В данной статье рассмотрен и проделан анализ объектов, признаваемых в налоговом учете нематериальными активами. Выявлены проблемы в области несоответствия доктринального мнения и законодательного подхода.
Ключевые слова: нематериальные активы, объекты гражданских прав, результаты интеллектуальной деятельности, ГК РФ, НК РФ, ПБУ 14/2007.
Исследование норм ГК РФ об объектах, признаваемых в налоговом учете нематериальными активами (далее — НМА), имеет большое значение для предпринимателей. Однако, существуют ряд вопросов и проблем, связанных с правовым регулированием и учетом НМА, которые требуют дополнительного изучения и анализа. Например, как оценивать стоимость таких активов, как регистрировать права на них, какие обязательства имеются перед третьими лицами, и как защищать права на интеллектуальную собственность. В связи с быстро меняющейся экономической и правовой ситуацией, необходимость изучения норм ГК РФ об объектах, признаваемых в налоговом учете нематериальными активами, является крайне актуальной для современных бизнес-структур и организаций.
Объекты, признаваемые в налоговом учете НМА, регулируются как бухгалтерским, так и налоговым законодательством, которые устанавливают правила учета, оценки и налогообложения этих активов. В то же время, ГК РФ также содержит нормы, регулирующие отношения, связанные с НМА, в том числе их правовую охрану и использование. Так, в статье 1225 ГК РФ перечислены объекты интеллектуальной собственности, которые, при соблюдении определенных условий в бухгалтерском и налоговом учете, признаются НМА. Среди таких объектов, которым предоставляется правовая охрана, можно выделить результаты интеллектуальной деятельности и аналогичные средства индивидуализации (произведения науки, литературы и искусства, программы для ЭВМ, базы данных, изобретения, полезные модели, секреты производства (ноу-хау) и др.). НК РФ, в частности, относит к НМА исключительные права на различные результаты интеллектуальной деятельности. ПБУ 14/2007 [1], в целом, содержит аналогичные положения.
На текущий момент существует проблема, которая тормозит развитие современного бизнес-сектора в условиях рыночной экономики — это недостаточное отображение многообразия НМА предприятия в информационных и учетных системах. Инструменты бухгалтерского учета, используемые в организациях, основываются главным образом на нормативно-правовых актах, созданных более десяти лет назад. Однако ситуация на рынке постоянно меняется, постиндустриальная эра набирает обороты, доля НМА на предприятиях растет, но большинство из них не признается НМА из-за жестких ограничений законодательства. Так, в соответствии с ПБУ 14/2007, одним из условий признания объекта как НМА является его способность приносить экономические выгоды организации. В перечень возможных НМА, к примеру, относятся товарные знаки. Однако возможность доказать наличие экономических выгод от создания или приобретения товарного знака отсутствует [2]. Таким образом, убедительно доказать законность признания данного объекта в качестве НМА будет весьма трудно.
В соответствии с ПБУ 14/2007, деловая репутация, возникшая при приобретении предприятия как имущественного комплекса (в целом или его части), входит в состав НМА. Однако, НК РФ (ст. 11) не определяет понятия «деловая репутация» и не включает ее в категорию НМА организации (п. 3, ст. 257 НК РФ). Также, в соответствии с ГК РФ, деловая репутация не причисляется к результатам интеллектуальной деятельности, ни к охраняемым, ни к неохраняемым, и не признается объектом интеллектуальной собственности. Согласно ст. 150 ГК РФ, деловая репутация представляет собой нематериальное благо.
Как известно, деловая репутация играет важную роль в современной предпринимательской деятельности. Законодательство допускает возможность передачи права на использование деловой репутации (по договору коммерческой концессии и простого товарищества, ст. ст. 1027, 1042 ГК РФ) и ее приблизительную оценку (ст. 1042 ГК РФ и ПБУ 14/2007).
Некоторые исследователи считают, что отнесение деловой репутации к нематериальным благам было ошибочным, и на самом деле это имущественный объект со своей полноценной ценностью [5]. В этой связи, по их мнению, были приняты нормы, которые установили имущественное значение деловой репутации (ст. 1027, 1042 ГК РФ).
Деловая репутация может быть важным активом для коммерческой организации, так как она может повлиять на отношения с клиентами, партнерами, инвесторами и другими заинтересованными сторонами. Однако, следует отметить, что деловая репутация не является результатом интеллектуальной деятельности в традиционном смысле этого термина. Деловая репутация складывается из многих факторов, таких как качество продукции и услуг, уровень обслуживания, профессионализм сотрудников, стратегия брендинга и маркетинга, общественная ответственность и др. Она формируется в процессе взаимодействия с рынком и клиентами и не является, на первый взгляд, результатом творческой деятельности. Исходя из этого, включение деловой репутации в перечень результатов интеллектуальной деятельности (ст. 1225 ГК РФ) может быть спорным вопросом. Некоторые правоведы считают, что дифференциация деловой репутации, как результата интеллектуальной деятельности, возможна. В качестве основных аргументов они указывают на имущественный характер деловой репутации, ее возможность передачи третьим лицам для использования, а также на связь с средствами индивидуализации юридических лиц, предприятий, товаров, работ и услуг [6]. Однако, другие исследователи считают, что деловая репутация является нематериальным благом и не должна входить в перечень результатов интеллектуальной деятельности [3].
Представляется, что данный вопрос остается дискуссионным. Внесение деловой репутации организации в перечень результатов интеллектуальной деятельности имеет несколько аргументов в поддержку. Во-первых, деловая репутация — это результат долгосрочной работы компании, ее уникальности и качества услуг или продукции. Это своего рода нематериальный актив, который может увеличить стоимость компании и привлечь новых клиентов и инвесторов (что подтверждается и ПБУ 14/2007). Во-вторых, включение деловой репутации в перечень результатов интеллектуальной деятельности позволит компании защитить свои права на уникальность своей репутации и предотвратить ее неправомерное использование другими компаниями.
Между тем, некоторые авторы относят деловую репутацию к числу специфичных объектов гражданских прав [4]. Несмотря на то, что она представляет собой нематериальное благо, неотчуждаемое в соответствии с законодательством (ст. 150 ГК РФ): 1) ПБУ 14/2007 относит его к НМА, которая может быть оценена в денежном выражении (тем самым подчеркивая его имущественную ценность); 2) положения ст. ст. 1027, 1042 ГК РФ предусматривают возможность передачи права на использование деловой репутации (определённого рода отчуждение).
Таким образом, налоговое и бухгалтерское законодательство определяют, какие объекты относятся к НМА. Большинство из этих объектов составляют исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности. В аспектах возникновения исключительных прав и их использования (как в налоговом учете, так и в бухгалтерском учете) следует руководствоваться нормами гражданского законодательства, в частности, учитывать, что перечень результатов интеллектуальной деятельности является закрытым (ст. 1225 ГК РФ). ПБУ 14/2007 в составе НМА учитывает также деловую репутацию, которая, в свою очередь, не является результатом интеллектуальной деятельности в соответствии с ГК РФ. Тем не менее, в правовой доктрине предлагается включить его в данный перечень. Безусловно, данный вопрос является дискуссионным и требует тщательной доктринальной проработки. Возникают предпосылки для рассмотрения деловой репутации как объект гражданских прав: ПБУ 14/2007 признает деловую репутацию НМА, тем самым подчеркивая наличие у нее имущественной ценности, а конструкции договоров коммерческой концессии и простого товарищества допускают возможность передачи права на использование деловой репутации.
Литература:
- Приказ Минфина России от 27.12.2007 № 153н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007)» // Российская газета. 2008. 2 февраля. № 22.
- Атом Я. Я. Понятие и проблемы идентификации нематериальных активов // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 5. С. 34.
- Аюпов О. Ш. Защита деловой репутации юридического лица от диффамации в гражданском праве России: дис.... канд. юрид. наук / О. Ш. Аюпов. Томск. 2013. С. 16.
- Валевская А. А. Деловая репутация как объект гражданских прав // Вестник СГЮА. 2019. № 5 (130). С. 114.
- Рожкова М. А. Имущественные права на новые нематериальные объекты в системе абсолютных прав // М.: Статут. 2020. С. 25.
- Тимерханов А. А. Деловая репутация юридического лица: дис.... канд. юрид. наук / А. А. Тимерханов. М. 2012. С. 34.