В статье представлены результаты изучения мотивации достижения в юношеском возрасте у лиц разного пола. Были проанализированы материалы по данной теме, а также проведено исследование.
Ключевые слова: мотивация, мотив достижения успеха, юношеский возраст, гендерные особенности.
Актуальность исследования обусловлена наличием возможных различий в мотивации достижения в юношеском возрасте у гендерных групп. Мотивации достижения успеха — это одна из ключевых проблем психологии становления личности. Интерес к изучению мотивации достижения в юношеском возрасте на современном этапе развития психологии вызван необходимостью подготовки к жизни людей, способных самостоятельно получать знания, имеющих активную жизненную позицию.
Юность — это возраст, с которым связано становление личности. В этом периоде происходит формирование мировоззрения человека, а также его самосознания. Люди в этом возрасте формируют свои моральные ценности, а также учатся самостоятельности и независимости. Как правило, этот период занимает 3–4 года: у девушек — с 16 до 20 лет, у юношей — с 17 до 21 года. Также существует понятие ранней юности (15–18 лет) и поздней (18–23 года).
Развитие человека в юности подразумевает не только физическое созревание организма, но и социальную трансформацию. В этот период ключевыми становятся такие события, как получение паспорта, наступление уголовной ответственности и осознание ее, получение права вступать в брак и т. д. Многие юноши и девушки с 16–18 лет начинают трудовую деятельность, учатся зарабатывать и предстают перед важным вопросом выбора профессии. Характерной особенностью психологического развития личности в юношеском периоде является то, что молодые люди начинают задумываться о будущем и планировать свой жизненный путь.
Мотивация является одним из основных понятий, используемых для объяснения движущих сил поведения человека. Данная проблема изучается как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Существует множественность понимания сущности и структуры проблемы мотивации, что объясняет её сложность и многоаспектность. По мнению С. В. Рубцова, «развитие теории мотивации происходило в рамках трех основных областей: биологической, бихевиористской и когнитивной» [1, с. 17].
Мотивацию достижения обычно рассматривают в рамках учебной и профессиональной деятельности — то есть в сферах, где присутствует направленность на результат, так как в этих областях она имеет наибольшее значение. [2, с. 147].
Большое значение в изучении мотивации достижения в рамках деятельности имеет теория, разработанная Д. Аткинсоном, Д. Макклелландом и Х. Хекхаузеном. Согласно этой теории, существует два мотива по отношению к деятельности, направленной на достижение. Это — мотив достижения успеха и мотив избегания неудачи.
Люди, которые имеют мотивацию достижения успеха, как правило, ставят перед собой определенную цель и уверены в том, что обязательно достигнут её, то есть добьются успеха. Кроме того, такие люди рассчитывают получить одобрение за действия, которые направлены на достижение поставленной цели. [3, с. 570]
Люди с мотивацией избегания неудачи ведут себя противоположным образом. Их внимание в процессе деятельности обычно сосредоточено на том, чтобы избежать всевозможных неудач. Подобная позиция часто влечет за собой поражения и неудачи, которых пытаются избежать эти люди.
Задачи исследования : изучить гендерные особенности мотивации достижения у лиц юношеского возраста
Цель исследования : выявить различия мотивации достижения у лиц юношеского возраста разного пола.
Была сформирована гипотеза : существуют различия в мотивации достижения у гендерных групп юношеского возраста, а именно: уровень мотивации достижения у юношей в данном возрасте выше, чем у девушек.
Проанализируем полученные данные.
Исследование проводилось на базе факультета психологии Педагогического института НИУ «БелГУ». В исследовании приняли участие 43 респондента (23 девушки и 20 юношей) в возрасте от 19 до 23 лет. Для диагностики мотивации достижения у лиц юношеского возраста была использована методика А. Мехрабиана «Диагностика мотивации достижения».
При сравнительном анализе мотивации достижения у лиц юношеского возраста было выявлено преобладание мотива достижения успеха у юношей (55 %), при этом мотив избегания неудач оказался ведущим у 20 %, неопределенный мотив преобладает у 25 % респондентов мужского пола. Так, юноши в большей степени при выполнении определенной деятельности рассчитывают на успешное достижение поставленной цели, уверены в своих силах, возникновение трудностей их мотивирует.
Анализ мотивации достижения у лиц женского пола показывает преобладание неопределенного мотива (48 %), а также мотива избегания неудач (43 %) у отвечающих. При этом неопределенный мотив выявлен у 9 % девушек. Это говорит о том, что девушки склонны чаще, чем юноши, неадекватно оценивать свою деятельность, болезненно воспринимать критику. При столкновении с трудностями девушки, в отличие от юношей, склонны больше не возвращаться к выполняемой задаче.
При статистической обработке полученных данных было выявлено достоверное различие уровня мотивации достижения между лицами юношеского возраста мужского и женского пола. Так, уровень мотивации у юношей оказался выше, чем у девушек (t = 3,6 p <0,01).
Выявленные различия между преобладающим мотивом у юношей и девушек, вероятно, могут быть связаны с тем, что традиционно представители сильного пола характеризуются большей целеустремленностью и мотивированы на успех, в то время как женская половина респондентов могут характеризоваться большей осторожностью и рассудительностью в деятельности.
Литература:
- Реан, А. А. Психология подростка [Текст] / А. А. Реан. — СПб.: «ПраймЕврознак», 2003. — 480 с.
- Фомина, Н.А., Алейкин А. Г. Общительность, организованность и ответственность как профессионально важные свойства личности студентов-будущих управленцев [Текст] // Российский научный журнал. — 2011. — № 3 (22). — С. 104–110.
- Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность [Текст] / Х. Хекхаузен. — 2-е изд. — СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. — 860 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).