Любой путь начинается с первого шага. Шаг этот бывает разным: пробующим и скромным, радостным и легким, широким и уверенным. Очень важно, чтобы этот шаг был сделан в верном направлении. Одна из важных задач воспитателя — дать старт многим возможностям в жизни ребёнка, и это можно сделать с введением в режим дня одной из форм работ: детский совет, утренний круг или групповой сбор.
Ключевые слова: ребёнок , утренний круг, детский совет.
Неважно, как вы это назовёте, это будет место и время умственного и делового общения детей и взрослых, задающего стиль и смысл всей жизни вашей группы — маленького неповторимого сообщества.
Эту форму работы первой внедрила в свою педагогическую систему Мария Монтессори. Рассуждая о том, же такое круг в учении М.Монтесори, Елена Хилтунен писала: «Кто-то называет его «атмосферным явлением». Во всяком случае, это не ежедневное занятие с традиционными пальчиковыми играми и песенками. Каждый круг имеет свой контекст, который зависит от проживаемой ситуации. Многие круги связанны с обсуждением событий, происходящих в жизни детей дома и в детском саду. На других наставница рассказывает сказки. Тут же отмечаются дни рождения и другие важные события. Здесь вспоминают о том, что кто-то из детей заболел. В пятнадцать минут общего круга умещается: личные детские проблемы, календарь, история, география, биология, математика и словесность, пантомимика и театр. Круг всегда ведёт наставница, она лишь помогает общему разговору. За ребёнком остаётся право самостоятельного высказывания, попытки объяснить другим своё переживание. Взрослый здесь ведёт счёт своим словам. Он профессионально провоцирует разгорающийся костерок общего разговора, в который каждый из детей подбрасывает свою щепотку. Круг кончается через пятнадцать минут, но дух общей доброжелательности, уважения, доверия остаётся надолго, и в конце концов становится неотъемлемой частью уклада жизни Монтессори» [3, с.9].
В нашей стране прототип детского совета также существует — в детских садах, работающих по программе «Сообщество» (российский вариант международной программы Step by step), по методике Марии Монтессори, в вальдорфских детских садах, нечто подобное практикуется в программе «Золотой ключик» и с недавнего времени в садах, где используется инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы».
Смысл в эти системы вкладывается достаточно общий — объединение взрослых и детей вокруг событий, совместных действий, дел. Содержание и методика разные за счёт того, что усиливаются или, упускаются какие-то из возможных частей- приветствие, игры, новости, индивидуальное и совместное планирование, а также за счёт того, что именно педагоги выбирают как основное содержание сбора детей.
Все эти программы по-разному расставляют акценты, но придерживаются единого принципа- достижения баланса инициатив детей и взрослых, развития у детей способности управлять своей свободой, принимать ответственность за себя и других.
В каждой из программ предполагается активное участие детей в обсуждении проблем и принятии решений, выбора дальнейшего направления и содержания образования.
Ведь дети достаточно грамотны, чтобы решать самые разные проблемы, главное доверить им этот выбор. И вы будете приятно удивлены, насколько быстро ребёнок научится брать ответственность на себя за свои слова, поступки и желания.
Л. В. Свирская говорила: «Дети имеют право выражать своё мнение по всем вопросам в соответствии с уровнем своего развития, а также у них есть право и не выражать своё мнение, т. е. право неучастия. В этом заключается свобода выбора. Свободе выбора детей противостоит обязанность взрослых привлечь детей к участию (соучастию) и пробуждать в них интерес к этому процессу» [2, с. 11].
Наша современная реальность требует «взращивания» у нового поколения иных качеств — активности, инициативы, осознанной ответственности. И значит, для этого нам понадобится новые образовательные технологии, профессиональные знания у взрослых, вовлечённых в образовательное взаимодействие с детьми.
«Цели и задачи детского совета
Для взрослых:
— создать эмоциональный настрой на весь день — «задать тон дня»;
— создать условия для межличностного и познавательно-делового общения;
— развивать навыки ведения коммуникации, планирования собственной деятельности и т. п.;
— вместе выбрать тему нового проекта, определить направленность событий;
— вместе разработать план реализации нового проекта;
— развивать умение «считывать информацию» об эмоциональном состоянии других людей;
— развивать эмпатию;
— развивать навыки культурного общения (приветствия, комплименты и т. п.);
— развивать умение договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности;
— подвести итоги реализованного проекта.
Для детей:
— учиться объяснять словами своё эмоциональное состояние, свои желания, действия;
— учиться несложным приёмам коррекции эмоционального настроения;
— учиться формировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения;
— учиться выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично;
— учиться внимательно слушать, высказывать конструктивное отношение к высказываниям других;
— учиться делать выбор;
— учиться планировать собственную деятельность;
— учиться рассказывать о своих действиях: удачах и неудачах, чувствах и желаниях». [2, с. 37].
Жёсткой структуры детского совета нет. Но есть некоторые части, которые уместно использовать в свободной вариации. К таким блокам можно отнести приветствия, обмен новостями, совместную игру, планирование. Установленной длительности проведения детского совета нет. В целом детский совет может длиться от 5 до 20 минут. Всё будет зависеть от того на сколько интересна детям обсуждаемая тема, и от их возраста.
Вместо приветствий можно использовать комплименты или одобрения («Ребята, я рада вас видеть. Полина, у тебя глаза светятся как звёздочки», «Сева, твой папа рассказал о твоих новых достижениях в спорте. Мы рады за тебя!») Приветствовать друг друга можно пальчиками, кулачками, взмахами кистей, локотками, придуманными хлопками — ритуалом.
Игра (чтение, пение, слушание) в детском совете должна применяться как приятность, а не как учебное действие. Что же это может быть? Например, игры- фантазии, игры-цепочки,пальчиковые, словесные, игры-шутки. Всё что вы захотите использовать должно помочь детям почувствовать себя уютно и комфортно, весело и легко, а не то, что вы должны разучить к ближайшему утреннику. Идеи для общих игр могут идти как от взрослых, так и от детей — они могут предложить игру и самостоятельно её провести.
Обмен новостями это смысловая часть, в которой воспитатель столкнется со стремлением детей поделиться своими новостями — домашними событиями, удачами- неудачами, фантазиями, детскими обидами и достижениями, планами. Во время обмена новостями на детском совете ребята могут высказывать всё, что переполняет душу и требует высказывания.
Новости не поправляются, не корректируются, не предлагается обсуждать только хорошие, не вытягиваются насильно, не запрещаются. Информация принимается как факт.
Ребёнок должен быть услышанным и серьёзно воспринятым. В дальнейшем участие каждого ребёнка в принятии решений, затрагивающих его интересы, приобретёт особую важность для достижения социальной включённости. От этого будет зависеть качество жизни ребёнка.
В нашем детском саду утренний круг прекрасно вписался в режим дня. Для нас это начала дня, когда дети собираются вместе для того, чтобы порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями от предыдущего дня, обсудить совместные планы, проблемы.
Именно на утреннем круге зарождается и обсуждается новое приключение (образовательное событие), дети договариваются о совместных правилах группы (нормотворчество).
Со своей стороны воспитатель организовывает детей для обсуждения планов реализации совместных дел, предлагает для обсуждения темы, «проблемные ситуации», интересную детям информацию, в соответствии с образовательными задачами программы. Педагог учит вести дискуссию в формате развивающего диалога, т. е. направляет дискуссию недирективными методами, старается задавать открытые вопросы (вопросы, на которые нельзя ответить однозначно), не давать прямых объяснений и готовых ответов, а подводить детей к тому, чтобы они рассуждали и «сами» приходили к правильному ответу. Воспитатель учит детей быть внимательными к друг другу, поддерживать атмосферу дружелюбия, создавать положительный эмоциональный настрой. Учит детей культуре диалога (говорить не перебивая, по очереди, стараться слушать друг друга, уважать чужое мнение. Воспитатель поддерживает детскую инициативу, при этом создавая равные возможности для самореализации всем детям.
В заключение хочется подчеркнуть, что утренний круг являются неотъемлемой частью развития инклюзивных и демократических ценностей у детей. Эта форма работы способствует формированию активного и ответственного отношения детей к себе и своему окружению, а также помогают им развивать необходимые социальные навыки и умения. Важно отметить, что успешная реализация утреннего круга требует активного участия и поддержки со стороны педагогов и родителей. Только объединив свои усилия, можно создать благоприятную и вдохновляющую среду для развития детей. Нужно работать вместе, чтобы построить сильное и единственное сообщество, которое будет способствовать успеху и счастью каждого ребенка.
Литература:
- От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / под.ред. Н,Е.Вераксы,Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — 6-е изд. — Москва: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2020. — 368 c. — Текст: непосредственный.
- Свирская, Л. В. Детский совет: методические рекомендации для педагогов / Л. В. Свирская. — Москва: Издательство «Национальное образование», 2015. — 80 c. — Текст: непосредственный.
- Елена Хилтунен Воспитание чувств. Упражнение для маленьких детей в сенсомоторике / Хилтунен Елена. — Москва: ЮНИОН-паблик, 2005. — 128 c. — Текст: непосредственный.