Современные условия хозяйственной деятельности экономических субъектов предполагают постоянный поиск резервов увеличения прибыли и повышения конкурентоспособности на различных рынках. Инвестиции в этом случае являются главным элементом логической последовательности управленческих решений на получение дополнительного дохода и достижения необходимого уровня производственной рентабельности. Особенно остро вопросы инвестиционной активности предприятия встали в период беспрецедентных санкций и необходимости использования в производственной деятельности материалов и элементов российского производства, или организацию дополнительных производственных направлений на базе существующих предприятий. Грамотная и результативная инвестиционная деятельность предприятия позволяет добиться результата увеличения объемов производства, увеличения доходов и прибыли, развития процессов экономического соперничества в отрасли, а также удовлетворения повышенного спроса со стороны целевых рыночных сегментов на определенные товары и услуги.
Ключевые слова : инвестиции, финансовое состояние, привлекательность, спрос, хозяйственная деятельность.
Прежде чем говорить о повышении инвестиционной привлекательности, необходимо провести мероприятия ее оценки, иными словами разработать и применить такой комплекс показателей, который должен включать как количественные, так и качественные характеристики деятельности формы. Инвестиционную привлекательность необходимо анализировать с точки зрения самостоятельной категории, характеризующей стабильностью финансового состояния. При ее оценке также важно определить уровень конкурентоспособности, ориентированность фирмы на стремление удовлетворить ожидания потребителей, инновационность всех процессов в целом.
Инвестиции являются часто употребляемой категорий на макроэкономическом (государство, отрасль, рынок) и микроэкономическом уровне (предприятия и организации). С точки зрения С. А. Блау, инвестициями признаются капитальные вложения экономических субъектов в развитие производства [1]. На основании ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» [2], инвестициями признаются денежные средства, ценные бумаги или иное имущество, которые вкладываются в предпринимательские объекты для получения полезного экономического эффекта или прибыли.
Любой инвестиционной проект требует от предприятия финансовых вложений и для этого важное значение имеет текущее финансовое состояние. Априори финансирование инвестиций необходимо проводить за счет собственных источников финансирования, без обращения к сторонним финансовым источникам. В случае «провала» инвестиционного проекта за счет собственных средств предприятие исключает необходимость дополнительных ненужных издержек по погашению кредитов.
Также при реализации процессов инвестиционной деятельности необходимо оценить общее состояние дивидендной политики, а именно обязательное решение акционеров о направлении части полученной чистой прибыли на развитие предприятие, в том числе на закупку отдельного инновационного оборудования, увеличения спектра производимой продукции или оказываемых услуг.
Оценка инвестиционной привлекательности предприятия должна проводиться на основе всестороннего анализа факторов внешней и внутренней среды, а конкретно необходимо провести анализ следующих составляющих элементов:
– анализ динамики и структуры имущества и источников его формирования, оценку эффективности управления собственным капиталом, оборотными активами и использования основных фондов предприятия;
– оценку производственных мощностей, эффективность использования производственного оборудования, его износ, степень обновления и использования современных инновационных производственных технологий;
– уровень инновационного развития предприятия, а также оценку финансовых вложений в рамках инвестиционной программы развития;
– кадровый анализ.
Необходимо использовать конкурентный анализ поведения основных «игроков» рынка, в том числе по уровню их ассортиментной политики и ценовой политики, развития в инновационном аспекте, рассмотреть финансовые показатели с учетом информационной возможности и с применением «партизанского маркетинга» [3].
Прогнозирование объемов инвестиций в производство является контролируемым процессом и осуществляется с целью оценки уровня возможных инвестиционных процессов в предприятие. Отсюда следует, что для повышения уровня инвестиционной привлекательности необходимо провести следующий ряд мероприятий:
– разработать такую стратегию, которая будет сочетать в себе и инвестиционную привлекательность предприятия и его стратегию развития;
– обеспечить себя положительной кредитной историей;
– использовать в своей деятельности инструментов лизинга и факторинга [4].
Для повышения инвестиционной привлекательности также важно разрабатывать и внедрять прогрессивные информационные системы управления и обеспечивать доступность внутренней информации, настраивать каналы обмена внешней информацией. Цифровое сопровождение организации рыночно взаимодействия наблюдается не только в области приобретения товаров или услуг, но и в сфере взаимодействия между коммерческими бизнес — единицами. Цифровые технологии организации электронной коммерции позволяют существенно снизить логистические расходы, а также расходы на осуществление маркетинговых и стимулирующих мероприятий.
Основными направлениями для повышения инвестиционной привлекательности предприятия необходимо улучшать финансовое состояние, увеличивать прибыль, в том числе за счет эффективных маркетинговых инструментов, совершенствования ценовой политики и объективного снижения производственных расходов. Важным условием является цифровое и инновационное развитие экономическое субъекта, повышение его имиджа на рынке, повышение профессионализма кадрового состава и высокий уровень конкурентоспособности на рынке.
Наиболее целесообразным является использование интегрального подхода, при котором осуществляется оценка совокупности финансовых и экономических показателей, целесообразно провести оценку факторов внешней среды, оценить сильные и слабые стороны, возможности на рынке с учетом угроз.
Основными направлениями для активизации инвестиционной привлекательности экономического субъекта должны стать:
- На этапе создания предприятия стратегической инвестиционной целью предприятия является поиск источников финансирования, а мероприятиями становятся различные бизнес — планы и инновационные проекты.
- На этапе становления организации стратегической целью является непосредственное создание предприятия как активного участника рынка и мероприятиями по повышению инвестиционной привлекательности становится поиск профессиональных специалистов в различных бизнес — процессах организации.
- На жизненном цикле ускорения роста предприятия формируется стратегический потенциал предприятия и осуществляется поиск и выбор наиболее эффективных инновационных проектов, в том числе по выводу на рынок уникальной продукции или уникальных производственных технологий.
- На этапе замедления роста предприятия осуществляется накопление прибыли, и инвестиции активно направляются на приобретение нового оборудования.
- На жизненном этапе зрелости для предприятия основной стратегической целью является увеличение объема продаж и увеличение доли рынка и для инвестиционной привлекательности повышается уровень профессионализма работников, внедряются новые технологии, оптимизируются производственные мощности, обеспечивается реализация конкурентных преимуществ на рынке [5].
Литература:
- Блау С. Л. Инвестиционный анализ: Учебник для бакалавров. — М.: Дашков и К, 2018.
- Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 № 39-ФЗ (в ред. от 28.12.2022). Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.consultant.ru (дата обращения 06.03.2023).
- Пригарина Е. В., Климовских Н. В. Повышение инвестиционной привлекательности предприятия // Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. № 8 (90).
- Филатов В. Д. Инвестиционная привлекательность предприятия как цель реализации инвестиционной стратегии // Молодой ученый. 2021. № 39 (381).
- Тугушев Р. А. Повышение инвестиционной привлекательности предприятия Научно Исследовательский Центр «Science Discovery». 2022. № 10.