Актуальность темы исследования определяется тем, что в основном из-за нехватки профессионального опыта в условиях высокой конкуренции на рынке труда выпускники вузов сталкиваются со множеством проблем и препятствий для трудоустройства, поэтому необходимо разработать и предложить меры по их преодолению.
В данной работе проводится анализ занятости выпускников вузов, рассмотрены основные причины снижения уровня трудоустройства выпускников. Рассчитаны и проанализированы показатели, связанные с трудовой активностью и безработицей студентов, перечислены возможные пути и методы решения проблем найма, разработаны предложения по дополнительному информированию выпускников с целью оптимального поиска вакансий.
После приведенных и рассмотренных предложений, методов минимизации проблемы, это скажется на увеличении процента занятости после окончания вуза и повлечет за собой более высокий показатель трудоустройства выпускников.
Ключевые слова: занятость, трудоустройство, выпускники вузов, рынок труда, высшее образование, безработица студентов и выпускников, работодатель.
The relevance of the research topic is determined by the fact that, mainly due to the lack of professional experience in a highly competitive labor market, university graduates face many problems and obstacles to employment, so it is necessary to develop and propose measures to overcome them.
In this paper, the study is devoted to the employment of university graduates, the main reasons for difficult employment are considered. The indicators associated with the activity and unemployment of students are calculated and analyzed, possible ways and methods for solving the problems of hiring for jobs, proposals for supporting graduates to select vacancies are listed.
After the above and considered proposals, methods of minimizing the problem, this will affect the increase in the percentage of employment after graduation and will entail a higher rate of employment of graduates.
Keywords: employment, employment, university graduates, labor market, higher education, unemployment of students and graduates, employer.
В настоящее время большинство работодателей не рассматривают молодых специалистов при трудоустройстве, так как они не имеют опыта работы и нужных практических знаний. Многие выпускники высших учебных заведений вынуждены проходить подготовку для определенного вида работы. Связано это с тем, что большинство студентов не получают должную практическую подготовку во время обучения.
Актуальность проблемы занятости выпускников можно проследить через динамику численности трудоустроенных студентов с 2018–2020 годы (рисунок 1)
Рис. 1.
Так, с помощью графика видно снижение численности трудоустроенных выпускников с 2018 по 2020 год, особенно получающих высшее образование. Только в 2019 году показатель у средне профессионального образования чуть выше, чем за прошлый год, но в 2020 году снова происходит спад.
Основными причинами затруднительного устройства выпускников являются:
1) Отсутствие взаимосвязи между рынком труда и рынком образовательных услуг.
2) Недостаточное внимание вузов к изменению требований, предъявляемых к потенциальным работникам при устройстве на работу, нарушение связи, должен быть обмен данными, мнениями и регулироваться государством.
3) Недостаточная заинтересованность учреждений профессионального образования в трудоустройстве выпускников.
4) Отсутствие развития трудового продвижения, ведение переговоров с работодателем по вопросам трудоустройства.
5) Приобретение недостаточного уровня практического обучения в вузах.
6) Также немаловажный пункт — переоценка своих возможностей и практических знаний у некоторых выпускников высших учебных заведений.
Так, из всех перечисленных причин, можно сделать вывод, что нужно формирование нового механизма и взаимодействия рынка труда и института образования.
Также, в связи с меняющимися экономическими условиями возрастает роль профессионально-личностных качеств, для обеспечения конкурентоспособности на рынке труда. Не менее важна роль государства, а именно оно должно изучать рынок труда и в соответствии с ним определять политику в сфере образования, ее эффективность. Трудность при устройстве на работу существует в том числе из-за незначительного спроса на некоторые специальности, такие как экономисты, социологи, психологи, юристы и т. д. а на другие, наоборот, спрос повышен, по большей части это технические специальности, инженеры, IT-специалисты. Из-за этого существует риск выхода не востребованных специалистов, если не исправить структуру образования.
Данная тема носит общегосударственный характер, так как сначала государство и население вкладывают средства в подготовку специалистов, а после вкладывают еще раз для переобучения из-за отсутствия нужного уровня теоретических и практических знаний.
Рис. 2.
Также проблема связана с нынешней ситуацией в мире, из-за коронавируса сократилось количество рабочих мест среди малого и среднего бизнеса, это произошло, потому что многие предприятия, компании закрылись и прежние вакансии стали недоступными. “В 2020 году численность занятого населения в России уменьшилась на один миллион человек”, сообщили в Минэкономразвития [9]. На данный момент, почти каждый день растет количество санкций против Российской Федерации, что приводит к уменьшению рабочих мест и заработной платы.
В таблице представлены данные о численности выпускников образовательных организаций по году окончания и уровню образования за период с 2015 г. по 2020 г. Так, численность выпускников В РФ снизилась от 1300 тыс. чел. в 2015 г. до 908 тыс. чел. в 2020 г, а в Пермском крае от 17 тыс. чел. в 2015 г. до 10. тыс. чел. в 2020 г.
Таблица 1
Год |
||||||
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
|
Выпущено бакалавров, специалистов, магистров в РФ |
1300000 |
1161000 |
969000 |
933000 |
908000 |
913000 |
Доля, % |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Выпущено бакалавров, специалистов, магистров в Пермском крае |
17113 |
14569 |
12412 |
11625 |
10965 |
10207 |
Доля, % |
1,32 |
1,25 |
1,28 |
1,24 |
1,20 |
1,12 |
Далее на основе данных из Росстата в процентах от общей численности выпускников вузов были рассчитаны:
- Уровень занятости.
- Уровень безработицы.
- Уровень экономической активности.
Полученные данные после расчета представлены в виде горизонтальной диаграммы с накоплением (рис. 3).
Рис. 3. Уровень занятости, безработицы и экономической активности выпускников вузов 2015–2020 гг. по федеральным округам
На основе полученных данных можно сделать вывод, что в среднем по РФ уровень занятости выпускников вузов составляет 85 %, безработицы — 7 %, экономической неактивности — 8 %. При это заметны существенные различия между федеральными субъектами. Наиболее высокий уровень занятости выпускников вузов наблюдается в Уральском федеральном округе (89.2 %) Средний уровень занятости выпускников вузов отмечается в Северо-Западном, Приволжском, Центральном федеральных округах. Низкая занятость выпускников вузов находится в Северо-Кавказском (67.3 %) и Южном (78.4 %) федеральным округе.
Проанализировав уровень занятости по округам, можно понять, как происходит распределение трудоустройства выпускников по отраслям науки. Для этого на основе данных федеральной службы статистики и использование графического метода была построена диаграмма (рис. 4).
Рис. 4. Трудоустройство выпускников вузов по отраслям науки за 2015–2020 гг.
На основе данного графика можно прийти к выводу, что большинство выпускников вузов трудоустроены в такие сферы, как здравоохранение, образование и педагогические науки, а также искусство и культура. Также, стоит отметить, что больше половины выпускников вузов трудоустраиваются по специальности или близким направлениям (рисунок 5), но совокупность занятых скорее не и не по специальности составляет треть представленного результата.
Рис. 5.
Проанализировав трудоустройство выпускников вузов, необходимо обратить внимание на то, что при 86 % уровне их занятости, в 2020 году уровень безработицы достиг 14.8 %. Рассмотрим этот показатель более детально.
Для этого, следует узнать какова доля выпускников вузов 2019–2020 годов, являющихся безработными, в их общей численности по уровням образования. Данные, полученные после расчета для удобства представлены в таблице 2.
Таблица 2
Доля выпускников образовательных организаций 2019–2020 годов, являющихся безработными, в их общей численности по уровням образования, %
Уровень образования |
Показатель |
Высшее образование (специалитет и магистратура) |
12.9 |
Высшее (образование бакалавриат) |
15.1 |
Также важно рассчитать долю выпускников вузов, которые являются безработными, в их общей численности по субъектам РФ. Результаты расчетов представлены в таблице 3.
Таблица 3
Доля выпускников вузов, которые являются безработными, в их общей численности по субъектам РФ
Уровень образования |
Показатель |
Российская федерация |
14.5 |
Центральный |
13.2 |
Северо-Западный |
12.7 |
Южный |
21.6 |
Северо-Кавказский |
29.3 |
Приволжский |
13.1 |
Уральский |
10.0 |
Сибирский |
13.6 |
Дальневосточный |
13.4 |
По данным таблицы 3 можно констатировать, что между уровнем экономического развития и масштабом безработицы наблюдается высокая степень корреляции, чем выше развитие, тем меньше показатель безработицы.
Если рассмотреть уровень безработицы по группам направлений подготовки в вузах, то на основе графика можно заметить, что высокий уровень безработицы зафиксирован у выпускников сельскохозяйственных направлений, искусства и культуры, математических и естественных наук (рис. 6), а наименьший у выпускников в сфере образования и медицины.
Рис. 6. Уровень безработицы выпускников вузов по отраслям науки за 2015–2020 гг.
Возможными причинами незанятости среди этих направлений могут быть: отсутствие карьерных перспектив, профессиональное выгорание, поступление и обучение не по собственному решению, осознание не желаемого уровня заработной платы и выполнения требуемой работы.
Для более детального представления перечисленных причин, рассмотрим следующий график (рис.7).
Рис. 7. Причине нетрудоустройства выпускников, %
Так, с 2015 по 2020 год почти половина выпускников не трудоустроились по причине отсутствия вакансий их профиля, ещё треть не устроил график, заработная плата и предложенные условия найма, а у 10 % проблема была в несоответствии нужным требованиям из-за нехватки, полученных знаний во время обучения.
Таким образом, можно сделать вывод, что первое место работы после окончания вуза рассматривается выпускником чаще как стартовая площадка для приобретения опыта, актуализации потенциала и роста ценностного предложения для работодателя. Выпускники готовы к ненормированному рабочему дню и к незакрепленным трудовым взаимоотношениям с работодателями. Такая ситуация усугубляет проблему высоких барьеров для выпускников, попадающих на профильный рынок труда, и сужает возможности работодателя по трудоустройству молодых специалистов из-за высокой вероятности их после ухода.
Меры по минимизации проблемы:
Для решения проблемы стоит не только совершенствовать учебный процесс, но и развивать взаимодействие между вузами и работодателями. Например, работодатель может повышать эффективность учебных практик, привлекать на временный найм как выпускников, так и студентов старших курсов с возможностью получить в будущем рабочие места. Содействие университетов по проведению конференций, мероприятий, ярмарок вакансий, которые будут способствовать трудоустройству. Временная занятость сможет показать выпускникам и студентам работу на практике, дать практических знаний и заработать позитивную репутацию среди работодателей. Вдобавок, для решения проблемы необходимо совершенствование оценки работы высшего учебного заведения.
Также, занятость выпускников напрямую зависит и от них самих. Например, поступление на интересующую или не востребованную специальность. Поэтому необходимо разработать программу по выбору будущего направления поступающим студентам. Предоставить помощь и рекомендации для подбора специальностей с наименьшим количеством занятых выпускников на рынке труда.
В многих случаях информацию о потенциальном месте работы студенты получают от друзей, родственников и знакомых. Аналогично, сведения можно легко найти в интернете и СМИ. В настоящее время успехов в поиске работы может добиться тот выпускник, который обладает навыками коммуникации, открыт к чему-то новому и умеет адаптироваться в зависимости от внешних обстоятельств. При оценке вузов стоит обратить внимание на:
1) Качество работы в практической подготовке студентов;
2) Качество сотрудничества вузов и работодателей;
3) Востребованность выпускников на рынке труда;
4) Результат трудоустройства выпускников в соответствии с полученной специальностью.
Для разрешения проблемы адаптации выпускников к рынку труда следует обратить внимание на: оценку конкурентоспособности с помощью анализа рынка труда в настоящий момент времени; презентацию себя рынку работодателей в качестве начинающего профессионала и перспективного потенциального сотрудника; осознанный выбор первого работодателя в соответствии его возможностей, текущим карьерным целям выпускника. Также, решение перечисленных проблем невозможно реализовать не только с помощью сил работодателей и вузов, нужна поддержка и от государства, что свидетельствует о необходимости разработки мер содействия найма выпускников в области сотрудничества с работодателями по вопросам выделения квотируемых рабочих мест для трудоустройства, стажировки специалистов без опыта работы, обеспечения «смягчающих» условий труда для студентов, которые пока что находятся на стадии завершения обучения (например, гибкий график работы). Так, после рассмотренных предложений, методов минимизации проблемы, это приведет к увеличению процента занятости после окончания вуза, к более высокому показателю трудоустройства выпускников и снижению уровня безработицы.
Литература:
- Акулова, А.И., Наумова, С.В. (2016). Актуальные проблемы трудоустройства выпускников вузов. Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. Серия: Экономические науки, 4, 49–55.
- Анатольев, М.В., Красильников, В.В., Куиряков, А.В. (2019). Факторы, влияющие на успешную занятость выпускников вузов. Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки, 2(44), 64–70.
- Белякова, В.Е., Похилевич, Л.А. (2008). Проблемы трудоустройства выпускников вузов в современной условиях. Молодежь и рынок труда, 4, 15–18.
- Галиева, Л.Г., Матиасюк, В.В. (2017). Трудоустройство выпускников высших учебных заведений: проблемы и пути их решения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Современные проблемы развития образования и науки в России». Том 5, 84–87.
- Численность занятого населения. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gazeta.ru/business/2020/12/01/13382425.shtml?ysclid=lnlve1i8f2419789189
- Мелехина, А.Ю., Никифорова, Н.В. (2015). Эффективные пути трудоустройства молодежи в современных условиях. Вестник Казанского технологического университета, 18(6), 208–217.
- Росстат. Трудовые ресурсы, занятость и безработица. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/labour_force
- Мирзаянова, Е.А. (2011). Актуальные проблемы занятости молодежи и особенности трудоустройства выпускников вузов. Вестник Татарского государственного университета гуманитарных наук, 4(72), 236–240.
- https://www.gazeta.ru/business/2020/12/01/13382425.shtml?ysclid=lnlve1i8f2419789189