Сегодня, как свидетельствует Всемирная организация здравоохранения, более двух млрд людей во всем мире имеют заболевания глаз и нарушения зрения. Процесс физической адаптации граждан с нарушением зрения эффективен, если предусматривается компетентное межведомственное взаимодействие; построены вариативные и интегративные модели, соответствующие федеральным требованиям, стандартам и потребностям людей с ограниченными возможностями; осуществляется педагогическое сопровождение физической адаптации людей с нарушением зрения.
Ключевые слова: физическое развитие, нарушения зрения, адаптация, ограниченные возможности.
Представители сферы образования отмечают важную роль вовлеченности учащихся в занятия физической культурой. Особое внимание уделяется физическому воспитанию людей с ограниченными возможностями, в частности слабовидящих или слепых. Внутри группы присутствуют разные возрастные категории, и студенты не являются исключением. Считается, что обучение двигательным действиям и развитие двигательной сферы имеют положительное влияние на социализацию людей с ограниченными возможностями. Именно через подвижность и движения человек узнает себя и окружающий мир. Для слепых изучение двигательных действий в рамках физического воспитания является основой, так как движение выступает для них как объект, средство и цель совершенствования двигательной сферы. При этом формирование двигательной сферы для слепых осуществляется через освоение различных двигательных элементов, начиная от простых до более сложных, требующих концентрации и больших энергозатрат.
Обучение двигательным действиям у человека с дефектами зрения аналогично обучению человека без таких проблем. Целью этого процесса является овладение техникой движений, кроме того, развитие двигательных навыков и социализация. В процессе обучения движениям разучиваются исходные и конечные положения, движения и их основополагающие элементы, совершенствуется движение в целом. Кроме того, осваиваются временные рамки выполнения различных элементов и происходит оценка результатов совершенного действия. Как результат — повышается физическая готовность незрячего к последующему самостоятельному выполнению ранее разученных движений.
При обучении слабовидящих или слепых людей, важно не только научить их правильному выполнению движений, но и развить у них культуру каждого элемента и целостного двигательного действия, чтобы они приобрели уверенность в своих движениях. Целью обучения является стремление научить слабовидящего человека самостоятельно использовать физические упражнения и иные освоенные движения для дальнейшего физического совершенствования. Таким образом, обучение двигательным действиям не ограничивается простым разучиванием движений, оно также включает в себя формирование школы движений и естественных двигательных действий, что является неотъемлемой частью процесса обучения слабовидящих людей.
В процессе физического развития слабовидящих или слепых людей, особенно в раннем возрасте, необходимо применять «обходные пути» для коррекции нарушенной физической ориентации и компенсации недостатка двигательной активности. Эти «обходные пути» должны быть направлены на целенаправленное развитие тех аспектов физического развития, которые требуют коррекции.
Для коррекции физического развития слепых, эффективным подходом, «обходным путем», является использование тренажеров. Тренировки на тренажерах позволяют избежать необходимости ориентироваться в пространстве, что особенно важно для слепых людей, которые могут быть обеспокоены возможностью столкновений или получения травм. Это позволяет им регулировать интенсивность нагрузки в соответствии с их потребностями. В образовательных учреждениях, доступных для людей со зрительными ограничениями, следует использовать тренажеры, на которых выполняются координационно несложные, циклические упражнения и с низкой мощностью. Кроме того, важно, чтобы тренировки на тренажерах затрагивали как можно большее количество мышечных групп, способствуя общему физическому развитию. Применение тренажеров может быть как самостоятельным видом занятий, так и включаться в комплекс образовательных или реабилитационных программ.
Легкоатлетическая программа для слабовидящих или слепых отличается от обычной программы тем, что исключаются прыжковые упражнения и скоростной бег. В лыжной подготовке для людей разных групп здоровья не предусматривается особых различий в объеме работы, специальная группа здоровья лишь выполняет эти упражнения с меньшей скоростью.
У слепых людей наблюдается значительное отставание в сфере овладения двигательными умениями и навыками, что отражается на показателях физической подготовленности. Запас движений, которыми они могут оперировать в обществе, крайне мал. Это происходит из-за того, что нормально видящие люди могут осваивать множество движений спонтанно, наблюдая за окружающими и копируя их. Слепые лишены такой возможности. Неудивительно, что у слепых учащихся, школьников и студентов, наблюдается дискоординированное выполнение даже простых двигательных действий, например, ходьбы.
Известно, что у слепых в настоящее время наибольшее отставание среди других по показателям, характеризующим уровень физической подготовленности, наблюдается в сфере овладения двигательными умениями и навыками. Запас движений, которыми владеют слепые люди, приходя в социум, чрезвычайно мал. Это вызвано тем, что большое число движений нормально видящее население осваивает спонтанно, видя, как это делают окружающие, и копируя их. Слепые такой возможности лишены. Не случайно у слепых учащихся, школьников и студентов, наблюдается некоординированное выполнение даже такого, казалось бы, простого двигательного действия, каким является ходьба.
Для расширения активного запаса двигательных действий и повышения их качества необходима направленная коррекционная работа, базирующаяся на имеющихся у слепого потенциальных возможностях. Для людей с нарушением зрения доступно множество видов спорта: дзюдо, армспорт, велоспорт, вольная борьба, голбол, горнолыжный спорт, греко-римская борьба, легкая атлетика, лыжные гонки, пауэрлифтинг, плавание, торбол и др. Члены параолимпийской команды приносят большое количество медалей в российскую «копилку наград» и являются гордостью страны.
Формой организации обучению физической культуры людей с нарушениями зрения является непосредственно образовательная деятельность, в структуру которой включены сочетание и чередование основных видов движений. Коррекционные упражнения направлены на развитие общей и мелкой моторики. Большое значение в социализации населения с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имеет развитие физических качеств личности, с использованием специальных средств и методов адаптивной физической культуры.
Таким образом, эффективность процесса физической адаптации зависит от компетентного сотрудничества государственных ведомств; претворения в жизнь социокультурного потенциала через развитие индивидуального потенциала каждого человека и включения его в социальные мероприятия; разработки вариативных и интегративных моделей, соответствующих федеральным требованиям, стандартам и потребностям людей с ограниченными возможностями зрения; осуществления педагогического сопровождения в процессе физической адаптации людей с нарушением зрения.
Литература:
- Конституция РФ: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция).
- Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ (последняя редакция)
- Письмо Министерства общего и профессионального образования в РФ от 04.09.1997 г. № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I–VIII видов».
- Актуальные проблемы социализации инвалидов по зрению. Санкт-Петербург, Изд. РГПУ им А. И. Герцена, 1999.
- Всемирный доклад о проблемах зрения [Электронный ресурс]. URL: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/328717/9789240017207-rus.pdf
- Дмитриев, А. А. Физическая культура в специальном образовании // А. А. Дмитриев. Москва: Академия, 2002. 176 с.
- Инклюзивное образование: опыт и перспективы: Сборник докладов международной научно-практической конференции (г. Саратов). 2009.
- Садохин, В. А. Особенности физической подготовки людей с нарушениями зрения // Аллея науки. 2023. Т. 2, № 5(80). С. 107–110.
- Симонова Г. И. Педагогическое сопровождение социальной адаптации учащихся образовательных учреждений: теория и практик // диссертация. Киров: ВятГУ, 2006. 425 с.
- Сoлнцевa, Л. И. Введение в тифлoпсихoлoгию рaннегo, дошкольного и школьного возраста // Л. И. Солнцева. Москва: Пoлигрaф-Сервис, 2007. 121 с.
- Тажигулова, Б. М. Применение коррекционных упражнений и их значение на спортивно-оздоровительном // Теория и методика физической культуры. 2019. № 4(58). С. 131–135.