В статье автор исследует способы психологической подготовки и поддержки ребенка при проведении БОС-терапии.
Ключевые слова : дети, БОС-терапия, энурез.
БОС-методы позволяют работать не с отдельными заболеваниями, а с основными типами дисфункций регуляторных систем организма — нервной, иммунной и гуморальной. В настоящий момент разработаны и применяются БОС-методы в лечении болезни Рейно, бронхиальной астмы, энцефалопатии, эректильных дисфункций, недержания мочи у взрослых и детей.
Согласно рекомендациям Европейского общества по проблемам удержания мочи у детей (ICCS) БОС-терапия является базовым методом для лечения расстройств мочеиспускания любого генеза у детей старше 5 лет.
Суть метода состоит в тренировке мышц ректального и уретрального сфинктеров и мышц тазового дна посредством их электрической стимуляции или произвольных сокращений. Посредством регистрации биоэлектрической активности указанных мышц, представленной в виде наглядных графических объектов, возможна обратная связь в виде цепи событий: произвольное сокращение — пропорциональное изменение графической информации — дозированное усиление или ослабление сокращения для достижения заданного уровня эффекта. Одновременно электроды, контролирующие сокращения мышц передней брюшной стенки, позволяют дифференцировать собственно работу перианальных мышц и мышц брюшного пресса.
Рис. 1. Принцип «физиологического зеркала».
В процессе лечения одним из важнейших факторов является мотивация, поэтому для тренировки методом БОС у детей в качестве подкрепляющего видеоряда используется набор игровых интерактивных сюжетов, что особенно важно для достижения общей нервно-мышечной релаксации, при которой создаются оптимальные условия для эффективной выработки необходимых центральных программ координированной работы мышц и сфинктерного аппарата.
Немаловажную роль в дальнейшем течении заболевания играет реакция семьи на возникшую проблему. В результате осознания наличия заболевания, нарушения мочеиспускания в частности, взрослые члены семьи формируют определенное отношение к происходящему, которое транслируется ребенку, в результате чего симптоматика обретает смысл и становится значимой для всей семьи. Это находит отражение в стиле родительских отношений и влияет на течение заболевания. [2].
В подготовке к процедуре БОС терапии в условиях лечебного учреждения очень важную роль играет поддержка ребенка ближайшими родственниками и специалистами. Пациент боится почти всего, что с ним делают. Это страх от незнания и от неизвестной опасности. В этом случае нужно доступное информирование пациента, ребенку необходимо создать ситуацию чтобы он был спокоен, не испытывал боли.
Процедура БОС-терапии требует активного участия ребенка. Выглядит процедура как компьютерная игра. На ребенка устанавливаются электроды, медработник, производящий процедуру, настраивает параметры ребенка на компьютере — расслабление и напряжение. Во время процедуры ребенку приходится по команде компьютера расслаблять мышцы ректального и уретрального сфинктеров и мышц тазового дна. Например, в программе Urostym / игра «Феечка», пациент управляет Феей таким образом: если пчелки летят внизу экрана, расслабляясь пациент опускает Фею вниз, а она превращает пчел в розовых бабочек; если пчелки летят наверху экрана, то напрягая тренируемые мышцы, пациент направляет Феечку вверх. Чем ребенок более быстро и ловко играет, тем больше он набирает очков. Набранные пациентами очки можно сравнивать между пациентами, появляется дух соревнования между собой. Этот подход срабатывает для пациентов любого возраста. Дети с удовольствием спрашивают, в какую игру сегодня играем, и по окончании процедуры сравнивают, кто сколько очков заработал.
Дети, страдающие энурезом, энкопрезом, дети с нейрогенным мочевым пузырем очень ранимы, поэтому работа с ними требует особой деликатности и уважения. Это пациенты, имеющие врожденные пороки развития, дети-инвалиды, дети после развода родителей, дети из многодетных семей. Чаще всего параллельно с психосоматическими проявлениями такие дети имеют психологические проблемы и травмы, проблемы с социализацией. Например, как ребенку с энурезом отдыхать в летнем лагере чтобы о его диагнозе не стало известно окружающим его детям? Пациенты БОС-терапии разные: одни очень самостоятельны и находятся в стационаре с 5 лет без сопровождения родителя, других гиперопекают родители. Конечно, идеальна «золотая середина» в заботе со стороны родителей. Главное — это приобретение ребенком навыков самообслуживания, социализации. Особенно это актуально с детьми-инвалидами. Наша задача, как взрослых, поддержать их, приободрить, дать понять, что мы в них верим и у них все получится. Для этого обязательно необходимо отмечать их успехи и не акцентировать внимание на недостатках.
В зависимости от возраста ребенка выстраиваются доверительные отношения, используется методика активного общения и мотивация на процедуру. К каждой возрастной группе существует определенный подход.
Большинство психологов согласны с выделением двух типов мотивации и соответствующих им двух типов поведения:
1) внешней мотивации (extrinsic motivation) и соответственно внешне мотивированного поведения (extrinsic motivated behavior);
2) внутренней мотивации (intrinsic motivation) и соответственно внутренне мотивированного поведения (intrinsic motivated behavior).
Внешняя мотивация прежде всего основана на наградах, поощрениях, наказаниях или других видах внешней стимуляции, которые инициируют и направляют желательное или тормозят нежелательное поведение.
Рис. 2. Формы внешней организации мотивационного процесса (Е. П. Ильин)
Внутренне мотивированные деятельности не имеют поощрений, кроме самой активности. Люди вовлекаются в эту деятельность ради нее самой, а не для достижения каких-либо внешних наград. Такая деятельность является самоцелью, а не средством для достижения некой другой цели.
Дети младшего школьного возраста ориентируются в своем поведении на возможное поощрение или наказание «здесь и сейчас». Реально действующим мотивом является получение высокой отметки или похвалы. [1].
Так как БОС-терапия проводится повторными курсами, очень важно замотивировать, заинтересовать ребенка, поощрять (хвалить) или журить во время проведения процедуры чтобы было желание работать во время процедуры, возвращаться и лечится.
Детям младшего школьного возраста очень важно чтобы рядом находился близкий человек, который его знает и может найти подход к нему. Это помощник и союзник медицинского персонала. Бывает, что первые процедуры ребенку тяжело управлять героем игры при проведении БОС-терапии, он учится и самое главное, чтобы близкий рядом поощрял и хвалил ребенка при его победах, ни в коем случае не ругал, не угрожал. В таком случае будущие курсы БОС-терапии и дальнейшее лечение пройдут успешно.
В возрасте, называемом переходным, происходят существенные изменения в организме и психике ребенка, обусловленные половым созреванием. Как отмечал Л. С. Выготский (1984), это существенно изменяет сферу интересов ребенка. Этот процесс проистекает в две фазы. Первая фаза характеризуется как фаза резких колебаний установок, фаза крушения авторитетов. В этой фазе происходит отмирание прежде установившейся системы интересов, вызревание и появление первых органических влечений, связанных с половым созреванием. Для этой фазы характерны также пессимизм, распад коллективных связей, разрыв сложившихся прежде отношений между детьми, в том числе и дружественных, стремление к одиночеству, резкое изменение отношения к другим людям, пренебрежение правилам и общественного поведения.
Вторая фаза — фаза интересов — вначале характеризуется их многообразием. Для этой фазы характерным является также расширение и укрепление общественных связей.
Кроме того, самооценка у подростков становится более многогранной и приобретает большее значение, чем оценка окружающих. Однако требования подростка к себе нуждаются в постоянной поддержке со стороны. Отсюда и неустойчивость ряда мотивов, изменчивость поведения. Уровень притязаний завышен, что является причиной частых неудач в осуществлении задуманного [1].
Подростки уже понимают для чего и почему им необходимо лечится и в почти 100 % случаев идут на сотрудничество и стараются во время проведения процедур. Единственное исключение — пациенты с психиатрическими диагнозами, в таких случаях на помощь придёт обещание поощрения в виде, например, аскорбинки.
И в заключение — то, на что необходимо обратить внимания родителям.
Если ваш ребенок в возрасте до года (да и позже!) «путает день и ночь», беспокойно спит, реагируя на самые незначительные звуки, кричит по ночам. вскакивая от страха, задумайтесь, почему так происходит, забеспокойтесь, обратитесь к специалисту!
Если ваш ребенок пуглив, «плачет по пустякам», у него плохой аппетит или он крайне избирателен в еде, если он постоянно простужается, а мелкие простуды и нетяжелые болезни (ринит, фарингит, отит) идут «цепочкой», одна за другой; если он бледен, без особой причины утомляем, насторожитесь относительно состояния его нервной системы, проконсультируйтесь с Вашим доктором!
Если ваш ребенок не удерживает мочу ночью и днем (даже если только пятнышки на трусиках), «пачкать трусики, не удерживая кал, не откладывайте визит к врачу!
Не прячьте болезнь от специалистов! В ней нет ничего постыдного для вашей семьи! Не теряйте драгоценное время, помните, «Шила в мешке не утаишь!».
Не наказывайте за болезнь, не унижайте сына (дочь), стыдя его (ее) за «мокрое» и «грязное», снижая тем самым уровень его (ее) самооценки и самоуважения!
Проживайте каждый день вместе со своими детьми: делитесь сними тем, что Вас волнует; спрашивайте их мнение при принятии важных семейных решений; искренне интересуйтесь их делами; помогайте им в разрешении проблем, жертвуя своим временем; беседуйте с ними дома, гуляя в парке, выезжая за город.
Интересуйтесь литературой для родителей, читайте, учитесь, делайте открытия! Родительство — это наука, наука жизни, где роль открытий не менее значима, чем в фундаментальных дисциплинах. Привносите в то, к чему научила Вас семья, в которой Вы воспитывались. открытое лично Вами, как уже родителями «светлое, разумное, вечное», чтобы Ваши дети были счастливее Вас, непременным условием чего является здоровье, особенно психическое [3].
Литература:
- Гроголева, О. Ю. Психология мотивации: учебное пособие — Омск: Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, 2015.
- Длина В. В., Гусева Н. Б., Моисеев А. Б., Морозов С. Л. Метод биологической обратной связи в педиатрической практике: Руководство для врачей/под редакцией — М.: «Оверлей», 2019 г. — ….с.ил.
- Фесенко Ю. А. Возрастная физиология и психофизиология: энурез и энкопрез у детей. — Москва, Юрайт 2019.