В статье приводится анализ оказания услуг салонов красоты в Казахстане. Показан объем рынка и его особенности, а также его структура. Исходя из рыночной ситуации, представлена стратегия развития сети салонов красоты.
Ключевые слова: салоны красоты, бьюти-индустрия, рынок Казахстана
Индустрия красоты в мире и в Казахстане находится в постоянном изменении. Изменяются услуги, появляются новые техники и методы, меняется мода, что тоже влияет на индустрию. Кроме этого, цифровизация оказывает свое влияние на индустрию: появляются новые сервисы, которые направлены на автоматизацию управления салонами красоты, а также возникают платформенные приложения, которые позволяют клиентам услуг получать услуги прямо дома и выбирать разных мастеров, не посещая салон. В целом рынок услуг салонов красоты увеличивается, а негативный период для него был лишь в период пандемии.
По данным Fortune Business Insights [1], объем мирового рынка услуг салонов красоты в 2021 году составляет 201.9 млрд. долларов. А к 2029 году прогнозируется рост рынка до 355,4 млрд. долларов. Однако, расходы населения в разных странах на услуги салонов красоты отличаются в зависимости от экономических и культурных факторов. Рынок салонов красоты в Казахстане по данным Бюро национальной статистики составляет 34 млрд. тенге по итогам 2022 года. Хотя, по нашему мнению, данный показатель не отражает действительности. Но по данным Jusan analytics [2], которые, по нашему мнению, отражают более достоверную ситуацию, в Казахстане объем оказанных услуг салонами красоты за 2022 год был на уровне 484 млрд тенге. В расчет брались все виды услуг, которые оказывают салоны красоты и использовался средний чек 8700 тенге, количество клиентов, которые активно пользуются услугами, будет составлять около 12 млн. человек по всей стране, при общем населении почти 20 млн. человек. В среднем человек посещает салон красоты 7 раз в год как минимум (один раз в 40–45 дней).
Сегментация рынка в Казахстане выглядит следующим образом (рис. 1):
— к салонам красоты эконом класса относятся 65 % всех предприятий в данной отрасли. Основной услугой салонов красоты в данном сегменте является стрижки волос;
— 28 % предприятий относятся к среднему классу и отличаются тем, что оказывают более широкий спектр услуг по сравнению салонами эконом класса, в том числе различные уходовые процедуры;
— на долю салонов класса люкс относится примерно 7 % рынка, в них используются более дорогие расходные материалы, а также высокий сервис обслуживания, интерьер и атмосфера.
Рис. 1. Рынок салонов красоты в Казахстане по классам
Наиболее популярные услуги салонов красоты в Казахстане:
- уход за волосами (стрижка, укладка, покраска);
- уход за ногтями (маникюр, наращивание);
- уход за кожей (макияж, инъекции)
- прочее (депиляция и т. д.)
Стратегия развития сети салонов красоты предполагает открытие новых филиалов в других городах. Поэтому с помощью геоинформационного онлайн сервиса www.2gis.kz были проанализированы все крупные города и области Казахстана на предмет количества в них действующих салонов красоты. Оптимальным уровнем обеспеченности салонами красоты в населенном пункте является 1 салон на 1000 жителей. Автор рассчитал коэффициенты для каждого крупного города и области. В результате анализа в городе Астане имеется переизбыток салонов красоты, показатель равняется 0,7, или на 700 человек приходится один салон. А в Туркестанской области, наоборот, нехватка салонов: коэффициент 2,2, что означает, на 2200 человек приходится один салон. Также имеется потенциал роста рынка в городе Шымкенте, там по итогам 2022 года один салон приходился в среднем на 1200 человек [3].
Рис. 2. Индекс потребительских цен на услуги парикмахерских и салонов красоты (в процентах ноябрь 2022 к ноябрю 2021 года)
В Казахстане наблюдается снижение реальных доходов населения. Более половины доходов население тратит на продовольственные товары. На платные услуги остается меньше располагаемого дохода. Данные факторы будут негативно отражаться на объемах продаж в натуральном выражении. С другой стороны предприятия бьюти-индустрии сталкиваются с ростом заработных плат своих мастеров, что вынуждает предпринимателей повышать цены на услуги. В такой ситуации для салонов красоты возникает острая потребность в разработке стратегии дальнейшего развития бизнеса. Кроме этого, на рынке постоянно присутствует высокая конкуренция со стороны новых предприятий. Ежегодно около 21 % всех салонов красоты Алматы и 16 % салонов Астаны прекращают свою деятельность, однако на место закрывшихся приходят новые заведения. В некоторых городах отчетливо видно, что спроса недостаточно для покрытия всего предложения услуг на рынке. Долгосрочно существовать на таком рынке достаточно сложно. Тем более клиенты могут легко менять один салон на другой без особых потерь для себя.
Исходя из данной ситуации на рынке, предлагается соответствующая стратегия развития сети салонов красоты в Казахстане. Во-первых, выбрать новые рынки на основе анализа дисбаланса спроса и предложения в разных регионах (Туркестанская область и г. Шымкент). Во-вторых, привлекать новых клиентов на новом рынке, но при этом акцент делать на существующей базе клиентов и повышении лояльности [4]. Привлечение новых клиентов на сегодняшний день является слишком дорогим, увеличиваются расходы на рекламу и продвижение, снижается отдача от рекламы. Поэтому более рациональным является маркетинговая стратегия удержания клиента. В-третьих, удержание профессиональных кадров, так как в большей степени клиенты привязываются не к салону, а к мастеру, который их регулярно обслуживает. В-четвертых, при развитии филиальной сети возрастает значение системы стандартов качества бизнес-процессов и сервиса. Цель стандартов сервиса является создание уникального конкурентного преимущества [5]. И с развитием стандартов клиенты будут знать, что вне зависимости от мастера они получат желаемый и привычный сервис. Для устойчивости бизнеса и определенной независимости от персонала салон может развиваться только на основе стандартов. В противном случае при уходе нескольких мастеров, салон теряет их клиентов и привычную выручку.
Литература:
- Beauty and Wellness Products Market Size, Share & COVID-19 Impact Analysis, By Type (Hair Care Products, Skincare Products, Makeup Products, Food & Nutrition Products, Medicinal Products, and Wellness Products), Distribution Channel (Supermarkets & Hypermarkets, Specialty Stores, and Online Channels), and Regional Forecast, 2023–2030. https://www.fortunebusinessinsights.com
- Макенова Н. Бьюти-индустрия: Салоны красоты Аналитический отчет аналитического подразделения АО «Jusan Bank». https://jusan.kz/file-server/filename?dir=analytics/research/documents&filename=b-yuti-industriya-salony-krasoty-ru.pdf
- Бюро национальной статистики. Бюллетень об индексе потребительских цен на услуги парикмахерских и салонов красоты, ноябрь 2022 года. www.stat.gov.kz
- Шремед Д. М. Особенности применения классических маркетинговых приемов с целью повышения посещаемости предприятия (на примере салона красоты) // Практический маркетинг. 2018. № 2 (252). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-primeneniya-klassicheskih-marketingovyh-priemov-s-tselyu-povysheniya-poseschaemosti-predpriyatiya-na-primere-salona (дата обращения: 12.10.2023).
- Жумашева З. С. Роль стандартизации процессов в построении конкурентоспособного бренда на рынке beauty услуг // Magyar Tudományos Journal. 2020. № 43. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-standartizatsii-protsessov-v-postroenii-konkurentosposobnogo-brenda-na-rynke-beauty-uslug (дата обращения: 12.10.2023).