Здоровый образ жизни дошкольников через организацию культуры питания в ДОО | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №40 (487) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 06.10.2023

Статья просмотрена: 94 раза

Библиографическое описание:

Агаева, И. Ш. Здоровый образ жизни дошкольников через организацию культуры питания в ДОО / И. Ш. Агаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 40 (487). — С. 27-29. — URL: https://moluch.ru/archive/487/106433/ (дата обращения: 17.10.2024).



В статье рассмотрены педагогические методы, приёмы и формы работы с детьми старшего дошкольного возраста для решения задач формирования здорового образа жизни и полезных привычек дошкольников через организацию культуры питания в ДОО. Также отображена информация об оснащении предметно-развивающей среды играми и пособиями, изготовленными собственными руками, направленными на формирование стремления у детей вести здоровый образ жизни, правильно и сбалансировано питаться.

Ключевые слова : старший дошкольный возраст, культура питания, здоровый образ жизни, полезные привычки, предметно-развивающая среда.

Дошкольный возраст — это самое благоприятное время, когда у ребенка вырабатываются базовые предпочтения в еде, создается основа для роста и развития. Здоровый образ жизни — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности. Культура питания определяет, прежде всего, умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу. Главной задачей, на мой взгляд, по укреплению здоровья детей в детском саду является формирование у дошкольников представлений о культуре питания, как одной из главных ценностей жизни.

Культуру питания часто относят к гигиеническим навыкам, но её значение не только в выполнении физиологических потребностей. Она имеет этический смысл — ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом людям, и так же к тем, кто приготовил пищу. Овладение культурой еды — нелегкое для дошкольников дело, но осуществлять формирование этих навыков необходимо. Важно добиваться, чтобы дети ели с удовольствием, с аппетитом и опрятно. За время пребывания в дошкольном учреждении ребенок учится правильно вести себя за столом, пользоваться приборами (ложкой, вилкой), приобретает определенные навыки культуры питания.

Соблюдение детьми гигиенических требований — одна из обязанностей воспитателя во время проведения процесса кормления. Детей дошкольного возраста необходимо приучать правильно сидеть за столом, умело пользоваться салфеткой, жевать с закрытым ртом, не разговаривать во время еды. Дети должны учиться пользоваться столовыми приборами.

Для формирования основ правильного питания и культуры приема пищи мы используем различные формы работы, такие как увлекательные игры на заданную тематику, творческие досуги, развлечения, беседы. В процессе таких занятий дети знакомятся с правилами сервировки, узнают о том, как следить за осанкой за столом и пользоваться столовыми приборами. Для реализации поставленных задач мы регулярно обновляем наглядный и демонстрационный материал. Систематически внедряем обновлённый дидактический игровой материал, схемы сервировки стола, складывания салфеток, фотоматериалы и картинки по сервировке и украшению стола, оформлению блюд, а также с изображением продуктов здоровой и вредной пищи.

Важным методом в формировании основ культуры питания является чтение художественной литературы, которая помогает обогатить словарный запас детей, приобщить к фольклору, учит детей быть вежливыми, гостеприимными, воспитывает культуру поведения за столом и формирует культурно-гигиенические навыки, развивает кругозор. Из полюбившихся ребятами произведений являются: «Познакомься с кабачком», «Вкусная еда. Путешествие фруктов и пряностей из далёких стран», «Приключения Тима в мире бактерий».

Перед едой мы рассказываем детям о блюдах и продуктах, из которых они изготовлены; объясняем, какие витамины содержатся в каждом продукте и какую роль они играют для укрепления здоровья нашего организма. Во время еды обязательно следим за осанкой детей и совершенствуем навыки еды: учим правильно пользоваться столовыми приборами, есть аккуратно, бесшумно, пользоваться салфеткой, сохранять правильную осанку. Выходя из-за стола — тихо задвигать стул и благодарить взрослых.

В процессе образовательной деятельности были разработаны презентации «Польза и вред витаминов», «Как правильно сервировать стол».

В группе с ребятами мы часто проводим беседы о пользе и вреде современных продуктов питания и обогащаем знания детей о правилах употребления разных продуктов, например, «Как ты относишься к кока-коле?», «Похрусти, а потом не грусти», «У меня болит живот», «Почему нельзя спешить во время еды?», «Не мешай соседу за столом», «Говори и делай красиво».

При изучении новых тем и для закрепления ранее изученных в работе используем различные сюжетно-ролевые игры, например, «Магазин продуктов», «Кафе», «Поварята», «День рождение», где дети отображают свой жизненный опыт и представления о правильном питании.

Нами разработана и апробирована большая подборка дидактических игр и пособий по теме, например, «Что лишнее?», «Каждой вещи своё место», «Хорошо или плохо?», «Что чем едят», «Уроки этикета», «Угадай по запаху».

В процессе приобщения родителей к формированию у детей основ культуры здорового образа жизни и правильного питания также применяются разные формы работы: например, анкетирование («О правильном питании детей», «Рацион ребенка», «Я хочу это!»), родительские собрания («Здоровое питание»; «Витамины в рационе питания ребенка»; «Организация правильного питания будущих школьников»), мастер-классы («Учимся красиво и правильно сервировать стол», «Здоровье и правильное питание»), консультации («Как сохранить здоровье ребенка», «Воспитываем здоровое поколение»).

Все эти формы и методы работы над проблемой способствует формированию основ культуры питания, закреплению культурно-гигиенических навыков, а также предоставляет возможность родителям поразмышлять и задуматься о роли пищевых веществ для нормальной работы и развития детского организма, о полезности различных продуктов и блюд.

Анализ вышеизложенной педагогической работы в рамках творческой группы «Культура питания в ДОО» показал на практике, что у детей постепенно формируются знания о полезных и вредных продуктах, разработанные методические материалы позволяют в доступной для детей форме знакомить их с основами рационального питания, как составной части образа жизни, обучать навыкам и принципам правильного питания. Улучшились навыки гигиенических правил при употреблении пищи, дети стали соблюдать правила этикета. Большинство родителей отметили, что проведенная работа по формированию основ правильного и здорового питания оказала влияние на организацию правильного питания в семье.

Литература:

  1. Алексеева, А. С. Организация питания детей в дошкольном учреждении: пособие для воспитателей детского сада [Текст] / А. С. Алексеева, Л. В. Дружинина, К. Ладодо. — М.: Просвещение, 1990.
  2. Алексеева, Р. Г. Особенности формирования основ правильного питания в дошкольном возрасте [Электронный ресурс] / Р. Г. Алексеева: выступление на педагогическом совете из опыта работы. — Режим доступа: http://www.moi-detsad.ru/konsultac621.html .
  3. Маталыгина, О. А. Все о питании детей дошкольного возраста [Текст] / О. А. Маталыгина, Н. Е. Луппова. — М.: Фолиант, 2009
  4. Пальцев, А. И. Системообразующие ценности евразийской (российской) цивилизации [Текст] /А. И. Пальцев//Власть. 2011. — № 4.
Основные термины (генерируются автоматически): правильное питание, здоровый образ жизни, Культура питания, ребенок, время еды, стол, дошкольный возраст, здоровое питание, старший дошкольный возраст, форма работы.


Похожие статьи

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО

В статье рассматриваются основные аспекты формирования принципов ведения здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в соответствии с требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Рассм...

Педагогические условия в дошкольной образовательной организации по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

В настоящей статье говорится о проблемах реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста. Раскрывается поэтапность работы воспитателя с детьми в рамках дошкольной образовательной организации.

Организационно-педагогические условия формирования мотивации здорового образа жизни студентов

В статье рассматриваются проблемы формирования мотивации здорового образа жизни и здоровьесбережения студентов. Разработаны конкретные предложения по организации учебного процесса с целью формирования осознанной мотивации здорового образа жизни и здо...

Физическая культура и спорт в системе высшего образования

В статье рассматриваются особенности использования физической культуры и спорта в образовательном пространстве высшего звена. Анализ и изучение данных физических факторов по формированию условий возникновения стереотипа здорового образа жизни имеет в...

Социально-гигиенические особенности формирования здоровьесберегающего поведения у студентов

В статье представлены результаты исследования, проведенного в 2014г. в КГБОУ НПО "ПЛ № 46" города Ачинска и направленного на анализ основных проблем студенческой молодежи в сфере сохранения ее здоровья и формирования здоровьесберегающего поведения и ...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе инструктора по физкультуре ДОО с детьми ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации ФГОС ДО

В данной статье рассмотрены особенности детей с ОВЗ. В статье решаются проблемы обеспечения сохранения здоровья детей с ОВЗ посредством применения здоровьесберегающих технологий. В статье раскрывается роль педагога физического воспитания в правильной...

Педагогические аспекты поддержи детской инициативы при организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников

В статье раскрыты теоретические основы организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста. Рассматривается влияние педагогической поддержки детской познавательно-исследовательской инициативы на формирование субъектной...

Особенности адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении

Представлены результаты теоретико-эмпирического исследования особенностей адаптации детей с ОВЗ к дошкольному образовательному учреждению. Констатируется, что для таких детей, воспитывающихся в условиях инклюзивной группы, характерны проявления негат...

Интеграция патриотического воспитания и здорового образа жизни у дошкольников через духовно-нравственное развитие

Статья посвящена проблеме интеграции образовательных областей для достижения целей в воспитании дошкольников. Рассмотрены методы, активизирующие развитие всех когнитивных процессов, обращено особое внимание мелкой моторике, влияющей на развитие речи....

Условия использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе по физической культуре младших школьников

В статье обосновываются условия использования здоровьесберегающих технологий в учебном процессе по физической культуре в третьем классе. С этой целью автором проведен анализ психоэмоционального состояния учащихся 3-го класса, и установлено, что состо...

Похожие статьи

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО

В статье рассматриваются основные аспекты формирования принципов ведения здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в соответствии с требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Рассм...

Педагогические условия в дошкольной образовательной организации по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

В настоящей статье говорится о проблемах реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста. Раскрывается поэтапность работы воспитателя с детьми в рамках дошкольной образовательной организации.

Организационно-педагогические условия формирования мотивации здорового образа жизни студентов

В статье рассматриваются проблемы формирования мотивации здорового образа жизни и здоровьесбережения студентов. Разработаны конкретные предложения по организации учебного процесса с целью формирования осознанной мотивации здорового образа жизни и здо...

Физическая культура и спорт в системе высшего образования

В статье рассматриваются особенности использования физической культуры и спорта в образовательном пространстве высшего звена. Анализ и изучение данных физических факторов по формированию условий возникновения стереотипа здорового образа жизни имеет в...

Социально-гигиенические особенности формирования здоровьесберегающего поведения у студентов

В статье представлены результаты исследования, проведенного в 2014г. в КГБОУ НПО "ПЛ № 46" города Ачинска и направленного на анализ основных проблем студенческой молодежи в сфере сохранения ее здоровья и формирования здоровьесберегающего поведения и ...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе инструктора по физкультуре ДОО с детьми ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации ФГОС ДО

В данной статье рассмотрены особенности детей с ОВЗ. В статье решаются проблемы обеспечения сохранения здоровья детей с ОВЗ посредством применения здоровьесберегающих технологий. В статье раскрывается роль педагога физического воспитания в правильной...

Педагогические аспекты поддержи детской инициативы при организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников

В статье раскрыты теоретические основы организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста. Рассматривается влияние педагогической поддержки детской познавательно-исследовательской инициативы на формирование субъектной...

Особенности адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении

Представлены результаты теоретико-эмпирического исследования особенностей адаптации детей с ОВЗ к дошкольному образовательному учреждению. Констатируется, что для таких детей, воспитывающихся в условиях инклюзивной группы, характерны проявления негат...

Интеграция патриотического воспитания и здорового образа жизни у дошкольников через духовно-нравственное развитие

Статья посвящена проблеме интеграции образовательных областей для достижения целей в воспитании дошкольников. Рассмотрены методы, активизирующие развитие всех когнитивных процессов, обращено особое внимание мелкой моторике, влияющей на развитие речи....

Условия использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе по физической культуре младших школьников

В статье обосновываются условия использования здоровьесберегающих технологий в учебном процессе по физической культуре в третьем классе. С этой целью автором проведен анализ психоэмоционального состояния учащихся 3-го класса, и установлено, что состо...

Задать вопрос