Психоэмоциональное состояние играет очень важную роль в жизни человека, оказывая влияние на все сферы деятельности. А если речь идёт о ребёнке, то эти показатели считаются основными для полноценного интеллектуального и физического развития. Вот почему так важно вовремя диагностировать и устранить в случае необходимости любые нарушения, связанные с областью эмоций и чувств. Одним из инструментов, который может быть полезен психологам в их работе, являются шкалы оценки психоэмоционального состояния: настроения, самочувствия и активности.
Ключевые слова: психоэмоциональное состояние, настроение, самочувствие, активность, шкалы.
Психоэмоциональное состояние играет очень важную роль в жизни человека, оказывая влияние на все сферы деятельности. А если речь идёт о ребёнке, то эти показатели считаются основными для полноценного интеллектуального и физического развития. Вот почему так важно вовремя диагностировать и устранить в случае необходимости любые нарушения, связанные с областью эмоций и чувств. Одним из инструментов, который может быть полезен психологам в их работе, являются шкалы оценки психоэмоционального состояния: настроения, самочувствия и активности. Эти шкалы предполагают систематическое измерение и классификацию эмоционального состояния (настроения, самочувствия, активности), что помогает психологам в прогнозировании поведения и эффективной работе. В данной статье мы рассмотрим преимущества использования шкал психоэмоциональных состояний в психологической практике.
Настроение — это одно из самых распространенных и важных психологических явлений, оно оказывает влияние на вашу жизнь, поведение, мышление и здоровье. Это не просто состояние души, это сложный процесс, обусловленный множеством показателей, биологических, социальных, культурных, личностных и ситуативных. Настроение может меняться от момента к моменту или сохраняться длительное время. Оно может быть положительным или отрицательным, стабильным или нестабильным, ярким или бледным, выраженным или скрытым.
Оно отличается от эмоций и чувств тем, что оно менее специфично, менее связано с конкретными объектами или событиями и менее подвержено волевому контролю.
Настроение можно измерить с помощью различных методов: самонаблюдения, самоотчета, наблюдения за поведением и выражением лица, психофизиологических измерений (например, сердечного ритма, кровяного давления, уровня гормонов), психометрических тестов (наиболее известные — это шкала настроения Брэдберна, дифференциальная шкала Хейвенса, шкала тревожности Зунга). Однако ни один из этих методов не является абсолютно точным и объективным, так как настроение — это субъективное и сложное психологическое явление, которое зависит от многих переменных.
Одним из эффективных способов диагностики определения самочувствия, настроения и общей активности является методика САН — «Самочувствие — Активность — Настроение»
Методика САН была предложена в 1973 году группой учёных 1 Московского медицинского института имени Сеченова. В состав разработчиков входили В. А. Доскин, Н. А. Лаврентьева, В. Б. Шарай и М. П. Мирошников. Тест представляет собой 30 пар слов, описывающих общие состояния, степень эмоциональной и физической активности и настроения человека. В качестве целей исследования учёные выделили:
— оценку психического состояния испытуемого;
— выявление психоэмоциональной реакции на умственную нагрузку;
— определение биологических ритмов, свойственных физиологическим и психическим функциям.
Методику рекомендуется применять в переходные периоды жизни ребёнка или подростка, такие как: -старт обучения в школе; -переход в среднее звено; -начало пубертатного периода; -поступление в старшие классы и окончание школы. Таким образом, методика САН может использоваться для диагностики детей любого возраста.
Активность ребёнка напрямую связана с его настроением, которое, в свою очередь, определяется самочувствием — вот почему эти три показателя должны исследоваться вместе.
В работе с дошкольниками и младшими школьниками важно разбирать каждую пару слов, чтобы у испытуемого не возникло непонимания сути вопроса.
Методика САН — удобный инструмент диагностики для определения психоэмоционального состояния школьника в разном возрасте. С помощью теста можно оценить не только психическое состояние человека, но и выявить биологические ритмы, связанные с процессами в организме ребёнка. Тест проводится в начале, в середине и после завершения психологической работы, чтобы оценить динамику стабилизации психоэмоционального состояния человека.
Также в процессе психологической работы применяются: дневники самонаблюдения: настроения и эмоций, трекер настроения, таблицы настроения.
В своей психологической практике в работе с клиентами я применяю шкалы измерения уровня психоэмоционального состояния: настроения, самочувствия и активности.
Приведу пример использования шкал в консультировании:
«Светлана, а давайте мы с вами придумаем некую «Шкалу настроения». На этой шкале 10 баллов — настроение отличное, радостное, супернастроение. У вас такое когда-нибудь было? Когда? В какие моменты?» Клиент даёт ответ_____. «А ноль на нашей шкале — самое плохое настроение. Никакое. Просто ужасное, грустное. Было у вас такое когда-нибудь?» Клиент даёт ответ_____. «Светлана, а где вы сейчас на нашей шкале? Какое сейчас настроение?»
Также со «Шкалой самочувствие» — это больше про физиологическое состояние, здоровье, сила, где 0 — «без сил», а 10 — «чувствую себя на 10 баллов», «ничего не беспокоит», «не болит».
«Шкала активности» — это энергия, мотивация, успех, где 0 — ничего не хочется делать, апатия, а 10 — максимальная активность.
Также в процессе консультирования можно проработать каждый балл, уровень, что он значит для клиента и какое определение он дает для каждого балла и уровня.
Для младших школьников измерение психоэмоционального состояния может быть на примере: «температуры настроения», «градусника гнева», «градусника напряжения», также для работы с отдельными эмоциями: страхом, обидой, ревностью. Для дошкольников может быть шкала только из 5 уровней от грустного настроения, к веселому. Для взрослых клиентов, для более эффективной проработки уровней психоэмоционального состояния, может применятся процентная шкала от 0 % до 100 %.
Основные преимущества использования шкал измерения уровня психоэмоционального состояния (настроение-самочувствие-активность) в работе психолога:
- Индивидуальный подход: шкалы позволяют психологам определить индивидуальные особенности клиента и его способность реагировать на различные психоэмоциональные состояния. Это помогает психологу адаптировать свой подход и методы работы, чтобы достичь наилучших результатов.
- Объективность: каждая шкала «Настроение», «Самочувствие», «Активность» предлагает объективную систему измерения психоэмоциональных состояний, что помогает психологам избежать субъективных оценок и предубеждений.
- Конкретность: шкалы предоставляют конкретные категории и описания психоэмоциональных состояний, что упрощает понимание и коммуникацию с клиентами.
- Инструмент для развития: шкалы могут быть использована не только для прогнозирования психоэмоционального состояния и поведения, но и для развития клиента. Психолог может помочь клиенту осознать его эмоциональные состояния, идентифицировать проблемные области и разработать стратегии для их преодоления и использовать в обычной жизни.
Шкалы «Настроения — Самочувствия — Активности» — это простой, но действенный инструмент, помогающий психологу определить подъемы и спады психоэмоционального состояния человека, возможные стрессовые факторы и триггеры и подобрать индивидуальный подход и методы в работе с каждым клиентом.
Литература:
- Крюкова С. В., Слободяник Н. П., Коррекционно-развивающая программа «Я учусь владеть собой», — Москва, 2007.
- Куликов Л. В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2004. — 464 с.
- Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А. В. Запорожца, Л. З. Неверович., — М, Просвещение, 2004.
- Семенова Е. М. Тренинг эмоциональной устойчивости. — М.: Психотерапия, 2006. — 256 с.
- Смирнова Е. Е. Познаю себя и учусь управлять собой. Программа уроков психологии для младших подростков (10–12 лет), -М.: Генезис, 2007, — 216 с.
- Тест дифференцированной самооценки функционального состояния / Доскин В. А., Лаврентьева Н. А., Мирошников М. П., Шарай В. Б.// Вопросы психологии. -1973, -№ 6 –с.141–145
- Шиманская В. А. Где живут эмоции? -М.: Манн, Иванов и Фербер, 2021 г.