В данной статье раскрыты особенности проектно-исследовательской деятельности младших школьников с нарушениями интеллекта, представлен практический пример проекта, который можно организовать в условиях специальных учреждениях для образования детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.
Ключевые слова: проектно-исследовательская деятельность, младшие школьники, нарушения интеллекта.
В соответствии с приказом министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 года № 1599 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Реализация ФГОС направлена на использование в образовательном процессе методов, приемов и технологий, которые формируют у детей навыки самостоятельности, умение правильно отбирать необходимую информацию, самостоятельно принимать решения. Все эти задачи можно решить с помощью организации проектно-исследовательской деятельности в образовательном учреждении. [2]
Данный проект рассчитан на детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта и может быть использован на занятиях в образовательных учреждениях для детей с ОВЗ.
Познавательный проект «Мир профессий». (долгосрочный, межпредметный)
Цель проекта: формирование представлений о профессиях
Задачи:
– дать представления обучающимся о профессиях, сфере их деятельности, инструментах и материалах, используемых для работы;
– развивать мышление, речь, память, внимание, восприятие, крупную и мелкую моторику;
– учить взаимодействовать со сверстниками и педагогами;
– воспитывать мотивацию к трудовой деятельности, бережное отношение к окружающему миру, уважительно относиться к чужому труду.
Мероприятия в рамках проекта:
- Проведение тематических занятий на темы: «Все профессии важны», «Профессии моих родителей», «Кем я хочу быть».
- Встречи в библиотеке «Литературный клуб».
- Экскурсии в школьные мастерские (Столярную, швейную и др.), в столовую, медицинский кабинет.
- Проведение интеллектуального квеста «В мире профессий».
- Создание рисунков для выставки. Выставка рисунков «В мире профессий»
В данном проекте формы занятий и тематика могут быть изменены и адаптированы соответственно возрастным и психофизиологическим особенностям детей.
Содержание проекта «В мире профессий».
Тематическое занятие «Все профессии важны»
Цели: Познакомить детей с разнообразием профессий.
Виды работ: Работа с иллюстрациями по теме, просмотр презентаций, видеофильмов, загадки, дидактические игры «Кому что нужно для работы», «Угадай, кто это».
Встреча в библиотеке «Литературный клуб».
Тема: «Профессии в произведениях детских писателей»
Цель: Познакомить детей с произведениями о профессиях.
Виды работ: Работа с иллюстрациями, просмотр презентации по теме, чтение книг, беседа с детьми о книгах, рассказ о профессии библиотекарь.
Экскурсия в швейную мастерскую «Профессия Швея»
Цель: Дать представления детям о профессии –швея.
Виды работ: Перед экскурсией проводится беседа о профессии швеи, ее труде и его значении. Ребята знакомятся с оборудованием мастерской, видами работ швеи, техникой безопасности и участвуют в мастер-классе по украшению фартука.
Тематическое занятие «Профессии моих родителей»
Цель: Учить детей рассказывать о своих родителях и их профессии.
Виды работ: Занятие проводиться в форме беседы. Педагог организовывает фотовыставку портретов родителей. Каждый ребенок подготавливает небольшое выступление, в котором рассказывает о профессии своих родителей.
Встреча в библиотеке «Литературный клуб»
Тема: С. Михалков «А что у вас?»
Цель: Познакомить детей с произведением.
Виды работ: Библиотекарь рассказывает о С. Михалкове. Презентация об авторе. Чтение стихотворения. Беседа с ребятами, обсуждение стихотворения.
Экскурсия в столярную мастерскую «Профессия столяр»
Цель: Дать представления детям о профессии столяр.
Виды работ: Перед экскурсией проводится беседа о профессии столяр, ее труде и его значении. Во время экскурсии ребята узнают на каких станках и с какими инструментами работает столяр, узнают правила работы и технику безопасности. Принимают участие в мастер-классе по украшению кормушки для птиц.
Встреча в библиотеке «Литературный клуб»
Тема: «В. Маяковский «Кем быть?»
Цель: Познакомить детей с произведением.
Виды работ: Рассказ с показом презентации В. Маяковском. Чтение стихотворения. Беседа с детьми о произведении.
Тематическое занятие «Моя будущая профессия»
Цель: Закреплять знания детей о профессиях.
Виды работ: Дидактическая игра «Четвертый лишний(профессии)». Работа с поговорками о профессиях и труде. Выступление детей о том, кем они хотят стать в будущем.
Экскурсия в столовую «Профессия повар»
Цель: Дать представления детям о профессии повара.
Виды работ: Перед экскурсией проводится беседа о профессии повара, его труде и его значении. В ходе экскурсии ребята знакомятся с оборудованием столовой и работой повара. Повар проводит мастер-класс по приготовлению горячих бутербродов.
Экскурсия в медицинский кабинет «Профессия врач»
Цель: Познакомить детей с профессией врача
Виды работ: Перед экскурсией проводится беседа о профессии повара, его труде и его значении. В ходе экскурсии ребята знакомятся с оборудованием медкабинета, инструментами, деятельностью врача, узнают о важности соблюдать режим дня, учатся следить за своим здоровьем. Врач проводит мастер-класс по оказанию первой помощи при болезни.
Интеллектуальный квест «В мире профессий»
Цель: Закрепить знания о профессиях.
Виды работ:Ребята делятся на небольшие группы и проходят по станциям согласно маршрутному листу. На каждой станции ребята должны выполнить задание, за которое получить баллы. В итоге по количеству баллов определяется победитель.
Примерные задания:
1.«Узнай профессию» (загадки)
2.«Ключевые слова»
3.«Кому, что нужно для работы»
4.«Собери пословицу»
Подведение итогов проекта. Выставка рисунков «В мире профессий»
Цель: Подвести итоги проекта, учить представлять свою работу.
Вид работы: Педагог вместе с ребятами организовывает выставку детского рисунка на тему «В мире профессий».
Литература:
- Колесникова И. А., Горчакова-Сибирская М. П. Педагогическое проектирование: учебное пособие для высших учебных заведений. — М.: издательский центр «Академия», 2005.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 N 1599 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями.