Рассматриваются результаты исследования, направленные на выявление положительных факторов влияния физической культуры на работоспособность студентов. Доказано, что физическая культура в жизни студентов и следование принципам здорового образа жизни гарантирует высокую работоспособность. Именно она определяет успехи в образовательной деятельности.
Ключевые слова: физическая культура, спорт, образ жизни, здоровье студентов, образовательный процесс.
Физическая культура — это важная составляющая человеческой культуры. Одним из главных критериев оценки физического развития является динамика уровня физической подготовленности обучающихся, проследить за которыми можно с помощью сдачи одних и тех же контрольных нормативов. Так как физическая подготовленность и здоровье — это важная составляющая для любого студента, то одной из основных задач дисциплины «Физическая культура» является укрепление здоровья, а после, достижения высоких спортивных результатов.
Большая учебная нагрузка создает серьезные препятствия для реализации возрастных биологических потребностей. Студентам приходиться реализовать свой потенциал под давлением интеллектуальных нагрузок и психоэмоциональной среды. Решение сложных задач, исследовательская работа, а также образовательный режим оказывают влияние на работоспособность студентов. В рамках общей темы влияния физической культуры на жизнь студентов важно конкретизировать исследовательский вопрос. Так как студенты подвержены психологическим и умственным нагрузкам важным вопросом является сохранение и поддержание высокой работоспособности, чтобы достигать поставленных целей в образовательной деятельности.
На основании вышесказанного целью данной статьи является исследование влияния физической культуры на работоспособность студентов. Для достижения поставленной исследовательской цели необходимо решить следующие задачи:
- Изучить теоретический материал по данной теме.
- Провести опрос среди обучающихся.
- Сделать выводы по данной теме.
Физическая культура помимо общего развития организма также способствует профилактике переутомления. Это напрямую влияет на работоспособность, и мы можем выделить три основных аспекта того, как именно физическая культура оказывает свое положительное влияние [4]:
- Физическая культура помогает организму приспосабливаться к нагрузкам, чтобы формировать условные рефлексы.
- Физическая культура способствует увеличению выносливости и развитию скоростно-силовых навыков. Это также положительно влияет на кровообращение и сердечно-сосудистую систему.
- Физическая культура позволяет поддерживать мышечный тонус и способствует психическому расслаблению, переключению внимания, устранению стрессовых переживаний [7].
Важно понимать, что физическая культура включает в себя не только спорт и физические упражнения, но также и профилактику организма, закаливание, рациональное питание, медицинский контроль, гигиену сна, режим труда и отдыха, личная гигиена [5].
Анализируя научную литературу, мы отметили несколько интересных авторов и их исследования. К. В. Волков доказал, что спорт и подвижные игры положительно влияют на успеваемость учащихся. М. Я. Виленский, А. М. Донцов рассматривали в своих работах то, как мышечное напряжение влияет на организм в целом [6]. А. И. Рахматов отмечает большой интерес у студентов к занятиям атлетической гимнастикой. А. М. Митяева, рассматривая здоровый образ жизни, отмечает, что проблема физического воспитания среди учащихся пока остается актуальной.
Для исследования мы разработали анкету и опросили 34 студента: из них 10 (30,4 %) девушек и 24 (69,6 %) юношей.
Мы выявили, что утренней зарядке уделяют внимание только 35,3 %. Большинство 64,7 % указали на нехватку времени, чтобы делать зарядку по утрам. Те же, кто занимается утренней зарядкой, также указали на положительное влияние (70,6 %), но в тоже время 29,4 % не согласились с этим.
В анкете затрагивались вопросы, характеризующие медицинскую активность студентов, в частности их отношение к медицинским осмотрам. Большинство опрошенных (61,8 %) ответили, что они ежегодно проходят профилактический осмотр, а каждый четвертый (26,5 %) даже чаще — раз в полгода. В то же время 11,8 % респондентов проходят профилактический осмотр редко, не чаще одного раза в два года. Из результатов опроса установлено, что основному большинству наших респондентов чужда культура закаливания (79,4 %) и, только каждый пятый студент (20,6 %) практикуют закаливание организма.
Большое значение в поддержании работоспособности студента имеет достаточность и качество сна. Во время сна организм мобилизует ресурсы для восстановления как физических сил, так и стабилизации мозговой активности. По нашим данным 64,7 % респондентов не соблюдают режим сна. Проблемы со сном у них могут быть связаны с отсутствием цифровой гигиены, нарушениями биоритмов, нестабильным психоэмоциональным состоянием подростка. Согласно гигиеническим требованиям, продолжительность сна студента должна составлять 7–8 часов. Однако, среди опрошенных были и те, у кого продолжительность сна составляла менее 5 часов (17,6 %) или больше 8 часов (8,8 %).
Нами выявлено, что лишь каждый пятый (20,6 %) опрошенный студент соблюдает требования цифровой гигиены, в частности, при длительном использовании гаджетов периодически выполняют упражнения для глаз. Остальная часть опрошенных (79,4 %) забывают об этом. Известно, что при длительном пребывании в состоянии отсутствия двигательной активности быстрее наступает физическое утомление. Проводя время за гаджетами, подростки подвергаются нервно-психическому стрессу, что в свою очередь наносит вред ментальному здоровью [4].
В ходе исследования нами выявлено, что у 88,2 % опрошенных в рационе занимают такие продукты, как овощи и курица. Овощи содержат клетчатку и полезные микроминералы, участвующие в обменных процессах в организме человека. В курице содержится белок, необходимый для строительства мышечной структуры. В рационе респондентов менее популярными продуктами оказались каши (64,7), фрукты (73,5 %), говядина (76,5 %), молочные продукты (85,3 %), натуральные соки и компоты (64,7 %). Ягоды (32,4 %), орехи (44,1 %) и рыба (47,1 %) [3].
Не менее важным аспектом поддержания работоспособности организма является режим питания. Соблюдение режима питания важно с точки зрения необходимости насыщения организма необходимой суточной энергией. При ее недостаточном поступлении снижается умственная и физическая работоспособность [1].
Таким образом, результаты исследования позволили нам сделать вывод, что не у всех опрошенных студентов преобладает влияние физической культуры, и как следствие отсутствует высокая работоспособность. В связи с этим следует отметить, что в формировании здорового образа жизни необходимо соблюдать системный и комплексный подход на всех этапах жизни человека с участием всех субъектов воспитания — семья, родители, педагоги образовательных организаций всех уровней.
В университете каждый желающий студент может заняться укреплением физического воспитания. Для более активного привлечения студентов в ВУЗах существует ряд секций, и каждый может найти интересное для себя. Более того, некоторые ВУЗы оснащены физкультурно-оздоровительными комплексами, бассейнами, а также необходимым спортивным инвентарём. Благодаря ему студенты укрепляют своё здоровье. Таким образом улучшается работоспособность и появляется стимул заниматься физической культурой.
Студенты с ограниченными возможностями также могут иметь доступ к занятиям физической культурой. Для того чтобы такие студенты занимались физкультурной безопасно для здоровья, Г. Л. Афанасенко, доктор медицинских наук, разработал специальную методику по индивидуальному обучению. Её суть состоит в том, что студенты в начале года сдают проверочные показатели, на основе которых выводят особую программу тренировок на учебный год. Благодаря этому учащиеся укрепляют своё здоровье [2].
Таким образом, роль физической культуры в жизни студента крайне высока. Именно работоспособность определяет успехи студента в его образовательной деятельности. От того, насколько он будет готов к умственным нагрузкам, зависит его успеваемость и в дальнейшем карьера. Поэтому физическая культура является важным фактором, влияющим на работоспособность студента.
Литература:
- Волков, К. В. Влияние физических упражнений и спорта на работоспособность при умственном труде / К. В. Волков. — ЛКВВИА им. А. Ф. Можайского: Ленинград, 1960. — 169 c. — Текст: непосредственный.
- Дудус, А. Н. Проблемы обучения физической культуре лиц с ограниченными возможно-стями (на примере Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии) / А. Н. Дудус, А. Г. Сергеева, В. Б. Сергеев. — Текст: непосредственный // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. — 2022. — № 2. — С. 79–84.
- Современные фитнес-программы и дыхательные практики в поддержании умственной работоспособности будущих специалистов таможенной службы / А. Н. Дудус, А. В. Семенов, И. С. Москаленко, К. П. Бакешин. — Текст: непосредственный // Теория и практика физической культуры. — 2022. — № 4. — С. 37–39.
- Кожина, Е. В. Теоретические аспекты проблемы формирования направленности студентов на здоровый образ жизни / Е. В. Кожина, Т. Н. Мартынова. — Текст: непосредственный // Вестник Кемеровского государственного университета. — 2014. — № 3 (59). — С. 79–84.
- Соболева, Л. Г. Проблемы влияния образа жизни на формирование здоровья школьников / Л. Г. Соболева. — Текст: непосредственный // Проблемы здоровья и экологии. — 2013. — № 3. — С. 27–31.
- Яндиева, М. С. Отношение школьников к здоровому образу жизни / М. С. Яндиева. — Текст: непосредственный // Старт в науке. — 2017. — № 5 (1). — С. 112–114.
- Здоровый образ жизни. — Текст: электронный // Роспотребнадзор: [сайт]. — URL: http://cgon.rospotrebnadzor.ru/content/62/67/ (дата обращения: 05.10.2023).