В статье рассмотрена роль игр Монтессори в формировании математических представлений у детей раннего дошкольного возраста. Раскрыта методика работа с использованием игр Монтессори.
Ключевые слова: математические представления, ранний дошкольный возраст, дидактические игры, методика, организация.
Под формированием математических представлений понимают взаимосвязь и взаимообусловленность представлений о разнообразных математических данных, таких как пространство, форма, величина, время и количество. Все эти представления способствуют познавательному развитию дошкольников. Исходя из этого, формирование математических представлений детей раннего дошкольного возраста считается сложнейшим и многогранным процессом. Актуальность исследования заключается в том, развитие математических представлений у детей раннего дошкольного возраста невозможно без использования в работе дидактических игр, так как игра является ведущим видом деятельности детей данного возраста [2].
Познавательное развитие ребенка раннего дошкольного возраста сопровождается развитием различных навыков, среди которых математические представления занимают важное место. Программы по формированию математических представлений содержат разные приемы и методы, которые так необходимы для становления и формирования элементарных математических форм, размеров, расположении предметов и т. д.
Цель формирования и развития математических представлений у детей раннего дошкольного заключается в том, чтобы развить у малышей любознательность, активировать познавательную мотивацию. Формирование представлений о математических формах, размерах и т. д. также является целью развития математических представлений.
Дети раннего возраста хорошо воспринимают только те математические задания, которые взрослые демонстрируют им с использованием реальных предметов и конкретных действий (положи еще один...; убери все...; не осталось ни одного...).
В целях результативности и эффективности развития элементарных математических представлений у детей раннего возраста особое внимание следует уделять играм.
Иры по методике М. Монтессори способствуют развитию навыков, умений, позволяющих ребёнку делать необходимые выводы, а точнее маленькие открытия.
Приобрести навыки в области математических представлений можно с помощью следующих средств:
– специально-разработанные программы и пособия;
– обычные предметы быта.
Ключевое слово в лексиконе М. Монтессори — это «свобода».
Цель методики Монтессори заключается в том, чтобы предоставить свободу, независимость, самостоятельность и ответственность при приеме конкретных решений.
Метод Монтессори основывается в том, чтобы наблюдать за ребенком в естественных условиях и принять его таким, какой он есть.
Основным принципом Монтессори является подтолкнуть ребенка к самовоспитанию, к самообучению, к саморазвитию.
Девиз метода Монтессори: «Помоги мне сделать это самому».
Одними из эффективных методов по формированию математических представлений у детей раннего возраста являются игры Монтессори.
В построении системы игр Монтессори и в методике работы с ними соблюдаются два важнейших принципа:
– от конкретного к абстрактному;
– от знакомства с количествами, через знакомство с символами к соотнесению количеств и символов.
В настоящее время наблюдается широкое разнообразие игр Монтессори (рис. 1).
Рис. 1. Игры Монтессори
Таким образом, игры Монтессори оказывают положительное влияние на формирование математических представлений у детей раннего возраста (рисунок 1).
Рис. 1. Влияние игр Монтессори [2]
Организация работы при помощи игр Монтессори происходит по следующему алгоритму:
- Необходимо разработать предметно-пространственную среду, такую, чтобы, попадая в неё, ребёнок мог учиться самостоятельно.
- Собрать, изготовить необходимый дидактический материал
- Поддерживать и обогащать предметно-пространственную среду
- Показать, объяснить, но никогда не делать за ребёнка. Ребёнок должен сам, методом проб и ошибок научиться всему сам [1].
При такой методике воспитания и обучения у детей появляются не только новые умения и навыки, ребёнок приобретает чувство независимости и уверенности, развивает естественную любовь к учению, интерес к получению новой информации в том объёме, который он в состоянии освоить. Ребёнка должна учить сама окружающая среда.
Методика работы с играми Монтессори должна учитывать следующие требования:
- Развивающая среда с играми, игровыми пособиями должна быть доступна.
- Нельзя ставить перед собой цель воспитывать вундеркинда. В погоне за результатом можно перегрузить ребёнка и отбить у него желание заниматься, а демонстрируя результаты окружающим — испортить характер ребёнка.
- Необходимо разговаривать с детьми обо всём и везде — на прогулке, в совместной деятельности, комментировать все свои действия, обсуждать ближайшие планы. Разговоры с детьми, рассказы и обсуждения важнее любого методического пособия.
- Нельзя нагружать детей знаниями «про запас», которые не пригодятся ему в ближайшее время. Необходимо изучать и осваивать то что нужно сейчас.
- Не стоит углубляться в изучение какого-то одного предмета, в ущерб остальным. Необходимо осуществлять работу по интересам детей.
- Все игры и НОД вводить по принципу от простого к сложному. Если дети не справляются с чем — то упрощать задания.
- Использовать как можно больше разнообразных методических пособий. Освещать одну тему по-разному: в играх, плакатах, книгах, изо-деятельности и др.
- Радоваться каждому успеху детей и хвалить их!
- С самого раннего детства необходимо предоставить ребёнку как можно больше самостоятельности в быту [3].
Таким образом, система игр М. Монтессори является интересной и востребованной ретроинновацией в нашем современном мире, несмотря на более чем 100-летнюю практику, очень тесно перекликается с требованиями ФГОС ДО. Игры Монтессори являются одним из эффективных методов для формирования математических представлений у детей раннего дошкольного возраста.
Литература:
- Боброва Н. Б. Монтессори у вас дома. Математика. — СПб.: Питер, 2016 –128 с.
- Помораева И. А., Позина В. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений. — Мозаика — Синтез, М., 2011.
- Филипова Е. В. Использование дидактических игр при формировании математических представлений детей дошкольного возраста // Сборник избранных статей по материалам научных конференций ГНИИ «Нацразвитие»: Материалы конференций ГНИИ «НАЦРАЗВИТИЕ». Том Часть 2. Санкт-Петербург: Частное научно-образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Гуманитарный национальный исследовательский институт «НАЦРАЗВИТИЕ», 2019. — С. 96–98.