Потребность в управлении интеллектуальной собственностью (ИС) является следствием глобализации и роста экономики знаний. Крупные предприятия, работающие по всему миру, уже адаптировались к изменившимся реалиям, и теперь малые и средние предприятия (МСП) ощущают необходимость извлечь выгоду из своих активов ИС. ИС, согласно определению ВОИС (Всемирной организации интеллектуальной собственности), относится к творениям разума: изобретениям, литературным и художественным произведениям, а также символам, названиям, изображениям и дизайнам, используемым в торговле. ИС — очень важный элемент бизнеса. Патенты, товарные знаки, коммерческая тайна и т. д. — это активы, которые увеличивают стоимость бизнеса. Эти активы представляют собой особую категорию бизнес-активов, которые называются нематериальными активами.
Но какое место занимают нематериальные активы на предприятии? Как это связано с ИС? Нематериальные активы и ИС могут быть поняты только в контексте предприятия, где они создаются, используются и создают наибольшую ценность. Каждое предприятие, малое или крупное, состоит из трех основных элементов: 1. денежные активы: 2. материальные активы; 3. нематериальные активы
Источник интеллектуальной собственности. Дэвис и Харрисон (2001) определили интеллектуальный капитал (ИК) как “знания, которые могут быть преобразованы в ценность”. Они также определили, что ИК состоит из двух основных компонентов: человеческого капитала (идей, которые есть у нас в голове) и интеллектуальных активов (идей, которые были определенным образом кодифицированы). В рамках интеллектуальных активов существует подмножество идей, которые могут быть защищены законом, называемое ИС. (См. рис. 1.)
Рис. 1. Источник интеллектуальной собственности
Интеллектуальная собственность — это интеллектуальные активы, которые охраняются законом. Целью менеджмента является “производство” ИС.
Стратегические цели ИС. Компании, имеющие патентные портфели, создают их с учетом ожиданий относительно того, как они будут использоваться в краткосрочной перспективе и в будущих возможностях, основанных на технологиях. Стратегическими целями ИС являются: защита от конкуренции, дополнительная защита, предотвращение споров, основы для альянсов.
Рис. 2. Стратегические цели интеллектуальной собственности
Стратегия в области ИС укрепляет общую бизнес-стратегию и будет меняться по мере прохождения бизнесом различных этапов своего развития. Стратегия в области ИС должна пересматриваться всякий раз, когда меняется бизнес-стратегия, и не реже одного раза в год. Компоненты стратегии в области ИС (рис.3):
Рис. 3. Компоненты стратегии в области ИС
Хорошая стратегия управления ИС повышает способность бизнеса привлекать финансирование путем решения вопросов, влияющих на оценку активов ИС.
Основные стратегии в области ИС. Для компании существует целый ряд стратегий в области ИС. Тем не менее, четыре основные стратегии в области ИС могут послужить основой для последующих усовершенствований:
- Путь к минимизации рисков;
- Путь к снижению затрат;
- Путь к значению;
- Путь к стратегической ценности.
Иерархия ценностей управления ИС. Дэвис и Харрисон в своей работе структурировали иерархию ценностей, которая представляет собой пирамиду с пятью уровнями. Каждый уровень представляет собой различные ожидания компании относительно вклада, который ее функция ИС должна вносить в достижение корпоративных целей. Подобно строительным блокам, каждый более высокий уровень опирается на фундамент более низких уровней и вносит свой вклад в акционерную стоимость.
Рис. 4. Иерархия ценностей управления ИС
Уровень защиты. Когда корпорация владеет интеллектуальным активом, она может помешать конкурентам использовать этот актив. На этом уровне компании используют свою ИС только в защитных целях и рассматривают ее как юридический актив. Их цели состоят в том, чтобы защитить свои собственные инновации, гарантировать, что они не нарушают права ИС других лиц. Расходы, связанные с регистрационными сборами, принудительным исполнением и другими юридическими издержками, могут быть высокими.
Уровень контроля затрат. Компании этого уровня по-прежнему придерживаются защитного подхода, но теперь сосредоточены на поиске способов получения защиты при одновременном снижении затрат на создание и поддержание своих портфелей ИС.
Уровень центра прибыли. Компании на этом уровне обращают свое внимание на более активные стратегии, которые могут генерировать значительный объем дополнительных доходов при одновременном дальнейшем сокращении расходов. Переход от предыдущих уровней деятельности к этому требует серьезных изменений в отношении компании — и даже в ее организации. В такой компании IP может выполнять свою собственную функцию. Именно на этом уровне компании начинают рассматривать ИС как бизнес-актив, а не просто юридический актив.
Интегрированный уровень. На этом уровне функция ИС служит организации в целом. Здесь бизнес-подразделения компании осознали всю мощь использования ИС для выполнения целого ряда бизнес-функций. Использование ИС для бизнеса становится интегрированным во всю деловую деятельность компании.
Провидец. На этом уровне сложности управления ИС компании оценивают долгосрочную роль компании в бизнесе и в своей отрасли. Они стремятся использовать ИС компании для создания большей стратегической ценности. Из этой пирамиды не следует делать вывод, что высочайший уровень сложности приравнивается к “наилучшему” уровню управления ИС. Важно определить, какой уровень наилучшим образом соответствует потребностям и возможностям вашей конкретной компании. Каждая компания может улучшить свое положение в пирамиде, таким образом повышая акционерную стоимость за счет укрепления своих нематериальных активов. Каждый уровень служит строительным блоком для уровней над ним.
Выводы. Предприятие, желающее получать прибыль от ИС, должно хорошо ею управлять. Стратегическое использование активов ИС может существенно повысить конкурентоспособность малых и средних предприятий. Ведомствам ИС и учреждениям, оказывающим поддержку МСП, следует рассмотреть повышение осведомленности и обучение в области ИС в качестве одного из основных видов деятельности, определенных на национальном уровне для содействия более широкому и эффективному использованию официальной системы ИС малыми и средними предприятиями.
Литература:
- Дэвис Дж. и Харрисон С. (2001), Как ведущие компании извлекают выгоду из своих интеллектуальных активов;
- Янг, Д. (2008), Понимание интеллектуальной собственности и извлечение прибыли из нее.