Формирование безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №40 (487) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 09.10.2023

Статья просмотрена: 275 раз

Библиографическое описание:

Сапронова, Е. А. Формирование безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста / Е. А. Сапронова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 40 (487). — С. 63-65. — URL: https://moluch.ru/archive/487/106508/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье идет речь об особенностях воспитания безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста. Автор обосновывает необходимость воспитания безопасного поведения в быту у старших дошкольников, а также анализирует педагогические условия, при которых воспитание безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста будет наиболее эффективным.

Ключевые слова: безопасное поведение, дети старшего дошкольного возраста, воспитание, педагогические условия, навыки, педагог, ребенок.

Актуальность исследования заявленной темы обусловлена тем, что в настоящий период времени формирование безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в быту является неотъемлемой частью воспитания, образования и социализации детей, что также подчеркивается и положениями ФГОС ДО в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Содержание данной образовательной области направлено, помимо прочего также и на то, чтобы сформировать у детей дошкольного возраста навыки безопасного поведения в бытовых условиях, в условиях социума, на природе и т. д. Соответственно, перед педагогами дошкольных образовательных учреждений и перед родителями (законными представителями) детей старшего дошкольного возраста ставятся следующие задачи в рамках воспитания безопасного поведения старших дошкольников в быту: формирование и последующее развитие положительного отношения дошкольника к себе и другим людям, а также к окружающему миру, равно как и воспитание социальной и коммуникативной компетенции детей.

Необходимо отметить, что к наиболее часто встречающимся бытовым травмам детей дошкольного возраста можно отнести следующие: ранения и ушибы, ожоги, отравления различными веществами, попадание в организм инородных тел, укусы и царапины домашних животных, удары электрическим током и др. В силу этого огромной важностью обладает создание таких условий в дошкольном образовательном учреждении и в семье, которые бы позволили детям старшего дошкольного возраста последовательно накапливать знания, умения и навыки безопасного поведения в быту, которыми они могли бы воспользоваться в реальных ситуациях [4, с. 990].

Современная педагогическая литература содержит множество трактовок понятия «безопасное поведение в быту». К примеру, Т. Г. Хромцова под безопасным поведением в быту понимает «знание основных правил поведения и мер предосторожности в повседневной жизни» [5, с. 12]. В свою очередь, в программе «Основы безопасности детей дошкольного возраста» под «безопасным поведением в быту» понимается «усвоение детьми-дошкольниками определенных правил поведения в повседневной жизни» [1, с. 21]. Соответственно, сущность понятия «безопасное поведение в быту» может быть сведена к следующему определению: безопасное поведение в быту — это знание наиболее часто встречающихся источников опасности, а также правил поведения и мер предосторожности в обычной повседневной жизни.

Деятельность по формированию основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в быту должна быть последовательной и планомерной. Наиболее эффективной такая деятельность будет при соблюдении ряда педагогических условий, к основным из которых можно отнести следующие:

– постоянное обогащение представлений детей старшего дошкольного возраста об особенностях безопасного поведения в различных бытовых ситуациях;

– максимально полное использование возможностей предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении с точки зрения тренировки применения детьми усвоенным ими правил безопасного поведения в быту;

– взаимодействие педагогов дошкольного образовательного учреждения с семьями детей старшего дошкольного возраста.

Соблюдение первого условия предполагает, что представления детей старшего дошкольного возраста о безопасном поведении в быту будут непрерывно обогащаться. Наиболее значимое место в данном случае занимает обучение, которое представлено, главным образом, различными дидактическими играми, использованием средств наглядности и современных технологий (ИКТ, мультимедиа, отрывки из мультипликационных и художественных фильмов и т. д.), равно как и чтением и обсуждением соответствующих отрывков из художественной литературы, предназначенной для детей старшего дошкольного возраста.

Обучение детей старшего дошкольного возраста основам безопасного поведения в быту можно проводить на занятиях, во время режимных моментов, бесед и игр-путешествий, творческих игр, проблемных ситуаций и т. д., в которой дошкольники могут играть роли спасателей, врачей, полицейских, пожарных и т. д. Необходимо обратить внимание на то, что нередко тема не может быть вмещена в одно занятия, и в этом случае целесообразно проведение нескольких занятий по одной теме либо продление работы в различных вариантах деятельности дошкольников. Например, во время проведения игры «Опасно — не опасно» у детей старшего дошкольного возраста формируются знания об источниках опасности, мерах предосторожности и особенностях действий в различных опасных ситуациях; в рамках игры «Таня заболела» дети обучаются простейшим вариантам оказания первой помощи и т. д. [3, с. 69].

Эффективность образовательной деятельности по воспитанию безопасного поведения в быту не в последнюю очередь определяется средой, в рамках которой протекает процесс воспитания и образования старших дошкольников. Наличие такой среды выступает в качестве второго педагогического условия эффективности воспитания безопасного поведения в быту, а именно — использования возможностей предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении с точки зрения тренировки применения детьми усвоенным ими правил безопасного поведения в быту.

С. Л. Новоселова определяет предметно-пространственную среду как «систему материальных объектов деятельности ребенка, в рамках которой имеет место функциональное моделирование содержания духовного и физического развития ребенка. Вектор предметно-пространственной среды лежит в направлении реализации разнообразных образовательных программ с учетом национально-культурных, социально-экономических и иных условий, в рамках которых имеет место образовательная деятельность с учетом их возрастных особенностей» [2, с. 33].

В группе дошкольного образовательного учреждения должна быть создана такая развивающая предметно-пространственная среда, посредством которой могла бы обеспечиваться максимально полная и эффективная реализация образовательного потенциала пространства группы, а также возможность взаимодействия и совместной деятельности для дошкольников и воспитателей, равно как и двигательная активность воспитанников совместно с возможностью уединения. В качестве наиболее значимой задачи педагога дошкольного образовательного учреждения с точки зрения воспитания безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в быту выступает создание и последующее обогащение предметно-развивающей среды в этом направлении. Для этого в группе целесообразно организовать уголок безопасности, который необходимо обеспечить информационными, обучающими и наглядными материалами, способствующими формированию безопасного поведения в бытовых условиях.

Огромное значение с точки зрения формирования безопасного поведения в быту у старших дошкольников имеет также взаимодействие педагогов дошкольного образовательного учреждения с родителями (законными представителями) детей старшего дошкольного возраста. В рамках дошкольного образовательного учреждения целесообразно применять различными формы работы с родителями, причем как традиционные (родительские собрания), так и нетрадиционные (развлекательные программы, игры, квесты и т. д.). Целью такого рода взаимодействия с семьями детей старшего дошкольного возраста является обогащение родителей воспитанников педагогическими знаниями, направленными на воспитание безопасного поведения старших дошкольников в быту.

Подводя итог тому, что было изложено выше, можно сделать вывод о том, что воспитание безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в быту представляет собой одно из необходимых педагогических условий включения старших дошкольников в жизнь современного общества, а также становления и развития у детей старшего дошкольного возраста готовности к эффективным действиям в различных ситуациях и условиях, многие из которых могут быть непривычными или даже опасными.

Необходимо также акцентировать внимание на том, что организация воспитания безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в быту должна основываться на учете психологических аспектов воспитания и обучения старших дошкольников.

Что же касается содержания, методов, средств и приемов воспитания безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста, необходимо принимать во внимание, что одной из немаловажных характеристик старшего дошкольного возраста является постоянный рост двигательной активности детей и, соответственно, расширение физических возможностей ребенка, которые в сочетании с высоким уровнем любознательности и желанием попробовать все самостоятельно, могут привести к тому, что ребенок попадает в травмоопасные ситуации.

Соответственно, в процессе организации работы по воспитанию безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в быту, необходимо принимать во внимание следующие значимые характеристики детей этого возраста: неумение быстро принимать решения в критических ситуациях, отсутствие умения соразмерять опасность ситуации со своими возможностями по выходу из такой ситуации, недостаточно сформированное умение предугадывать собственные действия. Помимо этого, нужно иметь в виду, что дети старшего дошкольного возраста нередко весьма импульсивны, что способствует непредсказуемости их поведения.

Литература:

  1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Программа здоровьесберегающего направления «Основы безопасности детей дошкольного возраста». — М.: Академия, 2014. — 107 с.
  2. Новоселова С. Л. Развивающая предметная среда. — М.: Центр «Дошкольное детства» им. А. В. Запорожца, 2001. — 64 с.
  3. Ситникова Н. В. Формирование основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста // Актуальные исследования. — 2023. — № 30 (160). — С. 68–69.
  4. Федина Д. Н. Педагогические условия формирования основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста // Форум молодых ученых. — 2018. — № 7 (23). — С. 989–995.
  5. Хромцова Т. Г. Формирование опыта безопасного поведения в быту детей среднего дошкольного возраста: автореферат дис.... кандидата педагогических наук: 13.00.07 / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. — СПб., 2001. — 17 с.
Основные термины (генерируются автоматически): старший дошкольный возраст, безопасное поведение, быт, дошкольное образовательное учреждение, безопасное поведение детей, ребенок, воспитание, дошкольный возраст, предметно-развивающая среда, ситуация.


Похожие статьи

Роль организационно-педагогических условий в формировании навыков безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста

Статья посвящена роли организационно-педагогических условий в формировании навыков безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста.

Педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организаци...

Взаимодействие ДОО и семьи по формированию у детей младшего дошкольного возраста навыков самообслуживания

В статье обосновывается необходимость проведения целенаправленной работы по формированию у младших дошкольников навыков самообслуживания во взаимодействии ДОУ и семьи. Разрабатываются методы и формы совместной работы педагогического коллектива ДОУ и ...

Методические аспекты формирования представлений о безопасном поведении в природе у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем

В статье рассматриваются методические аспекты формирования представлений о безопасном поведении в природе у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем. Предложена система работы по основным взаимосвязанным направлениям...

Педагогические условия формирования трудовых умений у детей старшего дошкольного возраста

В статье изучаются проблемы трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста как основы формирования личности дошкольника. Актуальность проблемы обуславливается актуализацией в систематизации знаний о педагогических условиях формирования труд...

Дидактическая игра как средство развития детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования навыков безопасной жизнедеятельности

В данной публикации исследуются влияние дидактической игры в процессе привития детям старшего дошкольного возраста навыков безопасного жизнеобеспечения. В статье также освещаются преимущества такого вида обучения, дается анализ сути и понятия «дидакт...

К вопросу о формировании опыта безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о труде взрослых

Проблема формирования представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста является социальной значимой. В настоящее время социальный заказ государства в образовании направлен на развитие социально активной и ответственной личности ре...

Становление ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста как проблема формирования культурно-гигиенических навыков

В данной статье автор раскрывает особенности становления ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста как проблемы формирования культурно-гигиенических навыков. Определены признаки и понятия здорового образа жизни детей дошкольного в...

Формирование графических навыков у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организаци...

Похожие статьи

Роль организационно-педагогических условий в формировании навыков безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста

Статья посвящена роли организационно-педагогических условий в формировании навыков безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста.

Педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организаци...

Взаимодействие ДОО и семьи по формированию у детей младшего дошкольного возраста навыков самообслуживания

В статье обосновывается необходимость проведения целенаправленной работы по формированию у младших дошкольников навыков самообслуживания во взаимодействии ДОУ и семьи. Разрабатываются методы и формы совместной работы педагогического коллектива ДОУ и ...

Методические аспекты формирования представлений о безопасном поведении в природе у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем

В статье рассматриваются методические аспекты формирования представлений о безопасном поведении в природе у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем. Предложена система работы по основным взаимосвязанным направлениям...

Педагогические условия формирования трудовых умений у детей старшего дошкольного возраста

В статье изучаются проблемы трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста как основы формирования личности дошкольника. Актуальность проблемы обуславливается актуализацией в систематизации знаний о педагогических условиях формирования труд...

Дидактическая игра как средство развития детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования навыков безопасной жизнедеятельности

В данной публикации исследуются влияние дидактической игры в процессе привития детям старшего дошкольного возраста навыков безопасного жизнеобеспечения. В статье также освещаются преимущества такого вида обучения, дается анализ сути и понятия «дидакт...

К вопросу о формировании опыта безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о труде взрослых

Проблема формирования представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста является социальной значимой. В настоящее время социальный заказ государства в образовании направлен на развитие социально активной и ответственной личности ре...

Становление ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста как проблема формирования культурно-гигиенических навыков

В данной статье автор раскрывает особенности становления ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста как проблемы формирования культурно-гигиенических навыков. Определены признаки и понятия здорового образа жизни детей дошкольного в...

Формирование графических навыков у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организаци...

Задать вопрос