В статье автор рассматривает мотивацию студентов среднего профессионального образования как один из главных критериев успеха в образовательном процессе.
Ключевые слова: мотивация, успех.
В современном мире мотивация занимает одно из ключевых позиций в образовательном мире. Среднее профессиональное образование тому не исключение. Мотив, как правило, трактуется как главное составляющее образовательного процесса, соответственно является и критерием успеха студентов.
Для того, чтобы точнее определить роль мотивации в жизни студента XXI века необходимо прибегнуть к двум основным понятиям: мотивация и успех.
Остановимся на термине «мотивация». В педагогике, социологии, психологии «мотивация» трактуется по-разному. К примеру, психолог В. К. Вилюнас из Латвии считал, что мотивация — это «…эмоциональное явление, которое сигнализирует субъекту о потребностной значимости объектов и побуждают направить на них деятельность» [1].
Современный учёный М. В. Ляшенко в своей работе «Мотивация учебной деятельности: основные понятия и проблемы» прибегает к трактовке А. К. Марковой, которая под мотивом учебной деятельности понимает «…направленность обучающегося на различные стороны учебной деятельности, то есть все факторы, обусловливающие проявление учебной активности: потребность, цель, установка, чувство долга, интерес» [2].
Отметим, что термин «мотивация» — это многозначное явление, которое в зависимости от различных сфер образования имеет отличительную трактовку.
Обратимся к термину «успех». Как правило, для понимания определения «успеха» мы обращаемся к такой формулировке. Успех — это постоянное осуществление тех целей, которые мы поставили перед собой и которые исключительно важны для нас.
Успех заключается не в том, что мы достигли цели, решая какую-то задачу (хотя большинство людей представляет себе это именно так), наоборот, успех заключается в том, чтобы двигаться по направлению к этой цели. В нашем случае, цель — это успех студентов среднего профессионального образования в учебной деятельности.
В педагогической сфере написано немало работ, посвящённых теме мотивации достижения успеха. Одной из такой работ можно выделить труд аспиранта кафедры психологии Московского института экономики, политики и права Е. М. Рожкова.
В своём исследовании молодой учёный, что мотивация достижения успеха имеет немаловажную роль в деятельности человека. Изучение ее закономерностей и проблем является значимым направлением в психологии. Это обусловлено достаточно высокими темпами развития современного общества. Для того чтобы осуществить деятельность, необходим достаточный уровень мотивации. Однако если мотивация оказывается слишком сильной, увеличивается уровень активности и напряжения, что приводит к определенным разладам в деятельности и поведении и эффективность работы ухудшается [4]. Таким образом, слишком высокий уровень мотивации может вызывать негативные эмоциональные реакции — стресс, волнение, напряжение, что приводит к ухудшению деятельности. Следовательно, очень высокий уровень мотивации далеко не всегда является наилучшим [5, с. 119–125].
Также разберёмся с таким словосочетанием, как «мотивация к достижению успеха». Оно обозначается как стремление к успеху, высоким результатам в деятельности. Г. Мюррей первым выделил подобный вид мотивации [10] и дал этому термину следующее определение: «справляться с чем-то трудным. Справляться с физическими объектами, людьми или идеями, манипулировать ими или организовывать их. Делать это настолько быстро и независимо, насколько это возможно. Преодолевать препятствия и достигать высокого уровня. Превосходить самого себя. Соревноваться с другими и превосходить их. Увеличивать свое самоуважение благодаря успешному применению своих способностей» [3].
Бесспорно, если обучающиеся СПО будут правильно замотивированы, то успех в образовательном процессе гарантирован. Каким же образом можно помочь в этом сложном процессе студенту?
Отметим ряд принципов и правил, которые стоит учитывать в процессе управления развитием мотивации студентов СПО: учет навыков и знаний, которыми обладает студент; поощрение обучающихся; стимулирование на результат, а не на получение отметки; индивидуальный подход к каждому студенту; доверительные взаимоотношения между педагогом и обучающимся; возможность самостоятельной оценки проделанной работы; взаимопомощь и сотрудничество внутри коллектива (группы/класса).
При выполнении всех вышеуказанных правил, успех в процессе мотивации студентов колледжей и техникумов будет достигнут.
Успешность обучения во многом определяется умением педагогов организовать учебный процесс в соответствии с основными закономерностями учебно-познавательной деятельности обучаемых. Традиционно под успешностью обучения понимается высокая академическая успеваемость учащихся, определяемая как степень совпадения реальных и запланированных результатов учебной деятельности.
Как мы уже отмечали ранее, мотивация — это главный фактор, который регулирует активность, поведение и деятельность человека. Педагог — тот человек, который может помочь студенту с накопившимися проблемами, в том числе и с плохой мотивацией.
Любое педагогическое взаимодействие с обучаемым становится эффективным только с учётом особенностей его мотивации. За объективно одинаковыми действиями учащихся могут быть совершенно различные причины. Побудительные источники одного и того же поступка могут быть абсолютно разными.
Успешность учебной деятельности зависит от социально-психологических и социально-педагогических факторов. На успешность учебной деятельности влияют также сила и структура мотивации. Согласно закону Йеркса-Додсона эффективность учебной деятельности находится в прямой зависимости от силы мотивации. Однако прямая связь сохраняется до определённого предела. При достижении результатов и продолжении увеличения силы мотивации — эффективность деятельности падает.
Подводя итог, хочется отметить, что мотивация студентов среднего профессионального образования может видоизменяться в лучшую сторону, что, конечно же, будет характеризоваться успехом в образовательном процессе.
Литература:
1. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. — М.: Изд-во МГУ, 1990. — 288 с.
2. Ляшенко М. В. Мотивация учебной деятельности: основные понятия и проблемы / М. В. Ляшенко // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. — 2019. — № 1. — Т. 11. — С. 53–73.
3. Murray H. A. Explorations in personality New York; Oxford Press, 1938.
4. Рожков Е. М. Мотивация достижения успеха и избегания неудач в работах отечественных и зарубежных учёных. — М.: МИЭПП, 2014.
5. Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже. М., 1975.