Патриотическое воспитание в системе современного дошкольного образования — это целенаправленное содействие педагога и родителей формированию ценностного отношения личности воспитанника ДОУ к своей стране, ее историческому прошлому и героическому настоящему, к своей малой Родине, семье, друзьям и близким, готовности и способности защищать и транслировать эти ценности не протяжении всего жизненного пути. В. В. Зеньковский в работе «О национальном воспитании» отмечает: «Никто не может считаться сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа: мы можем, однако, утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить свое развитие» [3, с. 30].
В аспекте педагогических исследований последнего времени, патриотическое воспитание принято рассматривать в контексте целостного процесса социализации личности ребенка. Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова определяют патриотическое воспитание, как, в первую очередь, «взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной и региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим» [2, с. 6].
Традиционно социализацию принято определять, «усвоение человеком самостоятельно и посредством целенаправленного воздействия (воспитания) определенной системы ценностей, социальных норм и образцов поведения, необходимых для становления личности, обретения ею социального положения (статуса) в данном обществе» [1, с. 48].
Социализацию также принято рассматривать в содержательном (приобщение к социальным нормам, становление социальных качеств и т. д.) и процессуальном аспектах (активность личности в процессе социального самоопределения и самореализации).
Следуя концепции социального педагога А. В. Мудрика, процесс социализации детей старшего дошкольного возраста определяют четыре группы факторов. Первая группа — мегафакторы (космос, планета, мир, Интернет) составляют макросоциум ребенка. Для ребенка старшего дошкольного возраста, ключевым в этом списке является «Интернет»: именно виртуальная реальность часто становится первым источником представлений об окружающем мире, основой формирования начальной системы ценностей, поэтому родителям необходимо отслеживать количество и качество информации, получаемой ребенком из виртуального пространства, по-возможности, используя приемы совместного просмотра мультипликационных и документальных фильмов, взаимодействия в процессе игровой деятельности и т. д.
Следует отметить, что проводя много времени за компьютером и различного рода гаджетами, ребенок мало двигается, общение через сеть заменяет непосредственный живой контакт со сверстниками и взрослыми, как следствие возникают проблемы со здоровьем, быстрая утомляемость, сложность в плане коммуникаций в реальной жизни. Именно Интернет-зависимость, по мнению большинства исследователей, создает угрозу здоровью детей, оказывает негативное влияние на процесс их активной социализации и самореализации в окружающем мире.
Этнос, общество, государство составляют вторую группу факторов, влияющих на социализацию старших дошкольников, и относятся группе макрофакторов социализации. Воспитанники ДОУ в процессе социальных взаимоотношений внутри образовательного учреждения общаются с представителями разных национальностей, что содействует формированию толерантности, они усваивают стандарты поведения, принятые в обществе, государство определяет общую политику в сфере образования дошкольников и т. д. Именно государство становится институтом, оказывающим значимое влияние на процесс социализации.
К третьей группе факторов относятся социальные нормы и ценности, характерные для территориального образования (города, поселка, деревни), в котором ребенок находится с самого раннего детства (метафакторы). Например, услышав названия «Золотые Ворота», «Успенский собор», «Дмитриевский собор», несложно догадаться, что речь идет о древнем Владимире. Образ Владимира для общекультурного сознания традиционно ассоциируется с историей возникновения и распада Владимиро-Суздальской Руси, величием произведений белокаменного зодчества, именами великих князей: Владимира Мономаха, Андрея Боголюбского, трагедией татаро-монгольского нашествия, но, одновременно, для каждого существует свой Владимир — это улица, на которой родился и вырос человек, двор, где он гулял и играл с друзьями и этот список может быть бесконечным. Здесь значительную роль играют наличие удобной детской площадке во дворе, небольшого стадиона, позволяющего заниматься любимыми видами спорта, общей атмосферы благоустройства и комфорта. Умение выстраивать доброжелательные отношения с соседями, бережно относиться к труду тех, кто делает наш город чище и лучше — также являются неотъемлемыми элементами социализации старших дошкольников.
И, наконец, к четвертой группе (микрофакторам) относятся семья, ближайшее окружение, сверстники, общественные организации. Просыпаясь, ребенок видит свою семью, в детском саду встречает воспитателей и одногруппников, вечером и в выходные дни посещает различные организации дополнительного образования — и каждый раз ему необходимо выстраивать новые модели поведения, способствующие адаптации к социальной реальности, ориентируясь на собственные ценности, составляющие единство внутреннего «Я».
Опыт педагогической деятельности показал, что старший дошкольный возраст — время, когда процесс становления ценностных ориентаций — основы нравственного портрета личности — отличается максимальной интенсивностью, как следствие, рассматриваемый период справедливо считается наиболее продуктивным периодом для направленного духовно-нравственного развития ребенка. Старшие дошкольники необыкновенно любознательны, внимательны ко всем проявлениям окружающего мира, пытаются логически осмыслить его связи и закономерности в процессе активного познания. Именно познавательная деятельность становится основой формирования личностного отношения к социально значимым явлениям реальной действительности.
На основе представленной концепции была разработана программа «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр».
Программа включает пять тематических блоков:
1) «География родного края» — формирование пространственного мышления, представления о географических особенностях родного края;
2) «История родного края» — формирование представления о культурно-исторических особенностях родного края;
3) «Природа нашего края» — формирование представления о растительном мире родного края;
4) «Мир животных нашего края» — формирование представления о мире животных родного края;
5) «Люди и профессии родного города» — формирование представления о социально-экономической обстановке в родном городе, профессиях жителей и основных видах хозяйственной деятельности.
Каждый из блоков предполагает использование дидактических игр как ведущего средства патриотического воспитания старших дошкольников. Наряду с игровыми технологиями свою эффективность доказали такие средства и формы работы с детьми, как экскурсия, проектная деятельность, использование мультимедийных презентаций. Однако наибольший интерес среди детей вызвали именно дидактические игры, возможно, потому что игровая деятельность в старшем дошкольном возрасте является ведущей.
В процессе реализации настоящей программы использовались такие виды дидактических игр, как:
— предметные («Географическая матрешка», «Герб моего города», «Веселая рыбалка»);
— настольно-печатные («Собери целое из частей», «С какого дерева листок?», «Цветочное лото», «Помоги Незнайке посадить огород», пазлы «Крылья, перья и хвосты»);
— словесные («Небоскребы прошлого», «Незнайка в заколдованном городе», «Кто где живет?», «Предприятия нашего города»);
— игры-викторины («Угадай животное»);
— игры-путешествия («Путешествие Незнайки»);
— квесты («Мир профессий и организаций нашего города») и т. д.
Все дидактические игры ориентированы на развитие познавательной активности старших дошкольников, их стремления больше узнать о родном городе. Дети с удовольствием выполняли задания, принимали участия в мероприятиях, расспрашивали родителей об истории семьи, города, края.
Наибольшую популярность получили игры, в которых присутствует максимальная наглядность материала. Словесные дидактические игры еще вызывают у старших дошкольников некоторые затруднения: сказываются недостаточность лексического запаса, слабая выразительность речи, фрагментарность синтаксических конструкций. Напротив, игры, ориентированные на визуальное восприятие, эффективнее воздействуют на мотивацию детей, их познавательное развитие.
Таким образом, патриотическое воспитание в старшем дошкольном возрасте является неотъемлемым элементом целостного процесса социализации личности, источником формирования значимых ценностных ориентаций. Основой становления личностного отношения к социально значимым явлениям реальной действительности является познавательная деятельность старших дошкольников, первые представления детей о своей стране, родном крае, городе. Одним из эффективных средств познания в рассматриваемый возрастной период становится дидактическая игра, соответствующая ведущему типу деятельности старших дошкольников.
Литература:
- Волохов А. Б. Концепция социализации личности ребенка в условиях деятельности детской организации / А. Б. Волохов, М. И. Рожков. — М.: ВЛАДОС, 1991. — 258 с.
- Зеленова Н.Г, Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Подготовительная группа. М.: Скрипторий, 2022–96 с.
- Зеньковский В. В. О национальном воспитании / В. В. Зеньковский // Дошкольное воспитание. — 2013. — № 10. — С. 30–35.