В статье рассматриваются ключевые возможности реализации метода проектной деятельности в условиях дошкольной образовательной организации, целью которого является ранняя профессиональная ориентация старших дошкольников.
Ключевые слова: метод проектной деятельности, ранняя профессиональная ориентация, старшие дошкольники.
Современные требования, заложенные в стандартах образования в целом, диктуют необходимость внедрения новых подходов к организации и реализации образовательного процесса еще на этапе дошкольного образования. В Национальном проекте «Образование» уделяется большое внимание вопросу ранней профориентации детей. Дошкольное образовательное уряженные как начальная ступень образования несет ответственность по формированию фундамента гармонично развитой личности, включающая в себя развитие физическое и интеллектуальное. Которое включает в себя вопросы ранней профессиональной ориентации. Также несет ответственность за реализацию задач, указанных в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО) — это развитие самореализации и индивидуальности дошкольников. В связи с этим можно сделать вывод, что цели и задачи ФГОС ДО и Национального проекта «Образования» тесно связаны, имеют одинаковую направленность.
В связи с поставленными целями и задачами Национального проекта «Образование» и ФГОС ДО возникает необходимость поиска современных методов организации и реализации образовательного и воспитательного процесса в условиях дошкольной образовательной организации (далее ДОО), способствующих ранней профессиональной ориентации старших дошкольников. Считаем, что одним из инновационных методов реализации образовательного и воспитательного процесса, направленных на раннюю профессиональную ориентацию, является метод проектной деятельности.
Метод проектной деятельности в условиях ДОО представляет собой совокупность мероприятий образовательного и воспитательного характера, направленных на достижение определенной цели по ознакомлению дошкольников с изучаемым объектом или явлением, событием, историей и т. д. Проект имеет ограничение по времени, бывают краткосрочные (от одной до четырех недель), средней продолжительности (один — два месяца) и долгосрочные (до года). Также проекты по своему характеру бывают: творческие, информативные, исследовательские. В процессе реализации проекта определяются цель, задачи, сроки реализации и участники. Участники проекта определяют источники поиска информации и способы ее фиксации. Так, например, в условиях ДОО возможно организовать и реализовать проект, как творческого, так и информативного характера, направленный на ознакомление с профессиями. Например, один из возможных вариантов реализации проектов может стать проект, посвященный Международному женскому Дню 8 марта. В рамках этого проекта предполагается ознакомление дошкольников с профессиями их мам. Проект может носить краткосрочный и среднесрочный характер. В процессе реализации проекта педагог совместно с дошкольниками определяет цель, формируют задачи, сроки реализации проекта, определяют участников (возможно привлечение родителей воспитанников). Так, например, имеет место возможность организовать мероприятие с родителями. Это может быть в виде посещение родителей открытого занятия с детьми, где каждый рассказывает о своей профессии, желательно с использованием интерактивных средств (видеороликов, фото и т. д.). Возможно организовать чаепитие, в процессе которого родители делятся с дошкольниками информацией о своей профессии. Еще одним способом ознакомления дошкольников с миром профессий может стать организованная совместно с родителями и дошкольниками сюжетно-ролевые игры, где родители будут рассказывать детям условия и специфику игры. Аналогичный проект можно реализовать посвященный Дню Защитника Отечества, в процессе реализации которого можно познакомить дошкольников с мужскими профессиями. Еще одним значимым направлением реализации проекта по ознакомлению с профессиями может стать проект, посвященный году Педагога и наставника. В рамках данного проекта предполагается ознакомление дошкольников с историей становления профессии педагога, о значимости этой профессии, а также о том почему 2023 год объявлен годом Педагога и наставника.
Перед началом реализации проекта происходит фиксация цели и задач, сроки проекта, участники, а также в процессе реализации дошкольники делают зарисовки, весь процесс фиксируется при помощи фото и видео. Возможно создание проекта как на цифровом носителе, так и на бумажном (создание коллажей на ватманах и т. д.). При создании проекта на цифровом носителе возможно создать мини-фильм.
Перед началом реализации проекта необходимо сформировать у дошкольников интерес к изучаемой теме. Это возможно через иллюстрацию картинок на стендах группы, чтение художественной литературы. После того как сформирован интерес, участники проекта определяют способы поиска информации. На этом этапе обсуждается возможность привлечение родителей или представителей каких-либо профессий (полицейский, пожарный, доктор и т. д.). Если нет возможности пригласить родителей/ гостей (представителей различных профессий), то возможно организация данного процесса через просмотр мультфильмов на заданную тему, а также родители по — возможности могут предоставить видеоматериал или фотографии с места своей работы.
После встречи дошкольников с представителями различных профессий важно с дошкольниками зафиксировать результат. Ребятам предлагается сделать зарисовки той профессии, которая им больше всего понравилась, или той о которой они хотели бы узнать больше информации.
На следующем этапе проекта необходимо провести несколько занятий различной направленности: художественный труд (лепка/аппликация), развитие речи, формирование элементарных математических представлений, направленных на закрепление полученных знаний. Так, например, на занятии по лепке можно создать образ той профессии, которая заинтересовала. На занятии по формирование элементарных математических представлений организовать обучающий процесс, направленный формирование знаний счета по теме «Профессия», посчитать сколько инструментов находится в кейсе у строителя, провести обобщение: какие предметы необходимы банковскому сотруднику и полицейскому и т. д.
На заключительном этапе проекта необходимо систематизировать полученные сведения о профессиях. Возможно создание общего коллажа рисунков, выставка творческих работ дошкольников, театрализованная постановка. При создании цифрового проекта все это отображается в медиа фильме, включающий в себя небольшие видеоролики. Конечный результат проекта демонстрируется дошкольникам. Наиболее запоминающимся будет результат от демонстрации проекта детьми их родителям.
Исходя из вышеизложенного, считаем, что метод проектной деятельности является оптимальным методом по формированию основ ранней профессиональной ориентации старших дошкольников. Также стоит отметить, что данный метод способствует социализации дошкольников, всестороннему развитию, умению ставить цель, определять способы поиска информации и ее систематизации. Способствует развитию доброжелательных отношений ДОО с семьями воспитанников.
Литература:
- Педагогический энциклопедический словарь / под ред. Б. М. Бим-Бад. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002.- 231с.
- Кларина, Л. М. Общие требования к проектированию моделей образовательной среды, способствующей познавательному развитию дошкольников / Л. М. Кларина // Готовимся к аттестации. — СПб.: Детство-Пресс, 2002. — С. 9–20.
- http://detsad123.moy.su/_tbkp/parcialnaja_programma_fr.pdf
- http://www.dou78.bel31.ru/file/151220.pdf