Представленная статья посвящена исследованию подходов к определению понятия «проверка сообщения о преступлении», а также средства ее проведения.
Ключевые слова: проверка сообщения о преступлении, процессуальная проверка, доследственная проверка, проверочные мероприятия.
Стадия возбуждения уголовного дела на сегодняшний день является первоначальной стадией уголовного судопроизводства Российской Федерации, которая заключается в принятии уполномоченным должностным лицом решения о возбуждении уголовного дела при наличии повода и основания, указывающих на наличие признаков преступления. Нередко, решение о наличии либо об отсутствии признаков преступления не может быть принято исключительно при рассмотрении соответствующего повода для возбуждения уголовного дела. В таком случае, проводится проверка сообщения о преступлении, в ходе которой устанавливается основания для решения о возбуждении уголовного дела или отказа в его возбуждении.
В юридической литературе наряду с термином «проверка сообщения о преступлении» используются термины «рассмотрение сообщения о преступлении», «предварительная проверка сообщений о преступлении», «доследственная проверка», «процессуальная проверка».
На протяжении длительного времени ученые и практики доказывали и приводили доводы о необходимости совершенствования процессуальной регламентации возбуждения уголовного дела, в частности, проверки сообщения о преступлении. Значение проверки сообщения о преступлении они обосновывали тем, что в ходе нее преступное деяние отграничивается от непреступного.
Многие научные труды посвящены исследованию правовой природы предварительной проверки, сущности фактических данных, однако единого определения понятия проверки сообщения о преступлении среди научного сообщества в настоящее время нет.
Так, Е. С. Жигалова указывает, что под проверкой сообщения о преступлении следует понимать «деятельность уполномоченных должностных лиц, регламентированную законодательством и направленную на выявление наличия или отсутствия признаков преступления по полученному сообщению или заявлению о совершенном, совершаемом или готовящемся преступлении в целях вынесения законного и обоснованного процессуального решения» [6, с. 69].
В. П. Лавров предлагает следующее определение понятия предварительная проверка сообщения о преступлении: «это деятельность компетентных должностных лиц правоохранительных органов по анализу принятой и зарегистрированной в установленном порядке информации о предполагаемом преступном событии, выявлении в ней фактических данных, указывающих на признаки преступления (или их отсутствия), необходимых и достаточных для принятия одного из предусмотренных уголовно-процессуальным законом решений, а в необходимых случаях ‒ сбора дополнительных сведений о следах и иных признаках преступного деяния, имеющих значение для возбуждения уголовного дела и начала расследования» [9, с. 113].
Е. Е. Клементьева полагает, что под предварительной проверкой сообщения о преступлении понимается «деятельность правоохранительных органов по анализу принятой и зарегистрированной соответствующим образом информации о предполагаемом преступном деянии, обнаружении в ней фактических данных, которые указывают на признаки преступления, необходимых и достаточных для принятия решения» [8, с. 102].
В свою очередь, А. А. Калюжный указывает, что под проверкой сообщения о преступлении понимается «деятельность уполномоченных на то субъектов по регистрации поводов для возбуждении уголовного дела, сбору первоначального материала, содействие принятию законного и обоснованного решения, путем проведения ревизий, документальных проверок, исследований, оперативно-розыскных мероприятий и использования других уголовно-процессуальных форм» [7, с. 62].
Н. А. Синькевич в своих трудах указывает, что доследственную проверку следует рассматривать «в качестве самостоятельной стадии досудебного процесса, в ходе которой устанавливается наличие или отсутствие самого главного ‒ оснований для принятия решения о возбуждении уголовного дела, закрепленных достаточными данными, указывающими на признаки преступления» [10, с. 75].
Правоохранительные органы уполномоченные на проведение проверок сообщений о преступлениях в своих ведомственных нормативно-правовых актах также дают определение. Например, согласно приказу Следственного комитета России «проверка сообщения о преступлении — процессуальные и иные действия, производимые правомочным на то должностным лицом в порядке статьи 144 УПК РФ по сообщению о преступлении с целью установления наличия либо отсутствия достаточных данных, указывающих на признаки преступления» [4].
Несмотря на то, что существует большое количество определений понятия проверки сообщения о преступлении, их трактовки не учитывают в полной мере глубину и многогранность этого явления. По нашему мнению под проверкой сообщения о преступлении следует понимать регламентированную законом деятельность уполномоченных на то должностных лиц, направленную на выявление наличия или отсутствия признаков преступления по полученному сообщению, необходимых для принятия по нему законного и обоснованного решения.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации проверку сообщения о преступлении определяет в ст. 144: «дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном настоящим Кодексом, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий» [2].
Изложение указанной статьи позволяет сделать вывод, что перечень действий, производимых в ходе проверки, является закрытым, поскольку не имеется ссылки на применение иных средств и способов, не предусмотренных указанной статьей.
В связи с тем, что положения УПК РФ в части описания проверочных действий содержат мало информации, правоохранительные органы «пытаются» перечислить, конкретизировать действия, проводимые ими в ходе проверки сообщения о преступлении.
Так, например, приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий установлено, что «в ходе проверки сообщений о преступлениях правомочные или уполномоченные на это должностные лица органов ГПС МЧС России могут получать: объяснения; истребовать и изучать необходимые документы и материалы; назначать документальные проверки или ревизии; затребовать имеющиеся в распоряжении средств массовой информации документы и материалы, подтверждающие сведения о преступлении, а также данные о лице, представившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации; произвести отдельные следственные действия по закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего, предусмотренные статьей 146 УПК Российской Федерации, а также осуществить иные действия, предусмотренные Федеральным законом «О пожарной безопасности» [3].
Аналогичные положения содержит приказ Следственного комитета России от 11 октября 2012 г. № 72 «Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации»: «В ходе проверки сообщений о преступлении правомочные должностные лица Следственного комитета в пределах полномочий, предоставленных УПК, и в зависимости от конкретных обстоятельств проводят первоначальные следственные и иные процессуальные действия, в том числе: осмотр места происшествия; осмотр трупа; освидетельствование; назначение документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, направление органу дознания обязательного для исполнения письменного поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий; истребование из имеющихся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документов и материалов, подтверждающих сведения о преступлении, а также данных о лице, предоставившем указанную информацию; получение объяснений» [4].
Таким образом, можно сделать вывод, что ведомственные нормативные акты закрепляют иные проверочные действия, не предусмотренные ст. 144 УПК РФ, возможность проведения которых доступна в ходе проверки сообщения о преступлении.
Литература:
1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята 12 дек. 1993 г.: [в ред. от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ]. ‒ Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 18 дек. 2001 г. № 63-ФЗ: [в ред. от 4 авг. 2023 г.]. ‒ Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иных происшествиях в органах государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий [Электронный ресурс]: приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 2 мая 2006 г. № 270: [в ред. от 22 июня 2010 г.]. ‒ Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. О порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации [Электронный ресурс]: приказ СК России от 3 мая 2011 г. № 72: [в ред. от 5 мая 2012 г.]. ‒ Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
5. Об утверждении Инструкции о едином порядке организации приема, регистрации и проверки в Федеральной службе судебных приставов сообщений о преступлениях [Электронный ресурс]: приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 2 мая 2006 г. № 139: [в ред. от 2 мая 2006 г.]. ‒ Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
6. Жигалова, Е. С. Сущность производства проверки сообщения о совершенном или готовящемся преступлении / Е. С. Жигалова // Инновационное развитие науки и образования: сборник. Пенза. — 2021. С. 68–70.
7. Калюжный, А. Н. Предварительная проверка сообщений о преступлениях: понятие и этапы производства / А. Н. Калюжный // Юридическая наука. — 2013. — № 1. С. 60–62.
8. Клементьева, Е. Е. Процессуальные и криминалистические аспекты проверки сообщений о преступлениях \ Е. Е. Клементьева // Символ науки. — 2021. — № 1. С. 101–103.
9. Лавров, В. П. Проблемы предварительной проверки сообщений о преступлениях в современных российских условиях / В. П. Лавров // Труды Академии управления МВД России. — 2017. — № 4. — С. 111–113.
10. Синькевич, Н.А., Поступаленко, С. И. Проблемы доследственной проверки в современном уголовно-процессуальном законодательстве / Н. А. Синькевич // Beneficium. — 2020. — № 4. — С. 73–77.
11. Тарзиманов, В. М. Процессуальные аспекты проведения проверки сообщения о преступлении / В. М. Тарзиманов. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://www.susu.ru/sites/default/files/dissertation/dissertaciya_tarzimanov_0.pdf???history=6&pfid=1&sample=0&ref=2 (дата обращения: 12.10.2023).