Воспитание и развитие дошкольников в детском саду | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №41 (488) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 12.10.2023

Статья просмотрена: 442 раза

Библиографическое описание:

Попкова, Н. А. Воспитание и развитие дошкольников в детском саду / Н. А. Попкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 41 (488). — С. 53-56. — URL: https://moluch.ru/archive/488/106580/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье проводится теоретический анализ понятий «воспитание» и «развитие», выделяются ключевые аспекты их сущности. Автором определено соотношение воспитательных и развивающих задач, которые ставит перед педагогическим коллективом дошкольной образовательной организации Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) в форме требований к освоению образовательной программы дошкольного образования. Сформулированы следующие выводы: во-первых, современная практика дошкольного образования ориентирована, преимущественно, на решение развивающих задач; во-вторых, воспитание детей не входит в число целевых ориентиров дошкольного образования, оно является средством развития детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: воспитание, развитие, ребёнок, дошкольник, педагог, родители, детский сад, дошкольная образовательная организация, образовательная область.

Дошкольное детство по праву считается одним из важнейших периодов онтогенеза, на протяжении которого происходят множественные количественные и качественные преобразования в жизни ребёнка и в нём самом. Одним из важнейших событий этого периода является поступление ребёнка в детский сад, которое, как правило, приходится на трёхлетний возраст — кризисный момент перехода из этапа раннего детства в дошкольный возраст, сопровождающийся появлением у ребёнка потребности в проявлении своей самостоятельности, независимости, перестройкой взаимоотношений с окружающими. В ближайшем окружении ребёнка появляются новые значимые взрослые (воспитатели), с которыми он проводит большое количество времени, и которые не только осуществляют присмотр и уход за детьми, но и, совместно с родителями, решают задачи воспитания и развития детей, делая это профессионально, с использованием обширного арсенала методов и приёмов дошкольной педагогики.

Именно профессиональная позиция педагога в этом трёхстороннем взаимодействии всех субъектов образовательного процесса (педагог — ребёнок — родитель) требует чёткого понимания сути воспитания и развития ребёнка, как педагогических категорий, от которого напрямую зависит чёткость понимания зафиксированных в ФГОС ДО требований к результатам воспитательной и развивающей деятельности в детском саду, а, значит, успешность решения педагогическим коллективом своих профессиональных задач.

Предварительный обзор научных публикаций в электронной библиотеке «КиберЛенинка» показал, что понятие «воспитание» редко фигурирует и в названиях, и в содержании статей современных авторов. Поисковый запрос, сформулированный как «Понятие «воспитание»», предлагает ссылки на статьи, опубликованные в конце 1190-х — начале 2000-х годов, из чего можно сделать вывод о том, что «воспитание», как терминологическая единица современной педагогики, утрачивает свои прежние позиции, когда «воспитание» считалось ведущей категорией педагогики.

Понятие «воспитание» в педагогической науке трактуется в широком и узком смысле. В широком смысле под воспитанием понимается «целенаправленное влияние общества на развитие человека и обретение им образа, адекватного культуре этого общества» [5, c. 117]. В данном определении, несмотря на его недостаточную конкретность, обращает на себя внимание словосочетание «целенаправленное влияние», которое указывает на наличие у общества, как субъекта воздействия на человека, определённой цели. Иначе говоря, даже в широком значении этого слова воспитание в таком определении представляется специально организованным, а не стихийным процессом. Вместе с тем, общеизвестным является тот факт, что на протяжении всей жизни каждый человек испытывает на себе разные влияния со стороны общества, в том числе, стихийные, не имеющие определённой цели. Стихийное влияние извне особенно хорошо заметно именно в детях дошкольного возраста, которые, как губка, впитывают не только положительные, но и отрицательные образцы поведения, демонстрируемые их ближайшим окружением (взрослыми, сверстниками, детьми постарше). Очевидно, что окружающие люди не ставят себе цели научить ребёнка плохому, следовательно, усвоение негативных поведенческих установок происходит спонтанно. Из вышеизложенного следует, что в широком педагогическом смысле понятие «воспитание» неприменимо к деятельности воспитателя детского сада.

Для определения понятия «воспитание» в узком педагогическом смысле чаще всего используется трактовка, сформулированная И. П. Подласым: «Воспитание — это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу» [6, с. 7].

Е. В. Бондаревская и С. В. Кульневич предлагают иную трактовку: «Воспитание — это деятельность по развитию духовного мира личности, направленная на оказание ей педагогической поддержки в самоформировании своего нравственного образа; процесс самоорганизации личности средствами своих внутренних ресурсов, требующих определенной внешней инициации» [2, с. 38].

Несмотря на явные различия двух приведённых трактовок, в обеих можно выделить следующие ключевые аспекты: наличие цели, направленность на личность, взаимодействие взрослого и ребёнка, организующая и направляющая роль взрослого.

Отдельное внимание следует обратить на то, что целый ряд авторских трактовок понятия «воспитание» содержит в себе слово «развитие», являющееся в них ключевым. В качестве примеров можно привести определения понятия «воспитание», сформулированные С. Д. Поляковым («Воспитание — это целенаправленное влияние на развитие личности ребёнка» [8, с. 10]), М. И. Рожковым и Л. В. Байбородовой («Воспитание — это педагогический компонент социализации, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для развития человека» [9, с. 13]).

Обобщая рассмотренные варианты трактовок понятия «воспитание», его можно определить как целенаправленный, организованный, осуществляемый взрослым процесс влияния на формирование и развитие ценностных ориентаций ребёнка, его конкретных личностных качеств, необходимых для жизни в обществе и взаимодействия с другими людьми.

Завершая рассмотрение вопроса о сущности понятия «воспитание», нельзя не отметить наличие одной ярко выраженной тенденции, которая на протяжении последних пятнадцати лет прослеживается в научных публикациях, посвящённых анализу педагогической терминологии. Речь в данном случае идёт о замечаемой многими исследователя тенденции к замене понятия «воспитание» понятием «социализация», так же имеющим множество различных трактовок и очень сходным по смыслу с «воспитанием» [1; 4; 5]. Соотношение понятий «воспитание» и «социализация», точки пересечения их сущностных характеристик могут стать предметом отдельного теоретического анализа. В рамках же данной статьи только констатируется сам факт отождествления некоторыми исследователями этих понятий в качестве одного из подтверждений высказанной ранее мысли о том, что базовый терминологический аппарат современной педагогики претерпевает значительные изменения.

Рассмотрим сущность понятия «развитие». Оно имеет множество разнообразных трактовок, содержание которых зависит от того, в какой области научного знания они были сформулированы (естественнонаучной, точной или гуманитарной).

Применительно к педагогическому смыслу понятия «развитие», следует, прежде всего, отметить, что его толкование, так же, как трактовки понятия «воспитание», в разных источниках раскрывается по-разному.

Так, в словаре педагогических терминов А. С. Воронина развитие определяется как «изменения во внутреннем мире, облике человека в результате внешних влияний и его собственной активности; деятельность по достижению такого результата; процесс и результат количественных и качественных изменений человека» [3, c. 97]. В данном определении внимание акцентируется на активном, деятельностном характере развития, отмечается, что развитие является процессом и результатом одновременно.

В. М. Полонским развитие трактуется как «процесс формирования организма или его отдельных частей и органов, направленное, в отличие от роста — процесса, связанного, главным образом, с количественными явлениями, на качества, которые присуши индивиду от рождения и могут развиваться под воздействием обучения и воспитания» [7, c. 411]. Здесь основное внимание уделяется качественному характеру преобразований, происходящих в человеке в процессе развития, а воспитание выступает в качестве инструмента для осуществления этих преобразований.

У М. Ю. Олешкова и В. М. Уварова определение понятия «развитие» сформулировано следующим образом: «Развитие — объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических, физиологических, психических, социальных и духовных сил человека. Формы развития обучение и воспитание» [10, c. 262]. В отличие от точки зрения А. С. Воронина, который считает развитие субъективным, зависящим, в первую очередь, от самого человека, процессом, авторы этого определения указывают на объективность процесса развития. В противовес позиции В. М. Полонского, изменения, происходящие в процессе развития, в данном случае затрагивают и количественную, и качественную стороны, а воспитание рассматривается не как инструмент развития, а как форма, то есть организационная оболочка, процесса развития.

Таким образом, развитие можно определить как процесс и результат количественных и качественных преобразований изначально заложенных в ребёнке качеств, который происходит под воздействием внешних и внутренних сил, в том числе, под влиянием воспитания.

В терминологической паре «воспитание — развитие» оба понятия обозначают процесс и результат обретения и преобразования различных качеств человека, но развитие занимает по отношению к воспитанию ведущую роль, фактически выступая целью педагогической деятельности, в то время как воспитание является средством достижения этой цели.

Ведущая роль развития очень чётко прослеживается и во ФГОС ДО [12]. На это указывает целый ряд обстоятельств. В первую очередь, необходимо отметить, что в первом разделе ФГОС ДО, в котором заданы цели и задачи дошкольного образования, содержится только одна формулировка со словом «воспитание» — одна из задач, которая заключается в объединении обучения и воспитания в единый, целостный образовательный процесс. Большинство задач сформулировано с использованием слова «развитие». Во втором разделе ФГОС ДО, определяющем требования к структуре и объёму образовательной программы дошкольного образования, перечислены образовательные области. В их названиях фигурирует только слово «развитие»: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Более того, в этом же разделе ФГОС ДО определено, на что направлена каждая из образовательных областей, и большинство формулировок, так же сконструировано с применением слова «развитие». Единственной образовательной областью, среди направлений которой есть воспитательные задачи, является «Физическое развитие» («воспитание нравственно-волевых качеств (воля, смелость, выдержка и другое); воспитание интереса к различным видам спорта и чувства гордости за выдающиеся достижения российских спортсменов» [12]).

Ввиду того, что ФГОС ДО является нормативно-правовым документом, представляется целесообразным выяснить, насколько его явно выраженная развивающая (в противовес воспитательной) направленность согласуется или, напротив, противоречит ещё одному важному нормативно-правовому документу, регламентирующему первоосновы организации и осуществления дошкольного образования, — Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» [13] (далее — Закон). Анализ текста названного закона позволяет выделить две особенности. Во-первых, в ст. 2 Закона приводится официальная, законодательно закреплённая трактовка понятия «воспитание», которая отличается гораздо большей объёмностью и детализированностью, в сравнении с научными педагогическими трактовками: «Воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, формирование у обучающихся трудолюбия, ответственного отношения к труду и его результатам, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде» [13]. Кто является субъектом этой деятельности, не указано. Понятие «развитие» в перечень используемых в законе терминов и определений не входит, но оно прямо и непосредственно сопряжено с понятием «воспитание» и отражено в его трактовке в качестве первого по счёту целевого ориентира воспитания, как деятельности. Во-вторых, в ст. 48 Закона, раскрывающей обязанности педагогов, как субъектов образовательного процесса, сказано, что одной из основных обязанностей педагогических работников образовательных организаций является развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативности творческих способностей. Обязанности воспитывать обучающихся Законом на педагогических работников не возлагается, в воспитании детей, согласно ст. 44 Закона, они выполняют вспомогательную роль. Более того, в соответствии со ст. 44 Закона, воспитание детей является не обязанностью, а преимущественным правом их родителей (законных представителей), а основная обязанность этих взрослых субъектов образовательного процесса определена так: «Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка».

Таким образом, возникает закономерный вопрос о том, можно ли поставить знак равенства вежду приведённым в Законе определением понятия «воспитание» и обязанностью педагогов разносторонне развивать обучающихся, а, поскольку вольная трактовка законов недопустима, этот вопрос остаётся открытым. Тем не менее, из приведённых положений Закона можно заключить, что функционал педагогов детского сада заключается в развитии детей, а воспитывать — это функционал родителей (законных представителей) детей, притом, как было сказано выше, речь идёт о закладывании основ воспитания, то есть о формировании базы подлежащей в дальнейшем развитию. Соответственно, развивающая направленность ФГОС ДО, применительно к профессиональной деятельности педагога дошкольной образовательной организации, согласуется с положениями Закона.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сформулировать вывод о том, что в прикладном аспекте воспитатель призван заниматься развитием дошкольников, что подтверждается нормативно-правовыми документами, а в теоретическом аспекте воспитание следует рассматривать как специально организованный педагогический процесс, направленный на количественные и качественные преобразования интеллектуальных, моральных, физических и иных качеств и способностей детей дошкольного возраста, то есть средство или инструмент достижения развивающих целей и задач.

Литература:

  1. Бирюкова М. В. Соотношение понятий «Социализация», «Адаптация», «Воспитание» и «Развитие» в современной педагогике / М. В. Бирюкова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. — 2008. — Т. 14. — № 5. — С. 8–12.
  2. Бондаревская Е. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учеб. пособие для студ. сред. и высш. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. — Ростов н/Д: Творческий центр «Учитель», 1999. — 560 с.
  3. Воронин А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике / А. С. Воронин. — Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. — 135 с.
  4. Доркунская В. А. Воспитание и развитие дошкольника как субъекта деятельности и поведения в детском саду / В. А. Доркунская // Современное дошкольное образование. — 2019. — № 1. — С. 34–45.
  5. Колосов В. И. Соотношение понятий «Социализация», «Адаптация», «Воспитание» и «Развитие» в современном социуме / В. И. Колосов, Т. В. Седлецкая, Е. О. Латышева // Вестник Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. — 2013. — № 1. — С. 116–121.
  6. Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн. / И. П. Подласый. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — Кн. 2: Процесс воспитания. — 256 с.
  7. Полонский В. М. Словарь по образованию и педагогике / В. М. Полонский. — М.: Высшая школа; Казань: ГУП ИПК Идел-пресс, 2004. — 512 с.
  8. Поляков С. Д. Психопедагогика воспитания и обучения. Опыт популярной монографии / С. Д. Поляков. — М.: Новая школа, 2004. — 160 с.
  9. Рожков М. И. Организация воспитательного процесса в школе: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 256 с.
  10. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины / Авт.-сост. М. Ю. Олешков, В. М. Уваров. — М.: Компания Спутник +, 2006. — 191 с.
  11. Степанов П. В. Понятие «Воспитание» в современных педагогических исследованиях / П. В. Степанов // Сибирский педагогический журнал. — 2017. — № 2. — С. 121–130.
  12. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155, в ред. от 08.11.2022 г.) // Правовая система «ГАРАНТ». — URL: https://base.garant.ru/70512244/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 27.07.2023).
  13. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (в ред. от 04.08.2023 г.) // СПС «КонсультантПлюс». — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 27.07.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное образование, воспитание, детский сад, дошкольный возраст, развитие, воспитание детей, дошкольная образовательная организация, образовательный процесс, процесс развития, нормативно-правовой документ.


Похожие статьи

Новые подходы к содержанию художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в целевых ориентирах Федеральной государственной образовательной программы дошкольного образования

Рассматривается художественно-эстетическое развитие дошкольников как целенаправленное развитие смыслового восприятия произведений искусства и окружающего мира. Показана система работы педагогов художественно-эстетического развития дошкольников.

Коррекция поведения дошкольника с учётом социальных потребностей и психологической комфортности

В настоящее время, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, одной из целей является построение педагогом образовательного процесса с учетом индивидуальных способностей дошкольника, с учётом социальных...

Системный подход к художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста

В статье представлена организация работы по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста на уровне проектирования системного представления объекта — образовательного процесса в ДОО, который включает в себя компоненты структурирован...

Решение задач воспитания в образовательной области «социально-коммуникативное развитие» при реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования

Описывается опыт работы педагогов дошкольной образовательной организации в области социально-коммуникативного развития дошкольников. Система работы представлена моделью социально-коммуникативного развития дошкольников. Описано содержание образователь...

Роль социально-педагогической составляющей в процессе патриотического воспитания старшеклассников

В статье изложены основные проблемы патриотического воспитания старшеклассников, а также отражены роль и задачи социального педагога в данном процессе. Статья раскрывает содержание таких понятий как «воспитание», «патриотическое воспитание», «социаль...

Развивающее обучение в детском саду как средство интеллектуального воспитания дошкольников

Обоснована технология развивающего обучения в детском саду, содержащая цель, задачи, методологические подходы. Разработана модель с описанием этапов, методов и средств интеллектуального воспитания дошкольников. Доказана ведущая роль развивающей игры ...

Организация преемственности в процессе формирования социальной готовности ребенка дошкольного возраста к обучению в школе

Статья посвящена изучению теории и методологии преемственности в деле подготовки детей к начальной школе. Исследование содержит анализ основных теоретических положений, а также указание на ряд недостатков в действующей образовательной системе России ...

Анализ современной дошкольной образовательной организации в части художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста

Анализируется художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в образовательной организации. Выделены существенные признаки, касающиеся художественно-эстетического развития дошкольников и на основе изученного сделаны выводы о состоянии...

Проектирование программ в дошкольной образовательной организации

В статье рассматривается образовательное проектирование в контексте управления содержанием образования. Представлены теоретические основания проблемы. Обозначены ключевые этапы процесса проектирования образовательной программы ДОУ. Предложен алгоритм...

Современная система воспитания дошкольника

В статье современная система воспитания дошкольника рассматривается современная система отечественного дошкольного воспитания, которая строится на принципах динамизма, вариативности организационных форм, гибкого реагирования на потребности общества и...

Похожие статьи

Новые подходы к содержанию художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в целевых ориентирах Федеральной государственной образовательной программы дошкольного образования

Рассматривается художественно-эстетическое развитие дошкольников как целенаправленное развитие смыслового восприятия произведений искусства и окружающего мира. Показана система работы педагогов художественно-эстетического развития дошкольников.

Коррекция поведения дошкольника с учётом социальных потребностей и психологической комфортности

В настоящее время, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, одной из целей является построение педагогом образовательного процесса с учетом индивидуальных способностей дошкольника, с учётом социальных...

Системный подход к художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста

В статье представлена организация работы по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста на уровне проектирования системного представления объекта — образовательного процесса в ДОО, который включает в себя компоненты структурирован...

Решение задач воспитания в образовательной области «социально-коммуникативное развитие» при реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования

Описывается опыт работы педагогов дошкольной образовательной организации в области социально-коммуникативного развития дошкольников. Система работы представлена моделью социально-коммуникативного развития дошкольников. Описано содержание образователь...

Роль социально-педагогической составляющей в процессе патриотического воспитания старшеклассников

В статье изложены основные проблемы патриотического воспитания старшеклассников, а также отражены роль и задачи социального педагога в данном процессе. Статья раскрывает содержание таких понятий как «воспитание», «патриотическое воспитание», «социаль...

Развивающее обучение в детском саду как средство интеллектуального воспитания дошкольников

Обоснована технология развивающего обучения в детском саду, содержащая цель, задачи, методологические подходы. Разработана модель с описанием этапов, методов и средств интеллектуального воспитания дошкольников. Доказана ведущая роль развивающей игры ...

Организация преемственности в процессе формирования социальной готовности ребенка дошкольного возраста к обучению в школе

Статья посвящена изучению теории и методологии преемственности в деле подготовки детей к начальной школе. Исследование содержит анализ основных теоретических положений, а также указание на ряд недостатков в действующей образовательной системе России ...

Анализ современной дошкольной образовательной организации в части художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста

Анализируется художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в образовательной организации. Выделены существенные признаки, касающиеся художественно-эстетического развития дошкольников и на основе изученного сделаны выводы о состоянии...

Проектирование программ в дошкольной образовательной организации

В статье рассматривается образовательное проектирование в контексте управления содержанием образования. Представлены теоретические основания проблемы. Обозначены ключевые этапы процесса проектирования образовательной программы ДОУ. Предложен алгоритм...

Современная система воспитания дошкольника

В статье современная система воспитания дошкольника рассматривается современная система отечественного дошкольного воспитания, которая строится на принципах динамизма, вариативности организационных форм, гибкого реагирования на потребности общества и...

Задать вопрос