Мотивация студентов СПО как главный критерий успеха | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №40 (487) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 06.10.2023

Статья просмотрена: 108 раз

Библиографическое описание:

Сидорова, О. И. Мотивация студентов СПО как главный критерий успеха / О. И. Сидорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 40 (487). — С. 65-67. — URL: https://moluch.ru/archive/487/106427/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье автор рассматривает мотивацию студентов среднего профессионального образования как один из главных критериев успеха в образовательном процессе.

Ключевые слова: мотивация, успех.

В современном мире мотивация занимает одно из ключевых позиций в образовательном мире. Среднее профессиональное образование тому не исключение. Мотив, как правило, трактуется как главное составляющее образовательного процесса, соответственно является и критерием успеха студентов.

Для того, чтобы точнее определить роль мотивации в жизни студента XXI века необходимо прибегнуть к двум основным понятиям: мотивация и успех.

Остановимся на термине «мотивация». В педагогике, социологии, психологии «мотивация» трактуется по-разному. К примеру, психолог В. К. Вилюнас из Латвии считал, что мотивация — это «…эмоциональное явление, которое сигнализирует субъекту о потребностной значимости объектов и побуждают направить на них деятельность» [1].

Современный учёный М. В. Ляшенко в своей работе «Мотивация учебной деятельности: основные понятия и проблемы» прибегает к трактовке А. К. Марковой, которая под мотивом учебной деятельности понимает «…направленность обучающегося на различные стороны учебной деятельности, то есть все факторы, обусловливающие проявление учебной активности: потребность, цель, установка, чувство долга, интерес» [2].

Отметим, что термин «мотивация» — это многозначное явление, которое в зависимости от различных сфер образования имеет отличительную трактовку.

Обратимся к термину «успех». Как правило, для понимания определения «успеха» мы обращаемся к такой формулировке. Успех — это постоянное осуществление тех целей, которые мы поставили перед собой и которые исключительно важны для нас.

Успех заключается не в том, что мы достигли цели, решая какую-то задачу (хотя большинство людей представляет себе это именно так), наоборот, успех заключается в том, чтобы двигаться по направлению к этой цели. В нашем случае, цель — это успех студентов среднего профессионального образования в учебной деятельности.

В педагогической сфере написано немало работ, посвящённых теме мотивации достижения успеха. Одной из такой работ можно выделить труд аспиранта кафедры психологии Московского института экономики, политики и права Е. М. Рожкова.

В своём исследовании молодой учёный, что мотивация достижения успеха имеет немаловажную роль в деятельности человека. Изучение ее закономерностей и проблем является значимым направлением в психологии. Это обусловлено достаточно высокими темпами развития современного общества. Для того чтобы осуществить деятельность, необходим достаточный уровень мотивации. Однако если мотивация оказывается слишком сильной, увеличивается уровень активности и напряжения, что приводит к определенным разладам в деятельности и поведении и эффективность работы ухудшается [4]. Таким образом, слишком высокий уровень мотивации может вызывать негативные эмоциональные реакции — стресс, волнение, напряжение, что приводит к ухудшению деятельности. Следовательно, очень высокий уровень мотивации далеко не всегда является наилучшим [5, с. 119–125].

Также разберёмся с таким словосочетанием, как «мотивация к достижению успеха». Оно обозначается как стремление к успеху, высоким результатам в деятельности. Г. Мюррей первым выделил подобный вид мотивации [10] и дал этому термину следующее определение: «справляться с чем-то трудным. Справляться с физическими объектами, людьми или идеями, манипулировать ими или организовывать их. Делать это настолько быстро и независимо, насколько это возможно. Преодолевать препятствия и достигать высокого уровня. Превосходить самого себя. Соревноваться с другими и превосходить их. Увеличивать свое самоуважение благодаря успешному применению своих способностей» [3].

Бесспорно, если обучающиеся СПО будут правильно замотивированы, то успех в образовательном процессе гарантирован. Каким же образом можно помочь в этом сложном процессе студенту?

Отметим ряд принципов и правил, которые стоит учитывать в процессе управления развитием мотивации студентов СПО: учет навыков и знаний, которыми обладает студент; поощрение обучающихся; стимулирование на результат, а не на получение отметки; индивидуальный подход к каждому студенту; доверительные взаимоотношения между педагогом и обучающимся; возможность самостоятельной оценки проделанной работы; взаимопомощь и сотрудничество внутри коллектива (группы/класса).

При выполнении всех вышеуказанных правил, успех в процессе мотивации студентов колледжей и техникумов будет достигнут.

Успешность обучения во многом определяется умением педагогов организовать учебный процесс в соответствии с основными закономерностями учебно-познавательной деятельности обучаемых. Традиционно под успешностью обучения понимается высокая академическая успеваемость учащихся, определяемая как степень совпадения реальных и запланированных результатов учебной деятельности.

Как мы уже отмечали ранее, мотивация — это главный фактор, который регулирует активность, поведение и деятельность человека. Педагог — тот человек, который может помочь студенту с накопившимися проблемами, в том числе и с плохой мотивацией.

Любое педагогическое взаимодействие с обучаемым становится эффективным только с учётом особенностей его мотивации. За объективно одинаковыми действиями учащихся могут быть совершенно различные причины. Побудительные источники одного и того же поступка могут быть абсолютно разными.

Успешность учебной деятельности зависит от социально-психологических и социально-педагогических факторов. На успешность учебной деятельности влияют также сила и структура мотивации. Согласно закону Йеркса-Додсона эффективность учебной деятельности находится в прямой зависимости от силы мотивации. Однако прямая связь сохраняется до определённого предела. При достижении результатов и продолжении увеличения силы мотивации — эффективность деятельности падает.

Подводя итог, хочется отметить, что мотивация студентов среднего профессионального образования может видоизменяться в лучшую сторону, что, конечно же, будет характеризоваться успехом в образовательном процессе.

Литература:

1. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. — М.: Изд-во МГУ, 1990. — 288 с.

2. Ляшенко М. В. Мотивация учебной деятельности: основные понятия и проблемы / М. В. Ляшенко // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. — 2019. — № 1. — Т. 11. — С. 53–73.

3. Murray H. A. Explorations in personality New York; Oxford Press, 1938.

4. Рожков Е. М. Мотивация достижения успеха и избегания неудач в работах отечественных и зарубежных учёных. — М.: МИЭПП, 2014.

5. Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже. М., 1975.

Основные термины (генерируются автоматически): учебная деятельность, образовательный процесс, профессиональное образование, мотивация, успех, высокий уровень мотивации, деятельность человека, мотивация достижения успеха, мотивация студентов среднего, успешность обучения.


Ключевые слова

мотивация, успех

Похожие статьи

Мотивация к профессиональной деятельности у будущих педагогов

В статье автор раскрывает необходимые мотивы выбора профессии как будущие механизмы, побуждающие к успешной профессиональной деятельности.

Профессиональное самоопределение студентов в проектной деятельности с функциональным позиционированием

В данной статье рассмотрено влияние функционального позиционирования в проектной деятельности на профессиональное самоопределение студентов СПО. Описана методическая база ведущей деятельности подростков.

Современные педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса

В данной статье рассматриваются современные педагогические технологии, способы, приемы и методы обучения иностранному языку в современной школе. Автор приводит примеры по применению некоторых из них. Все технологии и приемы направлены на формирование...

Мотивация достижения успеха у подростков с разным уровнем самооценки

Статья исследует связь между самооценкой и мотивацией достижения у подростков. В исследовании были использованы методики С. А. Будасси и А. Мехрабиана. Полученные результаты демонстрируют значимую роль самооценки в формировании мотивации достижения у...

Стимулирование научной деятельности среди студентов

Авторы в статье рассуждают о необходимости привлечения в научную деятельность молодых студентов. Описаны наиболее актуальные методы мотивации.

Личностно ориентированный подход как одно из условий формирования исследовательской компетентности младших школьников

В статье автор исследует роль личностно ориентированного подхода в формировании исследовательской компетентности младших школьников.

Исследование мотивационной среды студентов педагогического вуза

Статья посвящена исследованию детерминанты активности студентов педагогических вузов в межсессионный период. Обработка данных по посещаемости позволила выявить основные проблемы, связанные с активизацией личности и получить комплексный результат иссл...

Коммуникация как инструмент транслирования этических ценностей в современных организациях

В статье автор рассматривает взаимодействие этических ценностей персонала в современных организациях в рамках процесса коммуникации.

Особенности мотивации к успеху у старшеклассников и студентов

В работе рассматривается вопрос мотивации к успеху у школьников и студентов

Материальная и нематериальная мотивация как элемент эффективного управления персоналом

В современных условиях мотивация, вовлеченность и стимулирование сотрудников играют важную роль в экономическом прогрессе. Позитивная мотивация персонала является одним из факторов обеспечения конкурентных преимуществ и стратегической устойчивости ко...

Похожие статьи

Мотивация к профессиональной деятельности у будущих педагогов

В статье автор раскрывает необходимые мотивы выбора профессии как будущие механизмы, побуждающие к успешной профессиональной деятельности.

Профессиональное самоопределение студентов в проектной деятельности с функциональным позиционированием

В данной статье рассмотрено влияние функционального позиционирования в проектной деятельности на профессиональное самоопределение студентов СПО. Описана методическая база ведущей деятельности подростков.

Современные педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса

В данной статье рассматриваются современные педагогические технологии, способы, приемы и методы обучения иностранному языку в современной школе. Автор приводит примеры по применению некоторых из них. Все технологии и приемы направлены на формирование...

Мотивация достижения успеха у подростков с разным уровнем самооценки

Статья исследует связь между самооценкой и мотивацией достижения у подростков. В исследовании были использованы методики С. А. Будасси и А. Мехрабиана. Полученные результаты демонстрируют значимую роль самооценки в формировании мотивации достижения у...

Стимулирование научной деятельности среди студентов

Авторы в статье рассуждают о необходимости привлечения в научную деятельность молодых студентов. Описаны наиболее актуальные методы мотивации.

Личностно ориентированный подход как одно из условий формирования исследовательской компетентности младших школьников

В статье автор исследует роль личностно ориентированного подхода в формировании исследовательской компетентности младших школьников.

Исследование мотивационной среды студентов педагогического вуза

Статья посвящена исследованию детерминанты активности студентов педагогических вузов в межсессионный период. Обработка данных по посещаемости позволила выявить основные проблемы, связанные с активизацией личности и получить комплексный результат иссл...

Коммуникация как инструмент транслирования этических ценностей в современных организациях

В статье автор рассматривает взаимодействие этических ценностей персонала в современных организациях в рамках процесса коммуникации.

Особенности мотивации к успеху у старшеклассников и студентов

В работе рассматривается вопрос мотивации к успеху у школьников и студентов

Материальная и нематериальная мотивация как элемент эффективного управления персоналом

В современных условиях мотивация, вовлеченность и стимулирование сотрудников играют важную роль в экономическом прогрессе. Позитивная мотивация персонала является одним из факторов обеспечения конкурентных преимуществ и стратегической устойчивости ко...

Задать вопрос