В статье рассмотрены особенности развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами логико-математических игр. Кроме того, показана классификация занимательных игр и описаны некоторые авторские игры по данной теме.
Ключевые слова: логическое мышление, воспитание, интеллектуальное развитие, игра, дошкольный возраст.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. В этих условиях математическое развитие не может сводиться к обучению счету, измерению и вычислению. Особую ценность сегодня приобретает развитие способности самостоятельно и творчески мыслить. [7]
Игра — основной вид деятельности детей дошкольного возраста и имеет большое значение для интеллектуального развития, для уточнения знаний об окружающем мире. Игра помогает нам, педагогам создать мотивацию деятельности детей на обогащение, закрепление математических знаний, развитие логического мышления. [2]
Работая с детьми не первый год, я заметила, что многие дети проявляют интерес к занимательным логическим играм, но очень мало детей проявляет настойчивость в доведении дела до конца. При первой неудаче они теряли интерес к игре.
Поэтому я решила, используя различные методы и приемы, помочь детям с удовольствием выполнять задания на логику, смекалку, преодолевая все трудности.
Изучив необходимую литературу и уровень развития логического мышления детей, я подобрала комплекс игр и упражнений математического содержания, а также обогатила предметно-развивающую среду группы интересными развивающими играми. Кроме того, изготовила материалы и пособия, которые помогут организовать разнообразную практическую деятельность детей: пересчитать, соотнести, сгруппировать, упорядочить.
Содержание предметно-развивающей среды периодически изменялось, варьировалось, постоянно обогащалось с ориентацией на поддержание интереса детей, а также на их индивидуальные возможности и способности.
Предметно-развивающая среда была организована таким образом, что дети в любой момент могли самостоятельно подойти и выбрать себе игры по интересам.
Во время игр дети объединялись в группы, располагаясь за столом, сидя или лежа на полу. Предоставление детям самостоятельности в играх — одно из условий положительного отношения к ним со стороны играющих. Я наблюдала за играми детей и в нужный момент направляла игру, включаясь в совместную с ребенком деятельность, главное было не переиграть ребенка, а пояснить лишь то, что ребенок не может познать самостоятельно: уточнить правила, помочь проанализировать образец в соответствии с набором элементов игры и т. д. Во время таких игр, я вместе с детьми радовалась, когда у них все получалось, хвалила их, стимулировала к дальнейшему творчеству. И, конечно, же поддерживала, подбадривала, если у кого-то что-то не получалось.
Все подобранные мною игры на развитие логического мышления, творческого и пространственного воображения, разделила условно на три группы [5]:
— Развлечения: загадки, задачки-шутки, ребусы, кроссворды, лабиринты, математические квадраты, математические фокусы, игры с палочками на пространственное преобразование, задачи-смекалки; «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Сфинкс», «Вьетнамская игра», «Пентамино».
— Логические игры, задачи, упражнения: с блоками, кубиками на включение, нахождение; игры на классификацию по 1–2–3 признакам, логические задачи (на увеличение, уменьшение, сравнение, обратное действие); игры с цветными крышками, шашки, шахматы; словесные; блоки Дьенеша, палочки Кюизенера.
— Дидактические игры и упражнения: с наглядным материалом на поиск недостающих, выделение общего признака, определение правильной последовательности, выделение лишнего; игры на развитие внимания, памяти, воображения, игры на нахождение противоречий: «Где чей домик?», «Что лишнее?», «Найди такую же», «Невероятные пересечения», «Назови одним словом», «Какие множества перепутались?», «Что изменилось?», «Какие числа убежали?», «Продолжи», «Следопыт».
Хотелось бы подробнее рассказать о некоторых из них.
На мой взгляд, наиболее эффективным пособием среди огромного количества разнообразных дидактических материалов являются логические блоки Дьенеша.
Работа с блоками проходит в три этапа [6]:
- Развитие умений выявлять и абстрагировать свойства.
- Развитие способности сравнивать предметы по свойствам.
- Развитие способности к логическим действиям и операциям.
Порядок игр определяется усложнением: развитием умений сравнивать и обобщать, анализировать, описывать блоки с помощью символов, классифицировать, кодировать геометрические фигуры через отрицание и т. д.
Хочется обратить внимание на то, что игры с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера эффективно способствуют развитию словесно-логического мышления, так как в процессе этих игр и упражнений дети могут свободно рассуждать, обосновывать свои действия и манипуляции с предметами. [1]
Очень нравятся детям игры со счетными палочками. Традиционно палочки используются как счетный материал. Однако многообразные конструктивные возможности счетных палочек позволяют также формировать геометрические представления и развивать пространственное воображение детей. Игры со счетными палочками развивают у детей умение самостоятельно осуществлять поиск способа решения. Головоломки с палочками содержат задания на преобразование одних фигур в другие. Для решения их надо составить фигуру по отдельным условиям или видоизменить ее. [4]
В своей работе активно использую задачи-шутки. Это занимательные игровые задачи, с математическим смыслом, которые использую в совместной деятельности. Задача-шутка способствует развитию логического мышления, наблюдательности, быстроты реакции, овладению поисковыми подходами к решению любой задачи. [8]
В нашем уголке занимательной математики есть много разнообразных игр-головоломок. По мнению З. А. Михайловой, они способствуют не только развитию у детей наглядно-образного и логического мышления, но и сообразительности, смекалки, а также самостоятельности и усидчивости. [5]
Кроме того, детям старшего дошкольного возраста очень нравятся игры насоставление фигур-силуэтов, геометрических фигур из специальных наборов. Набор элементов таких игр состоит из фигур, полученных при разрезании по определенным правилам какой-либо геометрической фигуры: квадрата — в играх «Танграм», «Пифагор», «Монгольская игра»; прямоугольника — в играх «Пентамино», «Сфинкс»; овала — в игре «Колумбово яйцо»; круга — в играх «Волшебный круг», «Вьетнамская игра» и т. д. Эти игры помогают развитию у детей пространственного воображения, логического и интуитивного мышления. [9]
Для развития мыслительной деятельности детям предлагаю планировать ход поисковых действий: «Расскажи, как будешь составлять фигуру». Дети должны рассуждать, доказывать, опровергать.
В дальнейшем предлагаю детям составить изображения по собственному замыслу. Создание силуэта на основе воображения представляет проблемную задачу для решающего. При этом требуется отыскать путь решения задачи, отбросив неверные подходы, не ведущие к решению. Такому поиску предшествует возникновение предположения, идеи, плана. В играх на создание силуэтов возникают условия для тренировки способности самостоятельно, творчески решать интересные несложные задачи. [2]
С большим интересом дети используют игры с цветными крышками, которые они изготовили вместе со своими родителями.
Игры с крышками — уникальный по своим дидактическим возможностям материал. Их можно использовать на занятиях по формированию элементарных математических представлений, в конструировании, в совместной, индивидуальной деятельности. Игры с цветными крышками помогают детям развивать память и логическое мышление, учат их рассуждать и анализировать. [9]
Для того, чтобы привлечь внимание детей, мною было изготовлено дидактическое пособие «Уникуб». Данное пособие представляет собой разноцветный куб, на каждой грани которого расположено задание (игра). Это такие игры, как: «Волшебная неделька»; «Чудо-часики»; «У природы нет плохой погоды», «Геоборд», «Веселые фигуры», «Числовой домик». В эти игры дети могут играть как вместе со взрослыми, так и самостоятельно. Благодаря тому, что «Уникуб» вмещает в себя такие разнообразные и интересные задания, им могут пользоваться сразу несколько детей. Поэтому без внимания наш «Уникуб» не остается.
Особенно большой популярностью у детей пользуется геоборт — это одна из игр «Уникуба». Дети, нанизывая разноцветные резиночки на штырьки, составляют не только геометрические фигуры, цифры, буквы, узоры, но и создают различные картинки, о которых потом с удовольствием рассказывают. Данное пособие помогает развитию не только логического мышления у детей, но и мелкой моторики, речи.
Много времени было уделено организации игр в свободное время — это время между режимными моментами или паузы после игр. Это время можно использовать для проведения игр «Умные минутки». Такие игры провожу со всеми детьми, имеющими любой уровень речевого и интеллектуального развития. Это могут быть словесно-логические игры и упражнения. Также использую загадки, считалки, пословицы и поговорки, задачи-стихи, стихи-шутки. [3]
Подобные игры и игровые упражнения дают возможность проводить время с детьми очень весело и интересно, а, главное, с пользой. К ним можно возвращаться неоднократно, помогая детям усвоить новый материал и закрепить пройденный или просто поиграть.
Вся работа по развитию у детей логического мышления проходила в тесном взаимодействии с родителями, поскольку семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребенка в дошкольные годы. Для родителей были проведены консультации, родительские собрания в различной форме, дни открытых дверей, мастер-классы и т. д. В уголке для родителей регулярно обновляется материал по развитию у детей логического мышления, познавательного интереса, а также советы в помощь родителям с иллюстрациями и литературой. В результате совместная работа с родителями помогла расширить познавательные интересы детей. Папы и мамы стали активными участниками наших игр, бесед, экскурсий, их интересовали и методы, и приемы, и темы занятий, и результаты тестирования, и, конечно, успехи детей. У родителей появилось внимание к интересам детей, они стремились быть другом своему ребенку, а не только старшим наставником, и в этом немаловажную роль играли подобранные игры. [1]
Таким образом, можно сделать вывод, что применение развивающих и дидактических игр логико-математического содержания повышает эффективность педагогического процесса и способствует развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Благодаря проведенной работе, у детей появился устойчивый интерес к логико-математическим играм, дошкольники стали свободно применять полученные знания и умения в самостоятельной деятельности, а также сформированы важные качества личности: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность.
Литература:
- Белошистая А. В. Готовимся к математике. Методические рекомендации для организации занятий с детьми 5–6 лет. — М.:Ювента, 2006.
- Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г. Большая энциклопедия развития и обучения дошкольников. М.:АСТ: Астрель, 2007.
- Ерофеева Т. И. и др. Математика для дошкольников: Кн. Для воспитателей детского сада / Т. Н. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П. Новикова. — М.: Просвещение, 1992. — 191 с.: ил. — ISBN 5–09–004060–5.
- Занимательная математика. Материалы для занятий и уроков с дошкольниками и младшими школьниками. — М.: Учитель, 2007.
- Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников:Кн. Для воспитателя дет. сада. — 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1990. — 94. с.: ил. — ISBN 5–09–001638–0
- Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. — М.: Детство-Пресс, 2007.
- Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических университетов, педколледжей,педагогов дошкольных учреждений. — Н.Новгород, 1999. — 144 с.
- Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: Логика для дошкольников/ Л. Ф. Тихомирова. — Ярославль: Академия развития, 2007.
- Шалаева Г. Большая книга логических игр. — М.: АСТ, Слово, 2013.