Статья посвящена изучению проблемы организации обучения детей с расстройством аутистического спектра, в том числе с другими ментальными нарушениями. Авторами представлен опыт работы с детьми с особыми возможностями здоровья и родителями. Проанализированы изменения в системе коррекции недостатков развития школьников с РАС.
Ключевые слова: ребенок, теория физиология активности, уровень развития, РАС, движение, игра, навык, развитие, спектр, упражнение.
На сегодняшний день аутизм представляет собой значительную общественную проблему, получающую все большее распространение, затрагивающую детей, имеющих проблемы развития одного типа, но с различными вариантами их преодоления. Именно это обуславливает представление об аутизме как о наборе расстройств аутистического спектра.
Расстройства аутистического спектра (РАС) представляют собой отдельный спектр психологических характеристик, раскрывающих достаточно обширные рамки аномального поведения и определенных сложностей взаимодействия и коммуникаций в социуме, a также строго ограниченный круг интересов наряду с многократно повторяющимися актами поведения.
Нарушения такого спектра приводят к общественной дезадаптации, к искажению ключевых механизмов аффективной организации поведения, другими словами, механизмов, позволяющих любому нормальному ребенку самостоятельно определять оптимально подходящую личную дистанцию во взаимоотношениях с внешним миром, вырабатывать индивидуальные привычки и потребности, изучать неизведанное, преодолевать появляющиеся препятствия, вести активную коммуникацию со средой, налаживать эмоциональное взаимодействие с людьми и произвольно упорядочивать поведение.
Очевидно, что помощь детям с расстройствами аутистического спектра должна быть адаптированной к их потребностям, а также доступной, несмотря на значительные финансовые затраты их семей на абилитацию и реабилитацию с раннего детства, тем более что в будущем многие из них не будут заниматься профессиональной деятельностью.
Несмотря на значительное разнообразие методов и подходов к коррекции РАС, следует отметить, что иногда их подбирают хаотично, в зависимости, прежде всего, от знаний и умений специалистов, а не от потребностей ребенка. Иногда коррекционная работа ограничивается только одним (вроде бы универсальным) методом, или, наоборот, педагог ориентируется на эклектичный подход, упуская необходимость взаимосвязей между результатами диагностики и принципами построения индивидуальной программы развития ребенка.
Стандартизация требований при реализации образовательных программ начального общего образования, обучающихся с ОВЗ закладывает деятельностный и дифференцированный подходы, которые тесно связаны с процессами индивидуализации. Переориентация образования на личность ученика, который становится центральной фигурой в познавательной деятельности, порождает необходимость и актуальность личностно-ориентированных технологий обучения и воспитания также и учащихся с ОВЗ как новой парадигмы образования.
В 2019 году в нашей школе был открыт ресурсный класс, к нам пришли восемь абсолютно разных первоклассников с диагнозом — расстройство аутистического спектра. И мы: коллеги — первоклассники — родители отправились в путь, все вместе.
В сентябре была проведена диагностика по методике оценки базовых речевых и учебных навыков ABLLS-R Джеймса Партингтона для детей с РАС, которая показала, что уровень развития моторной имитации у детей очень низкий. Они затрудняются повторять чужие движения различного рода, в том числе, статические и кинетические, подражать скорости и интенсивности действий, что отрицательно сказывается на уровне интеллектуального развития.
Вследствие этого, перед нами особенно остро встала проблема: найти эффективные методы и приемы, способствующие в естественных условиях комплексному развитию детей и здоровьесбережению их в условиях современного образовательного пространства. Одним из таких методов стал «Нейрогимнастика по Бернштейну», в основе которой лежит теория физиологии активности нашего соотечественника Николая Александровича Бернштейна.
Если представить, что мозг — это многоэтажный дом, каждый из элементов-уровней которого имеет свои функции, то становится понятно, что человеческий мозг — самый высокоорганизованный. Чтобы все части «дома» были достроены и укреплены, начиная с «фундамента», мозгу необходимо выстроить огромное количество нейронных связей.
Причин, по которым возникают аномалии связей в мозге человека, может быть много. Одни из них — генетические, которые могут также приводить к аномальным механизмам развития мозга, что приводит к его структурным и функциональным, когнитивным и нейробиологическим нарушениям. Как показывают исследования — одна из причин РАС, нарушение межполушарного взаимодействия, обусловленное слабыми нейронными связями между отдалёнными участками мозга и структурными нарушениями мозолистого тела.
Нейрогимнастика по Бернштейну — это метод подвижных игр и физических упражнений, направленный на развитие праксиса, системы планирования движения, с учетом поставленной цели. Теория физиологии активности Н. А. Бернштейна — это 5-уровневая система управления движением, где:
- мышечный тонус, поза, движение туловища и шеи (рефлекторный, неуправляемый, базовый уровень активности).
- восприятие тела, движения конечностей, превращение новых действий в навык.
- способность формировать движения в зависимости от окружающего пространства.
- уровень предметного действия (выстраивание последовательности действий, приводящий к решению какой-либо задачи).
- уровень абстрактного мышления (подключение смыслового компонента).
Н. A. Бернштейн говорил: «Без участия уровней A и B — невозможна полноценная работа вышестоящих уровней». То есть сначала формируются сенсомоторные связи и только потом формируются когнитивные функции. Нейрогимнастика призвана синхронизировать работу правого и левого полушарий головного мозга, каждое из которых отвечает за определенные действия.
Согласно статистике проведенной институтом возрастной физиологии Российской Академии образования, выявлено, что амбидекстеров среди детей с нейропсихологическими заболеваниями — 47 %. Это еще раз доказывает проблему развития межполушарного взаимодействия у детей с ОВЗ, в том числе и у детей с РАС, и очевидность важности применения упражнений по методу «Нейрогимнастика по Бернштейну».
Нейрогимнастические упражнения мы проводим через натуралистичное «обучение через игру» или обучение в естественной окружающей обстановке, которое подразумевает то, что обучение происходит не за столом или партой в отдельном помещении, a в самых разных местах и разных условиях. Нельзя переоценить роль приёма: «обучение через игру», в качестве основы для овладения детьми с РАС жизненно необходимыми для их физического и социального существования навыкам, а также для развития их умственных способностей. Динамическая сущность игры состоит в том, что стимулируется развитие нервной системы, при котором работа мозга ребенка соединяется с работой тела.
Наши занятия проходят: в спортивном зале, то есть специально оборудованном для обеспечения необходимого разнообразия физической активности и игр, во время динамических пауз вместе со сверстниками, в качестве физкультминуток на уроках (так как у нас дети с РАС находятся на полной инклюзии), на коррекционно-развивающих занятиях, ежедневно на индивидуальных, групповых и фронтальных занятиях, на переменах.
В зависимости от проблемы мы подбираем упражнения для каждого ребёнка, обязательно используются игровые приёмы для тренировки двигательных навыков, в игры добавляются те элементы, которые будут помогать конкретному ребенку в развитии функций мозга. Элементы нейрогимнастики мы также включаем и в занятия внеурочной деятельности и дополнительного образования.
Известно, что когда человек наблюдает за тем, как кто-то другой выполняет физические действия, двигательные или зеркальные нейроны в его мозгу активизируются, будто он сам эти действия выполняет. Исследования показывают, что у детей с РАС зеркальные нейроны работают не так, как у людей без ментальных особенностей. Многим из них сложно переработать двигательную информацию и одного наблюдения недостаточно, здесь на помощь приходят тьюторы, помогающие при помощи того или иного уровня подсказки проработать те или иные новые упражнения с ребёнком, прежде чем он его освоит их и будет готов выполнить самостоятельно.
Нашими помощниками в работе являются родители. Для них у нас 2 год работает Конструкторское Бюро Самостоятельного Активного Мышления: где помимо рекомендаций по развитию академических навыков, мы предлагаем варианты развития и обучения детей тем или иным навыкам альтернативными средствами, в том числе и с помощью нейрогимнастики. Родители, анализируя разные варианты представления информации ребенку, развивают свое мышление и работают с детьми уже в домашних условиях.
Работа в тесном контакте с родителями приносит свои плоды, так как ребёнок дома ещё раз повторяет и закрепляет движения, которые учится выполнять в школе.
Таким образом, по результатам проведенной в декабре 2021 года диагностики можно сделать вывод, что использование нейрогимнастики значительно повысило уровень развития сенсомоторной имитации, а также способствовало развитию межполушарного взаимодействия и как следствие повысило работоспособность, зрительное восприятие, мышление, пространственные представления. Дети стали ощущать целостность своего тела, планировать движения, что меняет априори когнитивный потенциал. Также следует отметить, что только регулярное выполнение данных упражнений оказывает положительное влияние на коррекцию обучения, развитие интеллекта, улучшает состояние физического, психического, эмоционального здоровья, социальной адаптации детей, снижает утомляемость, что в свою очередь способствует коррекции недостатков развития школьников с РАС.
Литература:
- Гурьянова Т. В. Коррекция нарушений поведения у детей с расстройствами аутистического спектра Теория и практика образования в современном мире: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2020 г.). СПб.: Свое издательство, 2020. С. 129–131.
- Мелешкевич О., Эрц Ю. Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения (АВА): принципы коррекции проблемного поведения и стратегии обучения детей с расстройствами аутистического спектра и другими особенностями развития / Ред. М. Кинжалеева. Самара: «Бахрах-М», 2021. 208 с.
- Методические рекомендации для педагогических работников по психолого-педагогическому сопровождению детей с расстройствами аутистического спектра [Электронный ресурс] / А. А. Бучек, И. В. Возняк, О. П. Нагель. Белгород: ОГАОУ ДПО «БелИРО», 2021. 146 с. [Электронный ресурс]. — URL: https://beliro.ru/assets/resourcefile/3586/mr-21-.031.pdf(дата обращения: 28.06.2023).
- Расстройства аутистического спектра: прикладной анализ поведения в работе с детьми и их родителями [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / И. А. Нигматуллина, О. А. Иванова, А. Ю. Сазонова, И. В. Диярова. Электрон. текстовые данные (1 файл: 383 КБ). Казань: Издательство Казанского университета, 2022. 108 с
- Романовский Н. В., Азирова А. А. Опыт использования подхода DIRFloortime в ранней коррекционной помощи: Методическое пособие для педагогических работников образовательных организаций и специалистов ППМС-центров [Электронный ресурс] / Н. В. Романовский, А. А. Азирова. М.: ФГБНУ «ИКП РАО», 2022. 79 с.URL:https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2023/03/Odinokova-Pavlova30.01-itog.pdf