. Слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие, называются:
а) синонимами;
б) антонимами
5. Подчеркните антонимы:
а) день-ночь;
б) родник-ключ
6. Подчеркните в стихотворении синонимы:
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару.
7. Подчеркните правильно подобранный вариант многозначных слов:
А) иглы, шляпа, ключ
Б) иглы, рюкзак, кран
8. Найдите словосочетание, которое употребляется в прямом значении слова:
а) костер горит;
б) заря горит.
Анализ данной тестовой методики, разработанной на основе изученного программного материала раздела «Лексика» показал следующие результаты. Верно справились с заданиями, предложенными в тестовой методике трое учащихся из 135 человек. Допустили одну-две ошибки: 23 человека из параллели 2-х классов МАОУ «ЦО № 1» г. Белгорода. Допустили 3–4 ошибки: 36 человек. Допустили пять и более ошибок — 76. Данные представлены в диаграмме на Рисунке 1 в процентном соотношении.
Рис. 1. Уровни усвоенных знаний по теме «Лексика» на констатирующем этапе эксперимента
Наверное, большинство учащихся, которые показали низкие результаты по усвоению раздела «Лексика», изучаемого в программном объеме, была не полностью усвоена, из-за традиционных методов подачи материала, а также низкого уровня мотивации к изучению данной темы, что мы также увидели из результатов диагностики мотивационной сферы учащихся.
Нами выведены уровни освоения знаний по теме «Лексика» согласно программному объему.
Высокий уровень — учащиеся показывают выполнение тестовой методики безошибочно, следовательно усвоенный ими материал будет применяться в дальнейшем, а также у них высокий уровень развития познавательного интереса к изучению данной темы в разделе русского языка. Общее количество человек — 3.
Средний уровень — учащиеся допускают незначительное количество ошибок, но умеют применять усвоенные ими знания из данного раздела, изучаемого в русском языке, а также уровень развития их познавательного интереса в дальнейшем изучении данного раздела, т. е. уровень развития мотивации немного снижен, но допустим. Общее количество человек — 4.
Низкий уровень — учащиеся допускают значительное количество ошибок в тестовым задании, плохо ориентируются в области применения полученных знаний по данной изученной теме раздела «Лексика», согласно программному материалу. А также уровень познавательного интереса в дальнейшем изучении и применении полученных знаний или отсутствует, или очень слабо развит. Общее количество человек -18.
- Диагностика мотивационной сферы младших школьников
Прежде чем показывать результаты диагностического исследования мотивационной сферы младших школьников, мы посчитали необходимым дать само понятие мотивации, а также его характеристики и особенности у учащихся начальных классов.
Мотивация является одной, из фундаментальных проблем, как отечественной, так и зарубежной психологии. Ее значимость для разработки современной психологии связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения. Ответ на вопрос, что побуждает человека к деятельности, каков мотив, «ради чего» он ее осуществляет, есть основа ее адекватной интерпретации. «Когда люди общаются друг с другом… то, прежде всего, возникает вопрос о мотивах, побуждения, которые толкнули их на такой контакт с другими людьми, а также о тех целях, которые с большей или меньшей осознанностью они ставили перед собой» (Якобсон, 1969: 58).
Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обусловливает множественность к пониманию ее сущности, природы, структуры, а также к методам ее изучения (С. Л. Рубинштейн, В. Г. Асеев, А. Н. Леонтьев, А. Маслоу, Х. Хекхаузен). Существенно подчеркнуть, что основным методологическим принципом, определяющим исследования мотивационной сферы в отечественной психологии, является положение о единстве динамической (энергетической) и содержательно-смысловой сторон мотивации. Активная разработка этого принципа связана с исследованием таких проблем, как система отношений человека (В. Н. Мясищев), соотношение смысла и значения (А. Н. Леонтьев), интеграция побуждений и их смысловой контекст (С. Л. Рубинштейн), направленность личности и динамика поведения (Л. И. Божович, В. Э. Чудновский), ориентировка в деятельности (П. Я. Гальперин) и т. д.
Трактовка «мотива» соотносит это понятие либо с потребностью (драйвом) (Ж.Ньютенн, А. Маслоу), либо с переживанием этой потребности и ее удовлетворением (С. Л. Рубинштейн), либо с предметом потребности. Так, в контексте теории деятельности А. Н. Леонтьева термин «мотив» употребляется не для «обозначения переживания потребности, но как обозначающий то объективное, в чем эта потребность конкретизируется в данных условиях и на что направляется деятельность, как на побуждающее ее» (Карнаухов, 2002: 35).
Наиболее полным является определение мотива, предложенное одним из ведущих исследователей этой проблемы — Л. И. Божович. Согласно Л. И. Божович, в качестве мотивов могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания, словом, все то, в чем нашла воплощение потребность (Ильин, 2005: 341).
Таким образом, можно утверждать, что, несмотря на разнообразие подходов, мотивация понимается большинством авторов как совокупность, система психологически разнородных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека.
Анкета для оценки уровня школьной мотивации.
Это методика Н. Г. Лускановой [Приложение 1], которая выделяет 5 основных уровней школьной мотивации:
Первый уровень. 25–30 баллов — высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т. п.
Второй уровень. 20–24 балла — хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жёстких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Третий уровень. 15–19 баллов — положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.
Четвертый уровень. 10–14 баллов — низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.
Пятый уровень. Ниже 10 баллов — негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьёзные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5–6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребёнка.
Данные проведенного диагностического исследования показали следующие результаты. Высокий уровень развития учебной мотивации имеют только трое учащихся. Средний уровень развития учебной мотивации у четверых учащихся. Ниже среднего учебная мотивация развита у 8 человек из класса. Низкий уровень развития мотивационной сферы у десяти оставшихся учащихся класса.
Наглядно в процентном соотношении это видно на диаграмме, представленной на Рисунке 2.
Рис. 2. Уровень развития учебной мотивации
В результате констатирующего эксперимента стало ясно направление работы, которую следует провести в данном классе для повышения уровня освоения знаний по теме «Лексика» согласно программному объему, а также повышения уровня развития мотивационной сферы учащихся для дальнейшего изучения русского языка. Данные методики можно использовать в определении дальнейшего уровня развития любого из разделов по русскому языку.
Литература:
- Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности [Текст] / Абульханова-Славская, К.А. -М.: Просвещение, 1980. — 334 с.
- Божович, Л. И. Изучение мотивации и поведения детей и подростков. [Текст]/ Божович, Л.И. — М., 1972.
- Гамезо, М.В., Петрова, Е.А., Орлова, Л. М. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов [Текст]./ Гамезо, М.В., Петрова, Е.А., Орлова, Л.М. — М.: Педагогическое общество России, 2003
- Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы. [Текст] / Ильин, Е.П. — СПб.: Питер, 2002. — 512с.
- Караулов, Ю. Н. Русский язык и языковая личность [Текст] / Ю. Н. Караулов. — М.: Едиториал УРСС, 2004. — 263 с.
- Касаткин, Л.Л., Клобуков, Е.В., Лекант, П. А. Краткий справочник по русскому языку. [Текст]/ Касаткин, Л.Л., Клобуков, Е.В., Лекант, П.А. — М., 2002
- Программы четырехлетней начальной школы: программы [Текст]/Проект «Начальная школа 21 века» / Под ред. Н. Ф. Виноградовой. — М., 2014.- 94 с.
- Программно-методические материалы. [Текст] Русский язык. Начальная школа: программы/Сост. Л. А. Вохмянина. — М.: Дрофа, 2014.- 125с.
- Разагатова, Н. А. История и тенденции развития учебно-исследовательской деятельности школьников [Текст] /Н. А. Разагатова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Специальный выпуск «Актуальные проблемы гуманитарных исследований», 2006. -Том 1. — С 32–40.