Встатье рассмотрено и проанализировано влияние физической активности на психологическое благополучие студентов высших учебных заведений.
Ключевые слова: физическая активность, психологическое благополучие, студенты, вуз.
The article examines and analyzes the influence of physical activity on the psychological well-being of students of higher educational institutions.
Keywords: physical activity, psychological well-being, students, university.
В настоящее время пандемия COVID-19, настигшая планету в 2020 году, наконец, отступила. Это означает то, что студенты возвращаются в родные учебные заведения, которое не посещали долгий период. За довольно большой промежуток времени, который студенты провели за электронными девайсами, большинство из них буквально отвыкли от физических нагрузок и спорта.
Вообще, стоит начать с того, что физическая активность довольно сильно влияет на психологическое благополучие. Согласно определению понятия «психологическое благополучие», — это гармоничность личности, ее целостность, которая зависит от наличия ясных целей, наличия ресурсов для достижения целей, успешности в реализации своих планов, удовлетворенности межличностными отношениями, наличия положительных эмоций [1].
Исходя из определения понятия, основополагающим фактором является «гармоничность личности». Именно исходя из гармоничности личности, рассмотрим, как же физическая активность влияет на студентов высших учебных заведений.
В первую очередь, одно из положительных влияний физической культуры на психологическое благополучие, которое следует выделить, это снижение тревожности. Так, доказано, что если регулярно заниматься физическими упражнениями, это поможет в высвобождении эндорфинов и естественных антидепрессантов. Это особенно важно для студентов, которые подвергаются давлению из-за академических нагрузок.
Еще одним положительным влиянием физической активности является улучшение когнитивных функций. Именно благодаря физической активности улучшается кровоснабжение мозга, что, в свою очередь, улучшает когнитивные функции, включая память, концентрацию и умственную ясность. Это отлично помогает студентам лучше усваивать учебный материал и справляться с учебными заданиями.
Выделим и повышение уровня энергии в организме, что может быть особенно полезным для тех многих студентов, совмещающих учебу с работой и другими обязанностями.
Улучшение самооценки и уверенности также следует выделить как один из фактов положительного влияния. Множеством ученых доказано, что регулярные тренировки способствуют улучшению фигуры. Если соблюдать рацион питания, постоянно заниматься физическими упражнениями, возможно повысить самооценку и уверенность, что важно для социальной адаптации и взаимодействия с окружающими молодых студентов. А участие в спортивных мероприятиях и фитнес-группах предоставляет студентам возможность расширить свой круг общения, что способствует формированию дружеских связей и поддержанию их психологического благополучия.
Несмотря на большинство положительных моментов влияния физической активности на психологическое благополучие студентов, у данного процесса имеется также и ряд отрицательных моментов.
Так, если студент уделяет слишком много времени тренировкам, остальные сферы его деятельности могут довольно сильно страдать. Особенно большому ущербу могут пойти учебные обязанности и социальная жизнь. Все это может вызвать у студента чувство вины, беспокойства и, в некоторых случаях, даже депрессию.
Кроме того, неконтролируемое стремление к физической активности может привести к развитию спортивных расстройств, к которым чаще всего относятся анорексия и булимия. Одержимые спортом студенты, как правило, не осознают появление спортивных расстройств, пока не становится слишком поздно.
Согласно статистике, еще лет 30 назад ученые считали, что нервной анорексией страдают около 2–3 процентов населения Земли. Через 10 лет количество случаев анорексии выросло вдвое. А результаты последних исследований показывают, что в наше время это заболевание встречается уже у 16–20 процентов людей [2].
Еще одним аспектом, который следует учитывать, является конкуренция в мире физической активности. Стремление к достижению идеальной физической формы, особенно под воздействием социальных сетей и стандартов красоты, может вызывать негативные эмоции и неудовлетворенность собой. Это также может привести к вышеперечисленным болезням, связанных со спортивным расстройством.
Именно поэтому, обратим внимание на то, что очень важно находить баланс между физической активностью и другими аспектами жизни, уделять внимание собственным потребностям и в случае необходимости обращаться за помощью к специалистам.
Таким образом, физическая активность играет существенную роль в поддержании психологического благополучия студентов высших учебных заведений. Спорт помогает справляться со стрессом, улучшает когнитивные способности, повышает уровень энергии и уверенности, а также способствует социальной адаптации. Для студентов важно включить физическую активность в свою ежедневную жизнь, чтобы обеспечить баланс между физическим и психологическим здоровьем, что, в свою очередь, поможет им успешно завершить учебу и достичь лучших результатов в жизни.
Литература:
- Психологическое благополучие — феномен личности. [Электронный ресурс] // URL: https://kmc23.ru/?p=6433&ysclid=ln8t6ickr9369155800 (Дата обращения: 02.10.2023)
- Пищевые расстройства: анорексия. [Электронный ресурс] // URL: https://www.takzdorovo.ru/profilaktika/lishnij-ves/pishhevye-rasstrojstva-anoreksiya/ (Дата обращения: 02.10.2023)