Каждый исторический документ, изучаемый исследователями, служит для прояснения конкретных имеющихся вопросов. Необходимо отметить, что документ, изученный глубоко, в соответствии с научными требованиями, помогает последовательно и широко раскрыть существующие проблемы. В частности, в данной представляемой статье, анализируются некоторые позиции и сведения о системе государственного управления, вопросы правопорядка, а также общественной жизни исходя из терминологического анализа званий и титулов встречающихся в ярлыках Хивинских ханов.
Ключевые слова: хивинский ярлык,юридические акты,титулы,шейхулислам, кади-аскар, кади-раис, Саййиды, муфтий.
Each historical document studied by researchers serves to clarificate the specific existing issues. It should be noted that a document, studied deeply, in accordance with scientific requirements, helps to consistently and widely disclose existing problems. In particular, in this presented article, analyzed some positions and information about the system of state administration, issues of law and order, as well as public life based on the terminological analysis of the ranks and titles found in the labels of the Khiva khans.
Keywords: Khiva label, rank and titles, sheikhulislam, qadi-askar, qadi-rais, Sayyids, mufti.
В ходе нашего исследования мы изучили документы Хивинских ханов, такие как ярлыки, инаятнаме, ферманы, хранящиеся в фонде «И»-125 Национального архива Узбекистана (УзМА), из фонда Института Востоковедения Академии наук Республики Узбекистан имени Абу Райхана Беруни (УзРФАШИ). Прибытие этих документов по сей день свидетельствует о том, что в стране правители уделяли особое внимание в документооборот и издавали ферманы имеющие юридическую силу, для выражения своей власти в периоды их правления. Стоит отметить, что документы выполняют различные задачи в соответствии с принципом действия, такие как владение землей, уплата налогов, выплата закята, назначение должностных лиц, вопросы собственности, продажа и т. д. в качестве доверенности. По мнению Ю. Брегеля [1], при изучении актов, приведенных в различных вопросах, необходимо обращать внимание на топонимы, должности, различные термины и другие комментарии, упоминаемые в документах. Анализ документов с точки зрения их формы и содержания, текстологические исследования, употребление терминов могут стать большим фактическим материалом при изучении истории права того времени. Потому что документы четко отражают общественно-политические отношения и правовую жизнь того периода, к которому они относятся.
В труде хивинского историка Баяни имеются также сведения о должностях алама, кази, раиса, деванбеги, ясовулбоши, мирзабоши, кушбеги, юзбаши, мехтара, миршаба, махрама, сарханга, визиря, инока, бия, мироба, порядок их назначения, а также обширные сведения об именах этих лиц [5]. В стране в правоохранительных делах действуют службы ясовулбаши, миршаба, даруги, калонтара, а должность навкара задействована во многих аспектах деятельности ханства. Большинство ярлыков даны в контексте преимуществ профессиональных услуг.
Известно, что шейхи имели в ханстве высокий ранг. Шайхулислам руководил деятельностью духовенства и считался высшим религиозным деятелем. Помимо политических и религиозных церемоний, он участвовал в военных походах в качестве главы муфтиев, издающих фетвы, духовного поощрения военнослужащих, судьи, военного надзирателя, начальника воинской части. В период правления всех ханов представителям этой должности предоставлялись многие привилегии с целью освобождения от налогов. Выражение этого можно увидеть в 8 тарханных-ярлыках, врученных Мухаммаду Надир Шейху и его потомкам, хранящихся в Национальном архиве Узбекистана.
Значимыми являются исследования ученого В. Вуда [2] который проанализировал в своих работах функции и характеристики этих тарханных-ярлыков. В частности, ученый дал широкую характеристику переданных потомкам Сайидов, живших в Хорезме. Представителям этой династии около 10 Хивинских ханов на протяжении 70 лет предоставляли различные привилегии для юридического подтверждения своей принадлежности к упомянутым потомкам сайидов. В содержание ярлыков входит безусловное повиновение судей, государственных чиновников, глав судебных дел ( махрамон-и боргох и сахибдахлон-и даргох ), эмиров и визирей, всех ответственных людей государства города Хорезма ( сахиб-и мансабон ) [6] и приказано проявлять уважение потомкам Сайидов.
По выдаче документов также выдаются о назначении на должность кади-раис. Известно, что в Хивинском ханстве в каждом городе работали от одного до четырех судей-председателей, и на них возлагались следующие обязанности, как: контроль за соблюдением мусульманами всех правил шариата, религиозных правил; контроль за соблюдением религиозных традиций и обрядов; благоустройства города; контроль порядка деятельности медресе; за состоянием ремонта дорог и их окрестностей и за соблюдением правил торговли; добросовестность торговцев, контроль точности измерений весов на рынках; контроль за тем, чтобы родители вовремя отправляли своих детей в школу. При этом кади-раис в случаях нарушений религиозных и шариатских правил обладает полномочиями применять меры дисциплинарного и уголовного наказания. Примечательно, что в ханстве, кади-раисы проявившие себя положительно в ходе своей работы могли назначаться на должность алама [4]. Их полномочия подтверждались официальным высочайшим ярлыком Хивинского хана.
В высочайших ярлыках, выдаваемых для назначения на должность раиса , возлагается выполнение таких обязанностей, как создание документов и реестров ( сукук ва сиджиллот ), распределение наследственного имущества ( тарикат ), сохранение общественного имущества и решение других вопросов по шариату. Кроме того, была установлена обязанность обучать мусульман религиозным наукам, управлять и контролировать деятельность мулла-имамов и муаззинов, совершение джамаат молитв и следить за тем, чтобы дети ходили в школу. При этом, судебные дела ( мурофаа ) рассматриваются и разрешаются в соответствии с правилами шариата. Назначенные лица обязаны старательно выполнять все задачи, связанные с их обязанностями. Подчеркивается, что все они будут безоговорочно следовать постановлению хана.
Далее, среди вышеупомянутых документов, имеются ярлыки, выданные для назначения на должность кади. Был создан суд ( козихона ), в котором работали небольшое количество мирзы. При их деятельности был введен должность писца, то есть секретаря кади и муфтия, называемого «нойисандаси». В гражданских отношениях действовали договоры купли-продажи (условной и безусловной), аренды (частной аренды), заказа, музрабата (сделанного для ведения бизнеса в товариществе), музраба (поручительства), займа. При заключении устных договоров стороны приносили клятву священной мусульманской книгой — Кораном. Договоры в письменной форме заключались в 3-х экземплярах в здании суда (в некоторых случаях с участием хана). Один экземпляр договоров хранился в архиве, а два других экземпляра находились у сторон [3].
Анализируя контент, мы пришли к следующим итогам: большинство ярлыков даны в основном для подтверждения налогового иммунитета. Высочайшие ярлыки выпускались по приказу хивинских ханов для подтверждения освобождения от государственных налогов и давались в качестве «налогового иммунитета» по их содержанию. Также большинство тарханных ярлыков были вручены потомкам шейхов, сайидам в качестве гарантии полного освобождения от уплат государственных налогов. В большинстве случаев ярлыки, по сути, выдавались от имени правителя своим доверенным служителям, высокопоставленным чиновникам за службу нукерство ( навкар ) и военные заслуги в виде передачи государственных земель ( мамлака-и подшоҳи, мамлака-и подшоҳиға таъллуқ топган ердин ), частной собственности ( мулк-и холис ). Эти земли были завещаны определенным лицам, и другим лицам было запрещено претендовать на них, в случае продажи земель, считалось собственностью нового владельца. Поэтому, ярлыки Хивинского ханства служили основным звеном системы государственного управления в качестве законодательных актов.
Литература:
- Брегель Ю. Э. Архив хивинских ханов (Предварительный обзор новых документов) // Народы Азии и Африки, 1966, № 1. — С. 28–103.
- William Wood. A collection of tarkhan yarliqs from the Khanate of Khiva // Papers on Inner Asia. No 38. — Bloomington, Indiana. 2005. — P. 55.
- Иванов П. П. Архив Хивинских ханов XIX в. / Исследование и описание документов с историческим введением // Новые источники для истории Средней Азии. — Л.: Издание Государственной Публичной Библиотеки, 1940. — С. 24–25.
- Каталог среднеазиатских яблок грамот. На заднем плане институт востоковедения им. Академия наук Абу Рейхана Беруни, Республика Узбекистан. Составители: Урунбаев А., Джураева Г., Гуломов С. Orientwissenschaftliche Hefte. Галле, 2007. — 114 с. Факсимиле.
- Муҳаммад Юсуф Баёний. Шажарайи Хоразмшоҳий / Таҳрир ҳайъати: Б. Аҳмедов ва бошқ. / — Т.: Камалак, 1991. — 336 б.
- Национальный Архив Узбекистана, Фонд-125, список 2, документ № 5.