Особенности расследования преднамеренного банкротства на первоначальном этапе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №40 (487) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 09.10.2023

Статья просмотрена: 51 раз

Библиографическое описание:

Арутюнян, С. К. Особенности расследования преднамеренного банкротства на первоначальном этапе / С. К. Арутюнян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 40 (487). — С. 165-167. — URL: https://moluch.ru/archive/487/106497/ (дата обращения: 18.12.2024).



Появление в настоящее время действующем Уголовном кодексе Российской Федерации преступлений, связанных с фиктивными или преднамеренными банкротствами, вызвало необходимость разработки методик выявления и расследования указанных преступлений, отсутствие таковых значительно затрудняет установление истины при расследовании уголовных дел о фиктивных или преднамеренных банкротствах и переводит данные преступления в ранг труднодоказуемых.

Статья 196 УК РФ содержит в себе 2 пункта и предполагает наказание за преднамеренное банкротство, то есть за те действия, которые заведомо влекут невозможность лица в полной мере возместить долги кредитору. Наказывается крупным штрафом и/или сроком до 6 лет. Статьей 196 выделяется состав преднамеренного банкротства, подразумевающего умышленное совершение субъектом действий, которые привели его к статусу банкрота.

По сути, объективная сторона данного преступления определяется специальным созданием неплатежеспособности обвиняемого, последствием в виде крупного материального ущерба и связью между указанными действиями.

Средства по выявлению признаков преднамеренного и фиктивного банкротства, по статьям 196–197 УК РФ, установлены Временными правилами, которые 27.12.2004 были определены Постановлением Правительства Российской Федерации № 855 [1].

Таким образом, определение наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства проводится арбитражным управляющим, а в ходе такой проверки изучается имущество должника, сделки, которые были им заключены на условиях, расходящихся с реальными рыночными условиям (например, продажа имущества на порядок дешевле рыночной стоимости и так далее). Итогом проверки становится заключение о том, есть ли доказательства наличия признаков фиктивного или преднамеренного банкротства, или же они отсутствуют.

Отличительной чертой совокупности действий, указанных в положениях данной нормы, является повышенный уровень такого критерия банкротства как неплатежеспособность субъекта, которая, в том числе, вызывается действиями, совершаемыми им с прямой целью достигнуть несостоятельности. Обязательно отмечается, что действия, направленные на преднамеренное банкротство, влекут за собой причинение ущерба, который выражается как в имущественном аспекте для лиц, права которых были нарушены при обращении к процедурам банкротства, так и в посягательстве на основы экономической деятельности, которые, как уже отмечалось, регламентированы в отношении защиты нормами Конституции Российской Федерации.

Однако, учитывая повышенный уровень общественной опасности данных действий, сразу отмечается понижение уровня процессуальной деятельности, осуществляемой органами при рассмотрении данной категории дел. Статистика свидетельствует, что большая часть таких дел не доходит до этапа возбуждения уголовного судопроизводства, что, в том числе, является фактором увеличения частоты преднамеренного банкротства со стороны субъектов. К числу причин неэффективной деятельности по раскрытию преступлений преднамеренного банкротства, что особо важно, относится отсутствие четкого регламента сбора доказательственной базы, что создает для уполномоченных органов проблемы при определении законности и достаточности оснований для возбуждения дела.

Расследование фиктивных или преднамеренных банкротств, как и выявление таковых, имеет свои цели. Однако, в отличии от процесса выявления указанных преступлений, целями которого является выявление признаков наличия фиктивных или преднамеренных, перед процессом их расследования ставятся другие задачи:

1) по установлению способа и механизма совершения фиктивного или преднамеренного банкротства;

2) по установлению обстановки совершения фиктивного или преднамеренного банкротства;

3) по установлению субъекта фиктивного или преднамеренного банкротства;

4) по установлению следов фиктивного или преднамеренного банкротства;

5) по установлению обстоятельств совершения фиктивного или преднамеренного банкротства;

6) и наконец, по установлению истины по уголовному делу о фиктивном или преднамеренном банкротстве.

Поводы к возбуждению уголовного дела о преднамеренном банкротстве определяются в зависимости от способа совершения действий, включённых в состав рассматриваемого преступления. Так, например, если банкротство было достигнуто путём передачи имущества субъекта другому субъекту, то поводом возбуждения уголовного дела является сообщение о преступлении, подаваемое лицом, чьи права были нарушены впоследствии отчуждения этого имущества, а также лицом, которому мог быть причинен крупный ущерб. При этом должен быть установлен факт осведомленности или неосведомленности о незаконности совершаемой сделки стороной, приобретающей имущество.

При доказывании преступлений, и, непосредственно, определении оснований для возбуждения уголовного дела, необходимым этапом является установление категорий признаков и критериев банкротства, которые в последующем также прилагаются в качестве доказательств к материалам дела, если оно будет возбуждено. В случае если закрепление в рамках производства по указанным вопросам убудет упущено, то показания, направленные на признание лица виновным в совершении рассматриваемого экономического преступления могут быть признаны недостаточными, в силу отсутствия прямых доказательств, свидетельствующих о доказываемом положении.

Процесс установления обстоятельств, составляющих структуру предмета доказывания, строится на основании исходной информации, полученной именно на стадии возбуждения уголовного дела. Данный процесс наделен удостоверительным характером, что позволяет уполномоченным лицам вести решение задач, связанных с систематизацией имеющегося информационного массива, проверки имеющихся сведений и их переработки в процессуальную форму доказательств. Заключительным этапом установления обстоятельств, подлежащих доказыванию, является изучение криминалистических особенностей, включающих механизм преступного поведения, разработанных на основании модельной информации, типичных следовых картин и системы типовых версий.

Доказательственная деятельность уполномоченных должностных лиц на этом этапе призвана способствовать решению ряда важнейших задач уже на стадии предварительного расследования. Во-первых, она направлена на установление цели и мотива совершения преступления, что определяет субъективную сторону и правильную квалификацию противоправного деяния. Во-вторых, она обеспечивает возможность реализации уголовно-процессуальных мер, направленных на розыск незаконно отчужденного имущества, что позволяет уточнить размер и характер причиненного ущерба и организовать деятельность по его возмещению.

Исполнение указанных задач может быть обеспечено только осуществлением уголовно-процессуальной деятельности с использованием модельной, а не исходной информации. Организационная структура такой деятельности состоит из следующих элементов: абстрактная модель, вероятная следовая картина, процесс расследования, доказательства.

При расследовании преступлений, предусмотренных указанными положениями, целесообразно применять следующие программы расследования: особенности следовой картины выражаются в наличии одних и тех же лиц среди руководителей и учредителей организаций, участвующих в реализации преступного механизма, а также в возможности установления реальной стоимости реализуемого имущества.

Программа расследования направлена на осуществления совокупности действий:

1) проведение в Арбитражном суде выемки заявления о банкротстве предприятия, определение, кто явился инициатором процедуры банкротства;

2) осмотр реестра кредиторов с целью установления физических и юридических лиц, чьи голоса могут определить решение собрания кредиторов;

3) проведение выемки учредительных документов этих организаций;

4) осмотр изъятых документов и определение, не имеют ли организации и кредиторы в своем составе учредителей и руководителей предприятия-должника, не совпадает ли их юридический и фактический адрес;

5) назначение финансово-аналитической экспертизы для исследования динамики финансового состояния предприятия-должника и применения мер, направленных на взыскание дебиторской задолженности.

С точки зрения уголовного процесса расследование фиктивного или преднамеренного банкротства состоит из четырех этапов: подготовительного этапа, первоначального этапа, последующего этапа и заключительного этапа. С точки зрения криминалистики этапы расследования преступления направлены на установление, прежде всего информационно-познавательной стороны этого процесса. Эти этапы можно сформировать следующим образом: 1) выявление на основе вещественных, документальных и личностных источников-носителей доказательственной информации о преступной деятельности и ее извлечение; 2) систематизация исходной информации, извлеченной из ее источников; 3) интеграция исходной информации с данными видовой криминалистической характеристики преступлений (формирование следственной версий); 4) выведение следствий, вытекающих из следственных версий (разработку следственных версий); 5) обоснование альтернатив и выбор методических, тактических решений и технических средств в расследовании преступлений (планирование расследования и проверка следственных версий).

В результате деятельности по расследованию фиктивных или преднамеренных банкротств выявляются следы преступления, оставленные после его совершения или в результате подготовке к совершению преступления. Элементами такой деятельности могут служить следственные действия, а также оперативно-розыскные мероприятия. Обнаруженными в данном случае следами фиктивных или преднамеренных банкротств могут быть финансовые документы, характеризующие хозяйственную деятельность должника; договора с партнерами, бухгалтерские документы; информация на различного рода носителях.

На основании полученных в результате изучения вещественных доказательств совершений фиктивных или преднамеренных банкротств и полученных данных от экспертов и других имеющихся доказательств выдвигаются и строятся следственные версии. При расследовании фиктивных или преднамеренных банкротств следственные версии могут самыми различными, но необходимо помнить, что данная категория преступлений совершается только с прямым умыслом и поэтому в основе каждого фиктивного или преднамеренного банкротства лежит корыстная цель обогащения путем совершения финансовых махинаций.

Литература:

  1. Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 № 855 «Об утверждении Временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства». [Электронный ресурс]: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51004/f5707a19acab62f1f6eaeeff303c72d8c4a002cc/ (Дата обращения: 14.11.2022).
  2. Малышкин, П. В. Методологические особенности организации расследования фиктивных или преднамеренных банкротств / П. В. Малышкин. — Текст : электронный // cyberleninka : [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-osobennosti-organizatsii-rassledovaniya-fiktivnyh-ili-prednamerennyh-bankrotstv (дата обращения: 07.10.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): преднамеренное банкротство, банкротство, возбуждение уголовного дела, исходная информация, критерий банкротства, повышенный уровень, программа расследования, Российская Федерация, УК РФ, установление истины.


Задать вопрос