В статье автор исследует необходимость использования методов физического воспитания в период обучения студентов в ВУЗе, а также влияние физического здоровья на психические функции человека, и наоборот.
Ключевые слова: физическая культура, студент, здоровый образ жизни, спорт, здоровье, физическое воспитание, профилактика утомления, умственный труд.
Учебный труд студента является значимым этапом формирования будущего специалиста, а также имеет ярко выраженный характер умственного труда. При умственном труде ключевую нагрузку испытывает ЦНС, высший отдел ЦНС — головной мозг, который обеспечивает протекание разных психических процессов.
Продолжительное пребывание в свойственной для людей умственной трудовой деятельности «сидячей» позе негативно влияет на организм, а именно кровь начинает скапливаться в сосудах, которые размещены ниже сердца; снижается доля циркулирующей крови, это ухудшает кровоснабжение некоторых органов, включая мозг; снижение амплитуды движений диафрагмы негативно влияет на функции дыхательной системы; снижается венозное кровообращение. Если мышцы не функционируют, то вены чрезмерно наполняются кровью, движение крови замедляется. Сосуды стремительнее теряют собственную эластичность, растягиваются [2,с.37].
При длительном, а также напряженном учебном труде наступает состояние усталости (снижение потенциала организма к успешному продолжению труда) в качестве классической реакции организма на осуществляемую работу. Усталости следует субъективное чувство: утомление — психическое явление, которое выражено переживанием, которое вызвано усталостью. Степень усталости, а также утомления способна не совпадать в связи с положительным, либо отрицательным эмоциональным окружением деятельности. Усталость способна увеличиваться при неудовлетворенности трудом, при непонимании значения труда, при неудачах в труде. Наоборот, положительное завершение работы, либо какой-то стадии работы снижает чувство утомления [1,с.165].
Главный фактор утомления — это сам учебный труд. Однако утомление, которое возникает в процессе труда, может быть существенно осложнено дополнительными причинами, которые также формируют утомление (например, слабый порядок режима жизнедеятельности). Также, необходимо учитывать некоторые факторы, которые фактически не формируют утомления, но содействуют появлению утомления (хронические болезни, слабое физическое развитие, плохое питание и т. п.).
Согласно приведенным в Табл.1 признакам допустимо ориентироваться в уровне утомления в процессе умственной деятельности.
Таблица 1
Характеристика степени утомления при умственном труде
Объект наблюдения |
Утомление |
||
Незначительное |
Значительное |
Резкое |
|
Внимание |
Редкие отвлечения |
Рассеянное, частые отвлечения |
Ослабление реакции на новые раздражители |
Поза |
Непостоянная, подтягивание ног, выпрямление туловища |
Частая смена позы, повороты головы в разные стороны, облокачивания, поддерживание головы руками |
Стремление положить голову на стол, вытянуться, отклонившись на спинку стула |
Движения |
Точные |
Неуверенные, замедленные |
Суетливые движения рук и пальцев (ухудшение почерка) |
Интерес к новому материалу |
Живой интерес, задавание вопросов |
Слабый интерес, отсутствие вопросов |
Полное отсутствие интереса, апатия |
Элементы психического утомления:
- Ощущение слабосилия (уменьшение работоспособности при еще значительной производительности труда, какое проявляется в переживании особенного, тягостного напряжения, а также неуверенности и т. п.)
- Расстройство внимания входит в число самых наиболее утомляемых психических функций (низкая подвижность, легкость отвлечения, либо, наоборот, чрезмерная подвижность, нестабильность, суетливость).
- Отклонения в моторной области (замедление, либо беспорядочная торопливость действий, расстройство ритма действий, ослабление точности, а также координации действий).
- Снижение памяти, мыслительной активности.
- Снижение воли (выдержки, самоконтроля, а также решительности).
- Сонливость (проявление охранительного торможения организма).
Функции организма, а также работоспособность после усталости восстанавливаются рановременно, выражен фазный тип. Подверженность усталости, способность переживать усталость, а также справляться с усталостью на различных стадиях усталости зависит от персональных особенностей обучающегося (физическое развитие, состояние здоровья, возрастные показатели, интерес, стимулы, волевые качества характера). Таким образом, более хороший уровень здоровья, а также функциональных возможностей индивида обусловливает более значительную степень сопротивления усталости и напряжения.
Обобщенные качества успешного применения средств физкультуры в образовательном процессе: длительное поддержание работоспособности в образовательной деятельности; ускоренная адаптация; способность к быстрому восстановлению; эмоциональная, а также волевая стабильность от сбивающих обстоятельств, среднее проявление эмоционального фона; уменьшение физиологической стоимости учебной деятельности на единицу труда; успешное осуществление учебных требований, а также хорошая успеваемость, хорошая организованность, порядок в учебе, в жизни, в отдыхе; оптимальное использование резерва свободного времени с целью личностного, профессионального становления.
Сочетание двигательных нагрузок с умственной деятельностью осуществляется эффективно, если учитываются следующие принципиальные положения [2, с. 61]:
- Построение учебных и самостоятельных занятий по физической культуре должно учитывать стимулирующее влияние на умственную работоспособность студентов;
- Учет особенностей сочетания физических нагрузок с умственной работоспособностью в зависимости от уровня физической подготовленности;
- Необходимо учитывать воздействие на умственную работоспособность различных видов спорта, наилучший эффект достигается при достаточно разнообразном содержании физкультурных занятий (не монотонном);
- Направленность занятий физическими упражнениями в период экзаменационной сессии может быть оздоровительно-профилактической (для неспортсменов), так и поддерживающей (преимущественно для спортсменов);
- Объективные условия для оптимального проявления умственной работоспособности создает только систематическое использование разнообразных средств физического воспитания.
Ориентировочная схема планирования занятий по физическому воспитанию в рамках учебной недели с целью обеспечения устойчивой умственной работоспособности [3, с. 38]:
— понедельник — занятия физическими упражнениями с целью активизации психофизического состояния организма студента;
— среда — занятия физическими упражнениями для подержания работоспособности;
— пятница (или суббота) — занятия физическими упражнениями с целью снятия недельного кумулятивного утомления.
Выделяют несколько основных форм физических упражнений в режиме учебного дня студентов:
- Утренняя гимнастика — эффективна для ускоренного включения в учебно-трудовой день, мобилизует вегетативные функции организма, повышает работоспособность сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем, создает определенный эмоциональный фон. Самочувствие после утренней гимнастики должно быть бодрое, настроение — хорошее.
- Вводная гимнастика — комплекс физических упражнений, выполняемых перед началом занятий: сокращает период врабатывания; тонизирующе действует на мышцы; усиливает деятельность органов дыхания и кровообращения; активизирует работу центральной нервной системы и способствует лучшему усвоению материала на занятиях уже с первых минут.
- Физкультурная пауза — комплекс общеразвивающих упражнений, выполняемых в процессе учебных и самостоятельных занятий для снятия утомления, ликвидации неблагоприятных влияний учебного труда и поддержания высокой работоспособности: вводится после 3–4 ч занятий (период появления первых признаков утомления); длительность — 5–10 минут; количество — 10–12 упражнений (повтор каждого 6–8 раз).
- Физкультурные минутки относятся к малым формам активного отдыха, проводят периодически в короткие перерывы в работе для снятия локального утомления, возникающего вследствие продолжительного сидения в фиксированной позе, сильного напряжения внимания и зрительных функций, преимущественной нагрузки на локальные мышечные группы.
Таким образом, систематические занятия физическими упражнениями оказывают положительное воздействие на психические функции, формируют умственную и эмоциональную устойчивость к выполнению напряженной интеллектуальной деятельности. Физические нагрузки оказывают разностороннее влияние на организм, повышают его устойчивость к неблагоприятным воздействиям окружающей среды, а чередование умственной работы с физической, позволяет добиться высокого результата в учебе. Физическая культура, являясь процессом планомерного систематического воздействия на студентов, призвана помочь будущим специалистам в формировании общей и профессиональной культуры, физического и психического здоровья
Литература:
- Ильинич В. И. Физическая культура студентов и жизнь: учебник/ В. И Ильинич// — М.: Гардарики, 2015. — 366 с.
- Корольков, А. Н. Физическая работоспособность в спорте: учебное пособие для вузов/ А. Н. Корольков// М.: Издательство Юрайт, 2022. — 113 с.
- Профессиональная прикладная физическая культура и спорт в вузе: учеб. пособие / Т. В. Сарычева, А. А. Ильин// — Томск: Эль Контент, 2019–132 с.
- Холодов Ж. К Теория и методика физического воспитания и спорта/ Ж. К. Холодов// — М., 2003. — 480 с.