Перспективы реформирования органов местного самоуправления в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №40 (487) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 05.10.2023

Статья просмотрена: 207 раз

Библиографическое описание:

Пономаренко, У. В. Перспективы реформирования органов местного самоуправления в России / У. В. Пономаренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 40 (487). — С. 253-255. — URL: https://moluch.ru/archive/487/106418/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье автор рассматривает текущее состояние реформы местного самоуправления в стране, приводит перспективы реформирования института местного самоуправления. Сделан вывод о необходимости дальнейших преобразований и взвешенного подхода к процессу реформирования, необходимости сохранения смыслового и содержательного значения местного самоуправления, как института прямой демократии и выражения воли народа.

Ключевые слова: реформа, местное самоуправление, законопроект, публичная власть, проблемы, перспективы.

На всем протяжении новейшей российской истории к вопросам реформирования государственного и муниципального управления не снижается интерес авторов научных исследований, ученых, теоретиков и правоприменителей, что связано с важностью оптимального устройства государственного управления и его правового обеспечения для развития страны и обеспечения законности, соблюдения прав граждан. В таких условиях особое значения приобретает организация управления на муниципальном уровне власти, вопросы качества правового регулирования соответствующих общественных отношений. Местное самоуправление как форма реализации населением России власти выступает наиболее приближенным к населению уровнем власти. Тридцатилетний период существования института местного самоуправления позволяет сделать вывод о его эффективности. Вместе с тем, динамика внесения изменений в нормативные акты, определяющие состояние и организацию данного правового института свидетельствует о том, что до настоящего времени модернизация его не завершена. Существенные изменения коснулись правового обеспечения института местного самоуправления с внесением поправок в Конституцию Российской Федерации в 2020 г. Необходимо согласиться с мнением многих отечественных учёных в том, что основополагающим изменением конституционных основ местного самоуправления в процессе конституционных преобразований выступило окончательное огосударствление местного самоуправления, последствия чего до настоящего момента не вполне осознаются научным сообществом [5].

Результатом внесенных в Основной закон страны в 2020 году поправок, касающихся института местного самоуправления, выступило введение в научный оборот правового феномена публичной власти, частью которой выступает сегодня местное самоуправление. Несмотря на то, что указанные изменения уже вступили в силу, до настоящего времени в научной среде нет единого подхода к пониманию феномена публичной власти, законодателем понятие «публичная власть» фактически раскрыто как «федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, органы местного самоуправления в их совокупности» (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 08.12.2020 года № 394-ФЗ «О Государственном Совете Российской Федерации» [2]), при этом местное самоуправление, не входившее в систему государственной власти, стало низовым звеном власти «публичной».

Встраивание местного самоуправления в единую систему публичной власти в стране породило множество дискуссионных вопросов, касающихся современной роли местного самоуправления и трансформации его сущности, вопросов соотношения государственной и публичной власти, установления пределов вмешательства государства в организацию института местного самоуправления без потери его автономности и самостоятельности. Следует признать, что введенные законодателем изменения были неоднозначно восприняты научной средой, вызвали множество вопросов, требующих пристального внимания.

В частности, А. Т. Карасев, О. А. Кожевников, А. В. Савоськин, рассматривая вопросы реновации публичного управления в 2020 г., справедливо отмечают, что «ни содержание новелл, ни характер изменений не позволяют однозначно спрогнозировать их синергетический эффект» [7, с. 35]. Усиление централизации всей системы публичной власти, наряду с повышением устойчивости системы государственного управления, одновременно приводит к снижению её гибкости, что может повлечь снижение эффективности управления обществом, особенно на уровне муниципальной власти.

Прежде всего, следует отметить, что встраивание местного самоуправления в единую вертикаль публичной власти неоднозначно воспринято научным сообществом. В частности, О. А. Кожевников приходит к неутешительному выводу о том, что в настоящее время произошла существенная трансформация института местного самоуправления, он изменился как по форме, так и по содержанию, что определило наличие «кризиса современного состояния местного самоуправления в РФ и возможность его «растворения» с введением в правовое поле категории «единой системы публичной власти» [8, с. 49]. М. В. Исобчук полагает, что фактически поправки в отношении организации института местного самоуправления закрепили снижение автономии и повышение подконтрольности муниципалитетов государству [6], высказывая мнение о необходимости повышения «субъектности» муниципалитетов в России (политической, финансовой, организационной и пр.). С. Н. Леонов, Е. С. Барабаш приходят к выводу о том, что формально встроенное в единую систему публичной власти местное самоуправление фактически становится известным еще с советских времен «государственным управлением в муниципальных границах» [9].

Одной из значимых тенденций развития современного местного самоуправления выступает тенденция укрупнения муниципальных образований. Дальнейшие перспективы развития данной тенденции воспроизводит и Законопроект № 40361–8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» [3], предполагающий сохранение только следующих видов муниципальных образований: городских и муниципальных округов, внутригородских территорий городов федерального значения. Данная инициатива законодателя воспринята научными кругами неоднозначно. В частности, некоторые исследователи говорят о том, что следует признать актуальной и своевременной процесс укрупнения муниципальных образований, к такому выводу, например, приходит А. В. Мазеин, считая, что указанные изменения приведут к повышению качества управления на муниципальном уровне публичной власти [10].

Об экономии средств за счёт увеличения масштаба управления, оптимизации штата уровня муниципальной власти говорят, как о позитивных изменениях, некоторые исследователи [9]. Вместе с тем, существуют и диаметрально противоположные точки зрения, говорящие о том, что укрупнение муниципальных образований фактически приведёт к отдалению жителей сельских территорий от управления государством (что осложнит выражение воли народа России посредством выборности должностных лиц муниципальной власти), в частности, Р. В. Бабейкин приходит к выводу о том, что доступность местной власти и местных услуг (ввиду укрупнения муниципальных образований) снижается при одновременном отсутствии видимой бюджетной экономии за счет сокращения аппарата управления муниципальной власти [5].

Одним из ключевых направлений модернизации института местного самоуправления, заложенных в указанном законопроекте [3], выступает переход к одноуровневой системе местного самоуправления с построением на основе принципа привязки к населению [4]. Часть исследователей говорят о том, что действующая двухуровневая система местного самоуправления на протяжении длительного периода времени показала свою эффективность [8]. Приверженцы противоположной точки зрения говорят о том, что переход к одноуровневой системе самоуправления представляется оправданным и своевременным, что согласуется с замыслом инициаторов законопроекта.

Полагаем, что текущее правовое регулирование института МСУ свидетельствует об усилении вертикали власти за счет ослабления МСУ, с явным усилением тенденции снижения автономности, самостоятельности и независимости местного самоуправления.

Таким образом, проведенный обзор современного этапа реформы местного самоуправления позволяет заключить, что на уровне Основного закона страны были внесены существенные изменения, определившие не только встраивание института МСУ в вертикаль единой публичной власти, но и серьезную территориальную и сущностную трансформацию местного самоуправления. В таких условиях острой необходимостью выступает детализация конституционных новелл в федеральном законодательстве. В настоящее время в первом чтении принят Законопроект № 40361–8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». Несмотря на то, что основой для разработки данного проекта выступил действующий Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [1], к содержанию законопроекта со стороны научных кругов возникло множество вопросов [7]. Законопроектом, по справедливому выражению Н. А. Антоновой, предусмотрено «системное преобразование», фактически новая система организации МСУ (с изменением территориальных, организационных основ МСУ). До настоящего времени новый закон не принят, что не позволяет оценить в полной мере позицию законодателя в отношении трансформации института местного самоуправления, вместе с тем, обозначенные в законопроекте тенденции развития местного самоуправления вызывают обоснованные вопросы.

Литература:

  1. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2003. — № 40. — Ст. 3822.
  2. Федеральный закон от 08.12.2020 № 394-ФЗ «О Государственном Совете Российской Федерации» // Российская газета. — № 280. — 11.12.2020.
  3. Законопроект № 40361–8 Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти // https://sozd.duma.gov.ru/bill/40361–8
  4. Антонова Н. А. Проблемы определения компетенции органов местного самоуправления // Вестник Московского университета им. С. Ю. Витте. Серия 2: Юридические науки. — 2022. — № 3 (34). — С. 12–17.
  5. Бабейкин Р. В. Вызовы и перспективы укрупнения муниципальных образований на примере Московской области // Вопросы государственного и муниципального управления. — 2023. — № 1. — С. 39–65.
  6. Исобчук М. В. Местное самоуправление в РФ после поправок в Конституцию-2020 // Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения. — 2023. — Т. 7. — № 2. — С. 210–220.
  7. Карасев А. Т., Кожевников О. А., Савоськин А. В. Отдельные вопросы конституционной трансформации публичного управления в России // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). — 2021. — № 2. — С. 24–37.
  8. Кожевников О. А. Местное самоуправление как конституционная ценность: от истоков к современному состоянию // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2021. — № 4 (92). — С. 49–56.
  9. Леонов С. Н., Барабаш Е. С. Финансовые и структурные перспективы реформы местного самоуправления в России // Известия Байкальского государственного университета. — 2023. — Т. 33. — № 1. — С. 46–56.
  10. Мазеин А. В. Система и структура органов местного самоуправления в условиях реализации принципа единства системы публичной власти и трансформации муниципальных образований // Муниципалитет: экономика и управление. — 2023. — № 1 (42). — С. 56–67.
Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, публичная власть, единая система, муниципальная власть, Российская Федерация, государственное управление, общий принцип организации, том, государственная власть, научная среда.


Похожие статьи

Анализ системы правового регулирования местного самоуправления на современном этапе

В статье анализируется построение и структурное определение законодательных пределов местного самоуправления в России на современном этапе с учетом ряда ключевых изменений. Одной из целей работы является установление результата и проблематики с учето...

Проблемы теории и практики разработки и принятия государственных решений и пути их решения

В статье рассматриваются проблемы эффективности государственного управления России и на основе анализа проблем рассмотрены вероятные пути их решения, и создания полноценного гражданского общества.

Действие механизма правового регулирования в современной России

В статье рассмотрена проблема эффективности механизма правового регулирования, его структура, место и основные функции в системе российского права. Выявлены и обоснованы пути повышения эффективности правового регулирования. На основании проведенного ...

Трансформация системы взаимодействия органов государственной власти с институтами гражданского общества в современной России

В статье анализируются новые механизмы взаимодействия между гражданским обществом и властью, а также основные проблемы. Рассмотрены основные направления взаимодействия и возможности для конструктивного диалога гражданского общества и государства.

Актуальные проблемы модернизации уголовного законодательства в Российской Федерации

В статье затрагиваются проблемы модернизации уголовного законодательства России. Анализируется современное состояние законодательства в условиях взятого курса уголовно-правовой политики на гуманизацию. По итогам исследования определены основные пробл...

Современное состояние институтов местного самоуправления: свежий взгляд на проблемы

Статья посвящена обзору основных проблем института местного самоуправления в различные периоды его становления и развития. Подчеркивается значимость муниципальной власти, обозначаются некоторые направления по оптимизации местной власти.

Представительная демократия в местном самоуправлении: теоретико-правовые аспекты, перспективы развития

Статья посвящена изучению действующего законодательства в сфере осуществления представительной муниципальной демократии; проведен анализ правового регулирования представительной демократии в местном самоуправлении, рассмотрены перспективы развития и ...

Административная реформа в России

В данной статье автором рассмотрены проблемы, с которыми столкнулась Российская федерация при проведении административной реформы. Изучен опыт проведения административной реформы в России, проанализированы результаты, которые были достигнуты, выявлен...

Органы государственной региональной власти как открытая информационная система: тенденции и перспективы

Актуальность заявленной темы статьи вызвана тем, что органы государственной региональной власти в интересах своей стабильности и действенности нуждаются в отслеживании тенденций развития общественного сознания в условиях реформ, а также в выявлении д...

Настоящее и будущее медиации в гражданском процессе

В статье анализируется процесс формирования института медиации в российском гражданском процессуальном праве, его ключевые особенности и оцениваются перспективы развития и дальнейшего реформирования медиации в свете принятия последних законодательных...

Похожие статьи

Анализ системы правового регулирования местного самоуправления на современном этапе

В статье анализируется построение и структурное определение законодательных пределов местного самоуправления в России на современном этапе с учетом ряда ключевых изменений. Одной из целей работы является установление результата и проблематики с учето...

Проблемы теории и практики разработки и принятия государственных решений и пути их решения

В статье рассматриваются проблемы эффективности государственного управления России и на основе анализа проблем рассмотрены вероятные пути их решения, и создания полноценного гражданского общества.

Действие механизма правового регулирования в современной России

В статье рассмотрена проблема эффективности механизма правового регулирования, его структура, место и основные функции в системе российского права. Выявлены и обоснованы пути повышения эффективности правового регулирования. На основании проведенного ...

Трансформация системы взаимодействия органов государственной власти с институтами гражданского общества в современной России

В статье анализируются новые механизмы взаимодействия между гражданским обществом и властью, а также основные проблемы. Рассмотрены основные направления взаимодействия и возможности для конструктивного диалога гражданского общества и государства.

Актуальные проблемы модернизации уголовного законодательства в Российской Федерации

В статье затрагиваются проблемы модернизации уголовного законодательства России. Анализируется современное состояние законодательства в условиях взятого курса уголовно-правовой политики на гуманизацию. По итогам исследования определены основные пробл...

Современное состояние институтов местного самоуправления: свежий взгляд на проблемы

Статья посвящена обзору основных проблем института местного самоуправления в различные периоды его становления и развития. Подчеркивается значимость муниципальной власти, обозначаются некоторые направления по оптимизации местной власти.

Представительная демократия в местном самоуправлении: теоретико-правовые аспекты, перспективы развития

Статья посвящена изучению действующего законодательства в сфере осуществления представительной муниципальной демократии; проведен анализ правового регулирования представительной демократии в местном самоуправлении, рассмотрены перспективы развития и ...

Административная реформа в России

В данной статье автором рассмотрены проблемы, с которыми столкнулась Российская федерация при проведении административной реформы. Изучен опыт проведения административной реформы в России, проанализированы результаты, которые были достигнуты, выявлен...

Органы государственной региональной власти как открытая информационная система: тенденции и перспективы

Актуальность заявленной темы статьи вызвана тем, что органы государственной региональной власти в интересах своей стабильности и действенности нуждаются в отслеживании тенденций развития общественного сознания в условиях реформ, а также в выявлении д...

Настоящее и будущее медиации в гражданском процессе

В статье анализируется процесс формирования института медиации в российском гражданском процессуальном праве, его ключевые особенности и оцениваются перспективы развития и дальнейшего реформирования медиации в свете принятия последних законодательных...

Задать вопрос