Важность серьезного подхода к строительству организационной структуры компании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №41 (488) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 14.10.2023

Статья просмотрена: 51 раз

Библиографическое описание:

Ермолаева, А. А. Важность серьезного подхода к строительству организационной структуры компании / А. А. Ермолаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 41 (488). — С. 98-100. — URL: https://moluch.ru/archive/488/106579/ (дата обращения: 19.12.2024).



Для большинства российских компаний оргструктура — просто один из множества внутренних документов. Это такая «бумажка», которую распечатывают и вешают на стену, чтобы новичкам было легче ориентироваться (но она и эту функцию выполнить не может). На деле оргструктура — инструмент для наведения порядка в организации.

Организационная структура может стать как препятствием для реализации стратегических задач, так и успешным инструментом их реализации. Вопрос в том, насколько серьезно руководство подошло к решению данного вопроса.

В данной статье озвучены неявные факторы, которые могут информировать о необходимости пересмотра организационной структуры. Какие показатели могут говорить о том, что оргструктура эффективна. И какие основные ошибки совершаются при принятии решения о внесении изменений в оргструктуру, которые следует избегать.

Ключевые слова: организационная структура, структура компании, распределение обязанностей, функционал, дублирование, ответственность, мотивация.

В современных условиях все чаще от работников крупных компаний слышатся фразы, вроде «длительные бессмысленные совещания», «никому не нужные отчеты», «работа на ведро», «бумажная волокита», «работа ради работы», «мартышкин труд». С чем же связано данное явление? Можно ли это исправить? И если да, то каким образом?

Методы и принципы исследования

Теоретической основой исследования стал обзор научной литературы в области построения организационных структур, отражающий опыт проведения анализа и внесения изменений в организационные структуры компаний.

В настоящее время внимания построению организационной структуры, соответствующей стратегии компании, поставленным задачам уделяется достаточно. Данное направление деятельности развивается, появляются всё новые и новые эксперты в данной области, к услугам которых прибегают не только крупные компании, но и небольшой частный бизнес.

Обсуждение

Консультанты Брент Петерсон и Гейлан Нильсон в своей книге Fake work («Фальшивая работа»), 2009 года выпуска, подобные явления называют «фальшивой работой», что отражается в названии изданной ими книги. Подобная деятельность ‒ это «усилия под иллюзией ценности». Преступления, писали они, включают бессмысленные встречи, отчеты и презентации. В книге также озвучиваются такие проблемы, как постановка одной и той же цели, задачи одновременно нескольким работникам, погоня за «тщеславными проектами», цель которых не практическая польза, а личная необходимость для повышения по службе или повышения заработной платы, начисление дополнительной премии, раздутая организационная структура, приводящая к размытию зон ответственности подразделений.

В 2013 году американский антрополог и общественный деятель Дэвид Гребер опубликовал в самиздате Strike! скандальное эссе под названием «О феномене бредовой работы», которое обрело небывалую популярность и переводилось на многие языки мира. Дальнейшие его исследования в этом направлении были выражены в «Трактате о распространении бессмысленного труда». В книге, в отличие от исходного эссе, Д.Гребер смещает фокус своего внимания и пытается сгладить напряжение, которое испытывают многие, наблюдая и анализируя свою жизнью. При этом наблюдение происходит из особой установки, диктующей необходимость воспринимать «работу» как нечто навязанное и ворующее время, а «жизнь» ‒ как те скромные часы свободного от работы досуга, в которые мы могли бы быть счастливы, но вечно не успеваем этого сделать. И стоит отметить, что в связи с тем, что эссе и книга получили широкий отклик общественности, данная проблема распространена повсеместно.

«Фальшивая работа» истощает ресурсы компаний, снижает уровень мотивации работников, привносит раздрай в коллективы, приводя к снижению деловой культуры и увеличению текучести кадров. И все эти симптомы зачастую говорят о «болезни» именно организационной структуры. Если вы не будете управлять организационной структурой ‒ она будет управлять вами. Потому очень важно серьезно подойти к вопросу ее построения и внесения в нее изменений!

Однако, чтобы изменения не превратились в действие ради действия, необходимо ещё в «начале пути» предусмотреть:

– наличие утвержденной стратегии;

– поддержка руководства, менеджмента;

– пошаговый план реализации планируемых изменений, определить «лидеров внедрения перемен»;

– коммуникационный план, форматы взаимодействия;

– образ желаемого результата и наличие необходимых ресурсов.

Что же такое «организационная структура»? В методологии Адизеса структура состоит из трех компонентов: ответственность, полномочия и вознаграждение. Организационная структура — это схематичное распределение задач и обязанностей и то, как они связаны между собой и сгруппированы в функциональные единицы ради достижения стратегических целей компании. Организационная структура, выстроенная в начале пути, в ходе работы компании неоднократно претерпевает изменения в связи с изменением продукта, расширением линейки продуктов, масштабированием, сменой рынка потребителей, изменениями в законодательстве и прочее.

Как можно описать эффективную оргструктуру? Одним из вариантов ответа на данный вопрос, можно представить следующие характеристики:

– Отсутствие излишней бюрократии;

– Упрощенная, здоровая внутренняя среда, которая делает работу в компании более легкой и понятной;

– Продвижение кооперации, обмен идеями и информацией;

– Размещение людей с определенным, нужным набором компетенций, характеристик там, где они необходимы;

– Установление системы для беспрепятственного обмена знаниями, повышение уровня компетенций работников.

Что же можно отнести к критериям успешности реализованных изменений?

Одна из основных и наиболее показательных метрик успешности изменений — положительная динамика производительности труда.

Если компания быстро адаптируется к переменам на рынке, не создавая хаоса для работников и клиентов, потребителей услуг, то, очевидно, цель достигнута. При этом работы выполняются продуктивно, без переработки, чрезмерного контроля, огромного количества отчетов, а информация вовремя достигает нужных людей.

Однако, при формировании и внедрении изменений в организационную структуру следует избегать следующие, наиболее часто встречающиеся ошибки.

Ошибка № 1. Проводить смену оргструктуры без конкретного ответа на вопрос «для чего планируются изменения». Или приниматься за реструктуризацию, когда дела в компании идут плохо, а первопричина не найдена.

Ошибка № 2. Менять одну нерелевантную структуру (построенную без учета стратегии и компетенций сотрудников) на другую такую же. Все усилия и действия скорее всего будут просто бесполезны.

Ошибка № 3. Делать сложную структуру для небольшого, «компактного» коллектива. К примеру, масштабируется одна продуктовая команда, и создается из нее сразу 10, где нет ни людей, ни процессов, ничего. Такая структура будет демотивировать работников и тормозить развитие бизнеса. Возникнут ожидания: «Вот соберем все команды и начнем работать». Это — лишь иллюзия, понадобятся годы поисков и найма. Вы перестанете развивать те направления и функции, которые раньше закрывала одна команда, а теперь не закрывают несуществующие девять.

Ошибка № 4. Не продумать процесс коммуникации внутри новой структуры и не донести ее задачи команде. В результате новая оргструктура в виде «бумажки» так и останется висеть на стене. В жизни работников ничего, кроме должностей, не поменяется. Это поставит под угрозу общее отношение к вашим решениям, так как станет понятно: вы работаете ради «бумажки».

Ошибка № 5. Внедрить структуру одним днем, не перестроив процессы и не заложив время на адаптацию и найм недостающих людей. Работники захотят задать вопросы о нововведениях и получить разъяснения. Работа встанет, часть команды уйдет, а «чинить» отношения и репутацию новой оргструктуры после будет очень тяжело.

Заключение

Однако, продумав заранее ответы на озвученные выше вопросы, обсудив их с причастными, можно разработать, продумать и реализовать стратегию изменений в организационной структуре компании, которые непременно приведут к позитивным переменам. И, таким образом, эффективная организационная структура будет способствовать повышению эффективности использования ресурсов, в том числе трудовых.

Литература:

  1. Сандермоен Ш. Организационная структура. Реализация стратегии на практике / Ш. Сандермоен — Москва: Альпина Паблишер, 2020. — 224 с.
  2. Peterson B. D. Fake «work» / B. D. Peterson, G. W. Nielson — New York: Gallery Books, 2009. — 274 p.
  3. Ходкова Л. Зачем и когда нужно менять оргструктуру компании? / Л. Ходкова // https://vc.ru. — 2021 — URL: https://vc.ru/pgk/248718-zachem-i-kogda-nuzhno-menyat-orgstrukturu-kompanii (дата обращения: 09.10.2023)
  4. Епишкин И. А. Сбалансированное управление затратами на персонал в компании ОАО «РЖД» / И. А. Епишкин, Н. М. Шеремет, А. И. Фроловичев // Экономика железных дорог. — 2017. — 12. — с. 70–80. — URL: https://rucont.ru/efd/652490
  5. Минцберг Г. Структура в кулаке. Создание эффективной организации / Г. Минцберг — Санкт-Петербург: Питер, 2001. — 512 с. DOI: 5–318–00285–4.
  6. Алексеев А. А. Планируем изменение структуры организации / А. А. Алексеев // Планово-экономический отдел. — 2022. — 11. — URL: https://www.profiz.ru/peo/11_2022/izmenenie_struktury/
  7. Логовинский Е. Советы консультанта: Меняем оргструктуру / Е. Логовинский, А. Тимошина // Клерк. — 2004. — 8. — URL: https://www.klerk.ru/boss/articles/10448/
  8. Мирошник П. Менять структуру в компании или не менять? Если менять, то когда и как это сделать правильно? / П. Мирошник // Adizes Institute worldwide. — 2020. — 12. — URL: https://adizes.me/posts/menyat-strukturu-v-kompanii/
  9. Апаркина А. С. Смена организационной структуры и факторы, влияющие на работу предприятия / А. С. Апаркина // Молодой ученый. — 2022. — 13. — с. 35–38. — URL: https://moluch.ru/archive/408/89746/
  10. Витчак Е. Как подготовиться к проведению организационных изменений / Е. Витчак // Генеральный директор. — 2020. — 03. — URL: https://www.gd.ru/articles/11020-kak-podgotovitsya-k-provedeniyu-organizatsionnyh-izmeneniy
Основные термины (генерируются автоматически): организационная структура, внесение изменений, изменение, книга, компания, оргструктура, ошибка, работа, работник, структура.


Похожие статьи

Инновационное стратегическое планирование как неотъемлемая составляющая развития организации

Фактор времени становится все более важным в бизнес-процессах. Вовремя принятое инновационное решение не только повышает конкурентоспособность, привлекательность компании для потребителя, но и расширяет долю рынка и влияние компании на рынке, тем сам...

Диагностика как неотъемлемая часть процесса разработки проекта антикризисного управления предприятием

Антикризисное управление организации — это сложная система управления предприятием, от которой во многом зависит вектор развития компании, так как сам по себе кризис может повлиять на множество различных факторов, в том числе экономических, политичес...

Мотивация персонала промышленных предприятий

Так как сегодня мы наблюдаем появление качественно новых тенденций, которые носят иной характер, являются законами другого измерения и требуют новых научных и прикладных подходов к управлению персоналом, то перед менеджерами стоит задача не только ра...

Теоретические основы стратегического развития инновационной деятельности туристского предприятия

Существует множество работ различных авторов, посвященных исследованию стратегий, в которых по-разному трактуется понятие стратегии. Например, И. О. Энджел (английский экономист) считает стратегией любое явление, которое оказывает длительное воздейст...

Технологии медиарилейшнз в социальных сетях

Мир переживает сложный период, связанный с кризисом не только экономической и финансовой систем, но, главным образом, с кризисом доверия к государственным и общественным институтам в целом. Утрата доверия — одна из наиболее трагических черт современн...

Принципы и виды маркетинговых стратегий предприятий ресторанного бизнеса

Исследование теоретических и практических основ экономического развития торговой отрасли показало, что существует проблема развития маркетинговых стратегий предприятия. В тоже время большинство анализов помогли выявить один из главных факторов, котор...

Определение условий для применения каскадной и гибкой методик управления проектами

Текущие реалии управления проектами подразумевают высокую степень неопределенности и непредсказуемости результатов, что заставляет компании менять привычный подход к организации проектной деятельности. Классический каскадный метод управления проекта...

РR-стратегия как ключевой аспект стратегического управления предприятием

В данной статье изучаются, а также рассматриваются ключевые аспекты PR-деятельности, поднимается вопрос о его необходимости применения на предприятиях. Паблик рилейшнз (далее PR) анализируют коммуникационный поток любой структуры, принятый в ее рамк...

Маркетинговые инновации как одно из важнейших направлений инновационной политики

В данной статье рассматривается наиболее важная часть деятельности каждой организации как на территории нашей страны, так и за ее пределами, способствующая непрерывному, обязательному ее развитию, — проведение маркетинга и разработка инноваций. В пра...

Разработка стратегий управления изменениями в развитии строительной организации

В данной статье рассматривается проблема стратегического управления строительной организацией, выявлены основные принципы и особенности выстраивания стратегического плана совершенствования строительной фирмы, включая обзор внутренней и внешней среды,...

Похожие статьи

Инновационное стратегическое планирование как неотъемлемая составляющая развития организации

Фактор времени становится все более важным в бизнес-процессах. Вовремя принятое инновационное решение не только повышает конкурентоспособность, привлекательность компании для потребителя, но и расширяет долю рынка и влияние компании на рынке, тем сам...

Диагностика как неотъемлемая часть процесса разработки проекта антикризисного управления предприятием

Антикризисное управление организации — это сложная система управления предприятием, от которой во многом зависит вектор развития компании, так как сам по себе кризис может повлиять на множество различных факторов, в том числе экономических, политичес...

Мотивация персонала промышленных предприятий

Так как сегодня мы наблюдаем появление качественно новых тенденций, которые носят иной характер, являются законами другого измерения и требуют новых научных и прикладных подходов к управлению персоналом, то перед менеджерами стоит задача не только ра...

Теоретические основы стратегического развития инновационной деятельности туристского предприятия

Существует множество работ различных авторов, посвященных исследованию стратегий, в которых по-разному трактуется понятие стратегии. Например, И. О. Энджел (английский экономист) считает стратегией любое явление, которое оказывает длительное воздейст...

Технологии медиарилейшнз в социальных сетях

Мир переживает сложный период, связанный с кризисом не только экономической и финансовой систем, но, главным образом, с кризисом доверия к государственным и общественным институтам в целом. Утрата доверия — одна из наиболее трагических черт современн...

Принципы и виды маркетинговых стратегий предприятий ресторанного бизнеса

Исследование теоретических и практических основ экономического развития торговой отрасли показало, что существует проблема развития маркетинговых стратегий предприятия. В тоже время большинство анализов помогли выявить один из главных факторов, котор...

Определение условий для применения каскадной и гибкой методик управления проектами

Текущие реалии управления проектами подразумевают высокую степень неопределенности и непредсказуемости результатов, что заставляет компании менять привычный подход к организации проектной деятельности. Классический каскадный метод управления проекта...

РR-стратегия как ключевой аспект стратегического управления предприятием

В данной статье изучаются, а также рассматриваются ключевые аспекты PR-деятельности, поднимается вопрос о его необходимости применения на предприятиях. Паблик рилейшнз (далее PR) анализируют коммуникационный поток любой структуры, принятый в ее рамк...

Маркетинговые инновации как одно из важнейших направлений инновационной политики

В данной статье рассматривается наиболее важная часть деятельности каждой организации как на территории нашей страны, так и за ее пределами, способствующая непрерывному, обязательному ее развитию, — проведение маркетинга и разработка инноваций. В пра...

Разработка стратегий управления изменениями в развитии строительной организации

В данной статье рассматривается проблема стратегического управления строительной организацией, выявлены основные принципы и особенности выстраивания стратегического плана совершенствования строительной фирмы, включая обзор внутренней и внешней среды,...

Задать вопрос