Совершенно не случайно, впервые появившееся в США в 80-е годы прошлого столетия направление « психология здоровья », особое внимание уделяет профессиональному здоровью. Благодаря большому количеству связей и отношений при современной трудовой деятельности, активность субъекта труда более насыщенна. Всё большая компьютеризация процессов производства, увеличение интенсивности взаимодействия людей, высокий динамизм, создающие большое число стрессфакторов — это реалии сегодняшнего дня. Среда, в которой находится современный человек изменилась быстрее, чем он смог адаптировать к ней свой организм. Усиленные затраты внутренних резервов у представителей многих профессий становятся обыденными. В этих условиях стрессовое состояние становится спутником жизни. Одновременно и оберегая, и принося вред. Длительные серьёзные нагрузки, без должного восстановления духовных и физических сил, социальная, коммуникативная депривация оказывают неблагоприятное воздействие на субъект труда, иногда полностью дезорганизуя его деятельность [2]. Усиливающееся негативное воздействие факторов профессионального стресса на личность привело к тому, что профессиональный стресс выделен в отдельную рубрику в Международной классификации болезней (МКБ-10).
Этот многообразный феномен, выражающийся в тонких психических и соматических реакциях на экстремальные ситуации в трудовой деятельности человека, проявляет себя неизбежно. Такие психические нагрузки, вернее их последствия, влияют на возможность выполнения обязанностей, от которых зависит благополучие, а порой и жизнь людей. Адаптация к профессиональной деятельности, а также механизмы формирования стрессоустойчивости человека в различных профессиях, рассматривались в работах как отечественных, так и зарубежных ученых. (Б. Г. Ананьев, B.JI. Васильев, С. П. Безносов, Л. A. Китаев-Смык, М. И. Марьин, Н. И. Мягких, А. Б. Леонов, М. В. Пряхина, Л. Б. Филонов, В. И. Хальзов, Э. С. Чугунова, С. Фолкман, Р. С. Лазарус, С. Маслач и др.).
Но мало рассматривать эти механизмы, не учитывая психологические особенности личности, участвующей в трудовом процессе. Особый интерес к тем свойствам личности, которые приводят к оптимальной адаптации человека при деятельности в условиях риска для здоровья. Ведь зная эти особенности, мы смогли бы заранее психологически подготовить людей к появлению таких рисков и отобрать для такой деятельности наиболее подходящие кандидатуры. Разумеется, это работает в условиях значительной конкуренции на эти должности. Именно такой особенностью обладает психологическая готовность личности к деятельности в условиях повышенного риска. Такая психологическая готовность не только сохраняет профессиональное здоровье, но и способствует оптимальному выполнению возложенных обязанностей.
Согласно определению, которое было дано во Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 1948 г., «здоровье — это такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие». По существу — это идеал, к которому мы должны стремиться. Valetudo bonum optimum, — говорили древние. — «Здоровье — наивысшее благо». «Здоровье — не все, но все без здоровья — ничто» (Сократ) Сложность и многомерность этого феномена отмечал А. В. Шувалов, указывая, что сейчас у понятия «здоровья» все еще отсутствует определение, которое бы затрагивало всю его многогранность [8].
В современной науке рассматривают, как минимум три уровня здоровья: то, что определяет его функционирование — физическое , обеспечение адекватного отражения мира — психическое и жизнь в социуме — социальное [1]. Необходимо отметить, что проблема психологического здоровья в научной литературе была поднята сравнительно недавно так как разделились понятия «психическое здоровье» и «психологическое здоровье». И. В. Дубровина считает, что если «психическое здоровье соотносится с отдельными психическими процессами и механизмами, то термин «психологическое здоровье» относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа и позволяет выделить психологический аспект проблемы здоровья человека в отличие от медицинского, социологического, философского и других аспектов» [4]. Так проблемой психологического здоровья в рамках системного междисциплинарного подхода занимались ряд авторов: О. С. Васильева, Ф. Р. Филатов, О. Бэкер, Г. Олпорт, И. В. Дубровина, В. А. Ананьев, Г. С. Никифоров,О. В. Хухлаева, С. Киз, Р. Скинер, А. Маслоу, А. Эллис.
Частенько авторы упоминают о профессиональном здоровье и при этом отсутствует точное определение этого понятия. Такая размытость и нечёткость приводит к недопониманию в научной среде, ведь становление любого направления в науке начинается с определения понятий.
По мнению А. Г. Маклакова профессиональное здоровье следует понимать как «определённый уровень характеристик здоровья специалиста, отвечающий требованиям профессиональной деятельности и обеспечивающий её высокую эффективность» [7].
Основными структурными компонентами профессионального здоровья, по С. А. Бугрову, являются «клинический, психический и физический статус, обусловливающие уровень функционального состояния, психических и физических качеств, устойчивость личности к факторам военного труда и надёжность их деятельности» [3].
По нашему убеждению, более полное определение дано Новосельцевым О. В. « Профессиональное здоровье — это обобщённая характеристика здоровья индивида, рассматриваемая в конкретных условиях его профессиональной деятельности, а также процесс сохранения и развития регуляторных свойств организма, его физического, психического и социального благополучия ». В отечественной науке концепция профессионального здоровья неразрывно связана с психологическим сопровождением лиц, участвующих в трудовом процессе, где имеется риск воздействия экстремальных факторов. В данном случае речь идёт о гуманистическом характере исследований. Акцент на безопасность и высокий уровень физического и психического здоровья, профессионального долголетия.
Довольно часто у исследователей упоминаются факторы, влияющие на профессиональное здоровье в негативном плане. Например, рассматриваются стадии профессионального выгорания. Исследуются: предрасположенность к реакциям на стресс, поведение типа А, соотношение экстернальности и интернальности, подразумевающее степень ответственности человека за свою жизнь, стратегии преодоления кризисных ситуаций. Так как поиск таких стратегий к данной работе не относится, отметим существенное : Стратегия преодолевающего поведения человека в ситуации стресса — один из важнейших факторов, определяющий вероятность развития у индивида психосоматических заболеваний. Стратегия подавления эмоций часто повышает риск состояний предболезни или болезни [6].Для развития выгорания важно и то, как человек справляется со стрессом. Наличие корреляционных связей между личностными характеристиками и выгоранием привело к тому, что личностный фактор стал рассматриваться как ведущий при выборе социальных профессий.То есть большая часть исследований в этой области связана с личностью, уже участвующей в трудовой деятельности и, незаслуженно забыта психологическая готовность к деятельности, которая является одним из факторов сохранения профессионального здоровья . Важно понимание того, что часто особенности деятельности не соответствуют психологическим особенностям личности. Особенно это актуально для экстремальных видов деятельности.
Начало рыночных отношений в России ознаменовало эпоху развития бизнеса, который нуждался в защите от посягательств криминала. Бизнес-структуры нуждались в нормальном функционировании. На эту потребность в стране появляется рынок частных охранных услуг.
Сотрудники охранных предприятий (ОП) зачастую несут службу в усиленном режиме в специальном снаряжении, находясь в постоянной готовности к действиям в условиях риска. Это вызывает высокое нервно-психическое напряжение. Сочетание в службе элементов монотонии с постоянной необходимостью внезапно переходить к решительным действиям создает дополнительные психологические нагрузки и предъявляет высокие требования к психической сфере личности сотрудников ОП, требует стрессоустойчивости и психологической готовности к деятельности в условиях повышенного риска. Особенности деятельности ОП нуждаются в исследовании и решении проблем психологической готовности, ее психологического обеспечения, поддержания профессионального здоровья на должном уровне.
Следует отметить, что эта проблема является еще мало изученной, а отсутствие системных, практических рекомендаций психологического характера создаёт определённые трудности в разработке эффективной системы оценки, прогнозирования и поддержки психологической готовности сотрудников ОП к деятельности в условиях повышенного риска, тем самым умаляя её значение для профессионального здоровья.
Одной из первых теорий, где акцент был сделан на готовность к деятельности, был бихевиоризм. В исследованиях Э. Торндайка в теории проб и ошибок были выявлены законы научения, одним из которых был закон готовности (Thorndike's law soflearning) [9], сущностью которого является изменение нервной импульсации в мозге, как следствие неоднократных упражнений. С точки зрения Торндайка происходит постепенное накопление некоторых стимульно-реактивных связей в мозге, вначале случайных, а в итоге оказавшихся успешными. В результате нервная система оказывается готовой, настроенной на определенную форму активности до ее непосредственного осуществления. На интеллектуальном уровне закон готовности отражает наличие познавательной и адаптивной функции научения.13]. Так вначале была установлена связь психологической готовности к деятельности и адаптации. Анализ существующих подходов к решению данной проблемы показывает, что психологическая готовность обусловлена внешними и внутренними условиями. Внешние условия составляют объективное содержание и особенности деятельности сотрудников частных охранных предприятий. Внутренние условия отражают индивидуально-личностные особенности субъекта деятельности и специфика контингента сотрудников ОП. Схематично соотношение этих условий отображено на таблице 1.
Таблица 1
Внешние и внутренние условия, оказывающие влияние на психологическую готовность
Теоретические исследования и анализ содержания деятельности сотрудников охранных предприятий (ОП) привели к выводу, что в структуре долговременной психологической готовности целесообразно выделить следующие компоненты, представленные на рисунке 1.
Рис. 1. Структура психологической готовности сотрудников ЧОП к деятельности в экстремальных ситуациях
Следует отметить, что главные отличительные особенности психологической готовности охранников ОП к действиям в ситуациях повышенного риска определяются:
– Особенностями этого вида деятельности;
– Условиями ее осуществления;
– Социально-психологическими характеристиками контингента охранников ОП. Поэтому содержательная составляющая этих компонентов отражает особенности деятельности.
Ценностно-мотивационный компонент включает:
– Наличие потребности и стремления добросовестно выполнять свой долг;
– Убежденность в правомерности своих действий и социальная защищенность от негативных последствий;
– Моральная и материальная заинтересованность;
– Внутренние установки и готовность активно противодействовать правонарушителю;
– Наличие мотивационных схем, соответствующих идеалам, существующих в личном опыте;
– Положительная самооценка и осознание социальной значимости профессиональной деятельности;
– Чувство уверенности в собственных силах.
Когнитивно-прогностический компонент включает:
– Знание функциональных обязанностей, особенностей несения службы на конкретном объекте;
– Знает уязвимые места в системе охраны;
– имеет достаточную информацию об оперативной обстановке на момент службы;
– представляет вероятные угрозы, действия и ухищрения со стороны правонарушителей;
– воображает и предвидит вероятность внезапных действий правонарушителей;
– имеет мысленные и двигательные модели своих ответных действий на возникновение ситуации.
Операциональный компонент включает:
– наличие необходимых интеллектуальных и механических навыков действий в ответ на возникающие экстремальные ситуации;
– мысленные модели ответных действий на действия правонарушителей закрепленные и автоматизированные на уровне навыков и умений (операций);
– имеющиеся навыки и умения не разрушаются под влиянием экстремальных ситуаций;
– имеющиеся навыки и умения пластичны и могут трансформироваться адекватно возникающим ситуациям.
Эмоционально-волевой компонент включает:
– способность управлять своими чувствами, эмоциями и поведением;
– самоконтроль, способность регулировать свое психическое состояние, подавлять отрицательные эмоции, страх, панические реакции;
– способность противостоять экстремальным раздражителям при выполнении оперативно-служебных задач;
– проявлять настойчивость, решительность, целеустремленность, упорство в преодолении возникших трудностей, самообладание, эмоционально-волевую устойчивость;
– способность брать на себя ответственность в экстремальных ситуациях;
– умение сохранять высокий уровень активности, инициативы, самостоятельности, способность противостоять усталости.
Литература:
- Алёшичева А. В. Психологическое здоровье личности: монография — М.: Когнито-Центр, 2019. — 290 с.
- Брайт, Д. Стресс. Теории, исследования и мифы [Текст] / Д. Брайт, Ф. Джонс. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2013. — 115 с.
- Бугров С.А, Э. В. Лапаев, В. А. Пономаренко, Г. П. Ступаков
- Дубровина, И. В. Психологическое здоровье личности в контексте возрастного развития [Текст] / И. В. Дубровина. — СПб.: ТЦ «Сфера», 2001.- 615 с.
- Деркач А. А., Кузнецов Н. В., Акмеология:Пути достижения вершин профессионализма.-М., 1993.-168с
- Лурия А. Р. Мозг человека и психические процессы.-М., Педагогика,1978
- Маклаков А. Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья военнослужащих: дис.. д-ра психол. наук / А. Г. Маклаков. — СПб.: ВМА, 1996. — 392 с.
- Шувалов А. В. Психологическое здоровье человека // Вестник ПСТГУ. — 2009. — № 4. — С. 87–101 Проблема профессионального здоровья в авиационной медицине // Воен.-мед. журн. — 1993. — № 1. — С. 61–64..
- (Thorndike'slawsoflearning YS 2018) Торндайк «Интеллект животных»