В статье рассмотрен проблемный вопрос определения понятия «преступление против военной службы», его сущность, а также содержание воинских преступлений. Дан анализ видов преступлений против военной службы. Рассмотрена позиция Верховного суда по вопросу отграничения преступления против военной службы от других посягательств, а также воинское преступление от правонарушений, не образующих преступление.
Ключевые слова: военно-уголовное право, военнослужащие, мобилизация или военное положение, военное время, условия вооруженного конфликта или ведения военных либо боевых действий, преступления против военной службы.
Keywords: military criminal law, military personnel, mobilization or martial law, wartime, conditions of armed conflict or military or military operations, crimes against military service.
В ходе военной спецоперации на Украине по данным аналитического портала правовой статистики Генеральной прокуратуры в 2022 году в России было выявлено 3047 преступлений против военной службы (гл. 33 УК). Сравнивая данные показатели с прошлым 2021 годом это значение увеличилось в два раза. В условиях проведения военной спецоперации на Украине, безусловно, обострилась необходимость в приведении военных законов в соответствие, а всеобщее внимание к тематике неизбежно сказывается на статистике.
С момента начала специальной военной операции на Украине вопросы уголовной ответственности за преступления против военной службы приобрели особую актуальность. Это связано в том числе с тем, что 24 сентября 2022 года был принят Федеральный закон от 24 сентября 2022 года № 365-ФЗ, которым отдельные положения Уголовного кодекса адаптированы под текущие условия частичной мобилизации и проводимой СВО.
Особая общественная опасность преступлений против военной службы заключена в нарушении порядка прохождения военной службы и причинении вреда безопасности Российской Федерации или создании угрозы его причинения, выражающихся в снижении боевой готовности и боевой способности Вооруженных сил РФ, других войск, воинских (специальных) формирований и органов, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства, в которых предусмотрена военная служба. Противоправные действия, совершенные военнослужащими, посягают не только на общественные отношения в сфере государственного управления, но и на возникающие в сфере Вооруженных Сил общественные отношения, регулируемые нормами военного законодательства.
В сентябре 2023 внесены поправки в Уголовный кодекс РФ, ужесточив наказания за действия, связанные с военной службой и совершенные в периоды мобилизации, военного положения и военного времени. В частности, увеличилось наказание за такие преступления, как оставление части или неявка в срок на службу, самовольный уход, повреждение или уничтожение военной техники. Так же введены новые статьи в Уголовный кодекс: «Мародерство» и «Добровольная сдача в плен. Новеллы в УК призваны обеспечить задачи Указа Президента РФ от 21.09.2022 № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации».
Преступлениями против военной службы (гл. 33 УК) признаются «преступления против установленного порядка прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов». Законом предусмотрено 22 состава преступлений. Самыми серьезными из них являются: самовольное оставление места службы, дезертирство, неуставные взаимоотношения.
Преступления против военной службы, предусмотренные главой 33 УК РФ, можно условно разделить на следующие группы:
1) преступления против порядка подчиненности и уставных взаимоотношений (ст. 332–336);
2) уклонение от военной службы (ст. 337–339);
3) преступления против порядка несения специальных служб (ст. 340–344);
4) преступления против порядка использования и сбережения военной техники и другого имущества (ст. 345–348);
5) преступления против порядка обращения с оружием и эксплуатации военной техники (ст. 349–352).
Субъект преступлений против военной службы — специальный. Это военнослужащий либо гражданин, пребывающий в запасе, во время прохождения им военных сборов, а также лицо, подлежащее призыву, в том числе призыву по мобилизации.
При разграничении грубых дисциплинарных проступков и преступления против военной службы необходимо иметь в виду, что если общественно опасные последствия характеризуются оценочными признаками, то в случае отсутствия указанных последствий содеянное даже формально не содержит всех признаков преступления, предусмотренных статьями гл. 33 УК.
Обстоятельства, относящиеся к личности и преступному поведению, как например добровольное возмещение имущественного ущерба и компенсация морального вреда, оказание медицинской помощи потерпевшему после совершения преступления, иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они могут только учитываться при решении вопроса об освобождении от уголовной ответственности или при назначении уголовного наказания.
Верховный Суд указал, что правоотношения, возникающие в связи с прохождением военной службы, имеют различные правовые основания: призыв на военную службу или поступление на нее в добровольном порядке, которые необходимо учитывать при решении вопроса о субъекте преступления военной службы. В частности, прохождение военной службы по призыву является одной из форм исполнения воинской обязанности, предусмотренной ст. 1 Закона о воинской обязанности и военной службе и возложенной государством в установленном порядке на граждан, подлежащих призыву на военную службу. В тех случаях, когда указанная обязанность незаконно возложена на граждан, не подлежащих призыву, или имеющих отсрочку от призыва, или подлежащих освобождению от призыва либо от исполнения воинской обязанности, то такое лицо не является субъектом преступления, предусмотренного статьями гл. 33 УК.
По статьям гл. 33 УК могут нести ответственность и лица, не относящиеся к субъектам, указанным в ч. 1 ст. 331 УК. Если будет установлено, что они участвовали в совершении преступлений против военной службы совместно с военнослужащими (гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов), то в соответствии с ч. 4 ст. 34 УК они несут ответственность только в качестве организаторов, подстрекателей и пособников указанных преступлений. При этом уголовная ответственность для них по общему правилу наступает по статье, предусматривающей наказание за совершенное в соучастии преступление против военной службы.
ВС отметил, что военнослужащие в период мобилизации или военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения военных, либо боевых действий не вправе уклониться от исполнения возложенных на них обязанностей, ссылаясь на состояние крайней необходимости (ст. 39 УК РФ), даже если их жизни угрожает опасность.
Также усилена уголовная ответственность за отдельные преступления против военной службы. Так, статья 332 УК РФ дополнена частью 2.1, которая устанавливает уголовную ответственность за неисполнение подчиненным приказа начальника, отданного в установленном порядке, в период военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий, а равно отказ от участия в военных или боевых действиях. За совершение указанных действий предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от 2 до 3 лет.
Частью 2.2 статьи 322 УК РФ закреплена ответственность за деяния, предусмотренные частями 1, 2 указанной статьи, совершенные в период военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий, а равно отказ от участия в военных или боевых действиях, при наступлении тяжких последствий от таких действий. Наказание предусмотрено в виде лишения свободы от 3 до 10 лет.
Введена новая статья в УК РФ — 352.1, которой установлено уголовное наказание за добровольную сдачу в плен в виде лишения свободы на срок от 3 до 10 лет при отсутствии признаков госизмены.
Уголовный закон предусматривает освобождение от уголовной ответственности военнослужащего, впервые совершившего преступление, предусмотренное ст. 352.1 УК РФ, в случае если он принял меры для своего освобождения, возвратился в часть или к месту службы, и при условии, что за время пребывания в плену он не совершил других преступлений.
Подводя итог анализа преступлений против военной службы следует отметить особый подход законодателя к этому, в качестве наиболее полезных для правоприменителей те, которые касаются понятийного аппарата, разграничения с дисциплинарными проступками и субъектного состава.
Литература:
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федер. закон РФ от 30.12.2001 № 195 ФЗ (ред. от 01.07.2021) // Собрание законодательства РФ. — 2001. — № 45. — Ст. 3389; 2021. — № 56. — Ст. 1239.
- Уголовный кодекс Российской Федерации: федер закон от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 30.12.2021) // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 56. — Ст. 3761; 2021. — № 78. — Ст. 5788.
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: фелер закон от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 30.12.2021) // Собрание законодательства РФ. — 2001. — № 34. — Ст. 2468; 2021. — № 45. — Ст. 4120.
- О статусе военнослужащих: федер: закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // Собрание законодательства РФ. — 1998. — № 32. — Ст. 3301; 2021. — № 89. — Ст. 1234.
- Указ Президента РФ от 10.11.2007 N 1495 (ред. от 24.12.2021) «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2007. — № 562. — Ст. 1234; 2021. — № 67. — Ст. 9011.
- Елисеев С. А. Преступления против военной службы // Особенная часть уголовного права Российской Федерации. Томск, 2018. С. 145.
- Муждабаева Р. Э., Пономарев А. В. Отличительные аспекты административной ответственности от гражданско-правовой и дисциплинарной видов ответственности // Modern Science. — 2021. — № 4–1. С. 297–303.
- Пономарев А. В.,Зуб Ю. В. Разграничение административной и дисциплинарной ответственности военнослужащих // StudNet. — 2021. Т. 4. № 7.- С. 158.