Использование шкал измерения уровня психоэмоционального состояния (настроения, самочувствия, активности) в работе психолога | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №41 (488) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 16.10.2023

Статья просмотрена: 381 раз

Библиографическое описание:

Клепцына, В. В. Использование шкал измерения уровня психоэмоционального состояния (настроения, самочувствия, активности) в работе психолога / В. В. Клепцына. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 41 (488). — С. 82-84. — URL: https://moluch.ru/archive/488/106691/ (дата обращения: 16.11.2024).



Психоэмоциональное состояние играет очень важную роль в жизни человека, оказывая влияние на все сферы деятельности. А если речь идёт о ребёнке, то эти показатели считаются основными для полноценного интеллектуального и физического развития. Вот почему так важно вовремя диагностировать и устранить в случае необходимости любые нарушения, связанные с областью эмоций и чувств. Одним из инструментов, который может быть полезен психологам в их работе, являются шкалы оценки психоэмоционального состояния: настроения, самочувствия и активности.

Ключевые слова: психоэмоциональное состояние, настроение, самочувствие, активность, шкалы.

Психоэмоциональное состояние играет очень важную роль в жизни человека, оказывая влияние на все сферы деятельности. А если речь идёт о ребёнке, то эти показатели считаются основными для полноценного интеллектуального и физического развития. Вот почему так важно вовремя диагностировать и устранить в случае необходимости любые нарушения, связанные с областью эмоций и чувств. Одним из инструментов, который может быть полезен психологам в их работе, являются шкалы оценки психоэмоционального состояния: настроения, самочувствия и активности. Эти шкалы предполагают систематическое измерение и классификацию эмоционального состояния (настроения, самочувствия, активности), что помогает психологам в прогнозировании поведения и эффективной работе. В данной статье мы рассмотрим преимущества использования шкал психоэмоциональных состояний в психологической практике.

Настроение — это одно из самых распространенных и важных психологических явлений, оно оказывает влияние на вашу жизнь, поведение, мышление и здоровье. Это не просто состояние души, это сложный процесс, обусловленный множеством показателей, биологических, социальных, культурных, личностных и ситуативных. Настроение может меняться от момента к моменту или сохраняться длительное время. Оно может быть положительным или отрицательным, стабильным или нестабильным, ярким или бледным, выраженным или скрытым.

Оно отличается от эмоций и чувств тем, что оно менее специфично, менее связано с конкретными объектами или событиями и менее подвержено волевому контролю.

Настроение можно измерить с помощью различных методов: самонаблюдения, самоотчета, наблюдения за поведением и выражением лица, психофизиологических измерений (например, сердечного ритма, кровяного давления, уровня гормонов), психометрических тестов (наиболее известные — это шкала настроения Брэдберна, дифференциальная шкала Хейвенса, шкала тревожности Зунга). Однако ни один из этих методов не является абсолютно точным и объективным, так как настроение — это субъективное и сложное психологическое явление, которое зависит от многих переменных.

Одним из эффективных способов диагностики определения самочувствия, настроения и общей активности является методика САН — «Самочувствие — Активность — Настроение»

Методика САН была предложена в 1973 году группой учёных 1 Московского медицинского института имени Сеченова. В состав разработчиков входили В. А. Доскин, Н. А. Лаврентьева, В. Б. Шарай и М. П. Мирошников. Тест представляет собой 30 пар слов, описывающих общие состояния, степень эмоциональной и физической активности и настроения человека. В качестве целей исследования учёные выделили:

— оценку психического состояния испытуемого;

— выявление психоэмоциональной реакции на умственную нагрузку;

— определение биологических ритмов, свойственных физиологическим и психическим функциям.

Методику рекомендуется применять в переходные периоды жизни ребёнка или подростка, такие как: -старт обучения в школе; -переход в среднее звено; -начало пубертатного периода; -поступление в старшие классы и окончание школы. Таким образом, методика САН может использоваться для диагностики детей любого возраста.

Активность ребёнка напрямую связана с его настроением, которое, в свою очередь, определяется самочувствием — вот почему эти три показателя должны исследоваться вместе.

В работе с дошкольниками и младшими школьниками важно разбирать каждую пару слов, чтобы у испытуемого не возникло непонимания сути вопроса.

Методика САН — удобный инструмент диагностики для определения психоэмоционального состояния школьника в разном возрасте. С помощью теста можно оценить не только психическое состояние человека, но и выявить биологические ритмы, связанные с процессами в организме ребёнка. Тест проводится в начале, в середине и после завершения психологической работы, чтобы оценить динамику стабилизации психоэмоционального состояния человека.

Также в процессе психологической работы применяются: дневники самонаблюдения: настроения и эмоций, трекер настроения, таблицы настроения.

В своей психологической практике в работе с клиентами я применяю шкалы измерения уровня психоэмоционального состояния: настроения, самочувствия и активности.

Приведу пример использования шкал в консультировании:

«Светлана, а давайте мы с вами придумаем некую «Шкалу настроения». На этой шкале 10 баллов — настроение отличное, радостное, супернастроение. У вас такое когда-нибудь было? Когда? В какие моменты?» Клиент даёт ответ_____. «А ноль на нашей шкале — самое плохое настроение. Никакое. Просто ужасное, грустное. Было у вас такое когда-нибудь?» Клиент даёт ответ_____. «Светлана, а где вы сейчас на нашей шкале? Какое сейчас настроение?»

Также со «Шкалой самочувствие» — это больше про физиологическое состояние, здоровье, сила, где 0 — «без сил», а 10 — «чувствую себя на 10 баллов», «ничего не беспокоит», «не болит».

«Шкала активности» — это энергия, мотивация, успех, где 0 — ничего не хочется делать, апатия, а 10 — максимальная активность.

Также в процессе консультирования можно проработать каждый балл, уровень, что он значит для клиента и какое определение он дает для каждого балла и уровня.

Для младших школьников измерение психоэмоционального состояния может быть на примере: «температуры настроения», «градусника гнева», «градусника напряжения», также для работы с отдельными эмоциями: страхом, обидой, ревностью. Для дошкольников может быть шкала только из 5 уровней от грустного настроения, к веселому. Для взрослых клиентов, для более эффективной проработки уровней психоэмоционального состояния, может применятся процентная шкала от 0 % до 100 %.

Основные преимущества использования шкал измерения уровня психоэмоционального состояния (настроение-самочувствие-активность) в работе психолога:

  1. Индивидуальный подход: шкалы позволяют психологам определить индивидуальные особенности клиента и его способность реагировать на различные психоэмоциональные состояния. Это помогает психологу адаптировать свой подход и методы работы, чтобы достичь наилучших результатов.
  2. Объективность: каждая шкала «Настроение», «Самочувствие», «Активность» предлагает объективную систему измерения психоэмоциональных состояний, что помогает психологам избежать субъективных оценок и предубеждений.
  3. Конкретность: шкалы предоставляют конкретные категории и описания психоэмоциональных состояний, что упрощает понимание и коммуникацию с клиентами.
  4. Инструмент для развития: шкалы могут быть использована не только для прогнозирования психоэмоционального состояния и поведения, но и для развития клиента. Психолог может помочь клиенту осознать его эмоциональные состояния, идентифицировать проблемные области и разработать стратегии для их преодоления и использовать в обычной жизни.

Шкалы «Настроения — Самочувствия — Активности» — это простой, но действенный инструмент, помогающий психологу определить подъемы и спады психоэмоционального состояния человека, возможные стрессовые факторы и триггеры и подобрать индивидуальный подход и методы в работе с каждым клиентом.

Литература:

  1. Крюкова С. В., Слободяник Н. П., Коррекционно-развивающая программа «Я учусь владеть собой», — Москва, 2007.
  2. Куликов Л. В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2004. — 464 с.
  3. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А. В. Запорожца, Л. З. Неверович., — М, Просвещение, 2004.
  4. Семенова Е. М. Тренинг эмоциональной устойчивости. — М.: Психотерапия, 2006. — 256 с.
  5. Смирнова Е. Е. Познаю себя и учусь управлять собой. Программа уроков психологии для младших подростков (10–12 лет), -М.: Генезис, 2007, — 216 с.
  6. Тест дифференцированной самооценки функционального состояния / Доскин В. А., Лаврентьева Н. А., Мирошников М. П., Шарай В. Б.// Вопросы психологии. -1973, -№ 6 –с.141–145
  7. Шиманская В. А. Где живут эмоции? -М.: Манн, Иванов и Фербер, 2021 г.
Основные термины (генерируются автоматически): психоэмоциональное состояние, настроение, методика САН, шкала, клиент, психолог, Самочувствие, индивидуальный подход, психологическая практика, психологическая работа.


Похожие статьи

Психофизиологические характеристики индивидуума как группа факторов его личной безопасности

В статье рассматриваются психофизиологические характеристики индивидуума как важная группа факторов, влияющих на его личную безопасность. Исследование посвящено анализу того, как особенности психофизиологии, включая уровень стресса, когнитивные спосо...

Влияние психологического климата в семье на психическое здоровье ребенка

Тема, рассмотренная в моей работе по своей актуальности заслуживает внимания не только специалистов в области психологии, педагогики, но и, прежде всего, родителей, воспитателей детских дошкольных учреждений. С каждым годом возрастает количество дете...

Влияние типологических свойств высшей нервной деятельности человека на уровень личностной тревожности студентов

В данной статье приведены результаты исследования зависимости личностной тревожности от типологических свойств высшей нервной деятельности студентов-медиков. В современном мире, когда на каждого человека обрушивается множество стрессогенных ситуаций ...

Развитие эмоционального интеллекта как условие психологической безопасности личности студента колледжа

В современном мире защита и поддержание безопасного состояния личности является одной из важных проблем в психологии, так как непосредственно связана с благополучием и стабильностью жизнедеятельности людей в целом. Эмоциональная безопасность обеспечи...

Влияние факторов образа жизни на состояние здоровья подростков

Значительную роль в формировании различных заболеваний играет образ жизни, который ведут подростки. Наиболее значимой для формирования здоровья является медицинская активность, так как она включает все виды деятельности, оказывающие самое непосредств...

Влияние уровня тревожности личности на психологическое и соматическое здоровье младших школьников

В статье раскрывается природа и особенности понятий «тревожность младшего школьника», «психологическое здоровье младшего школьника», «соматическое здоровье младшего школьника». Большое внимание уделено особенностям влияния уровня школьной тревожности...

Нервная анорексия у подростков

Данная статья освещает важную в настоящий момент проблему расстройств пищевого поведения (РПП) у детей подросткового возраста. Понятие «пищевое поведение» обозначает ценностное отношение к еде и её употреблению. Отношение к пище ориентировано на обр...

Развитие произвольного внимания у младших школьников

В статье раскрывается актуальная и значимая на сегодняшний день тема развития произвольного внимания у детей младшего школьного возраста. В рамках данной темы, также рассматриваются вопросы: что такое произвольное внимание, какова его структура, виды...

Связь тревожности и учебной мотивации в младшем школьном возрасте

Статья посвящена теоретическому обоснованию связи тревожности и учебной мотивации в младшем школьном возрасте. На основе анализа психолого-педагогической литературы было установлено, что тревожность у младших школьников имеет свои особенности, которы...

Сравнительный анализ особенностей развития и формирования учебной мотивации у младших школьников с задержкой психического развития и их сверстников с нормальным развитием

В статье приводятся результаты сравнительного анализа особенностей развития учебной мотивации у младших школьников с задержкой психического развития и их сверстников с нормальным развитием. Сравнивается содержание (направленность) и состояние (уровен...

Похожие статьи

Психофизиологические характеристики индивидуума как группа факторов его личной безопасности

В статье рассматриваются психофизиологические характеристики индивидуума как важная группа факторов, влияющих на его личную безопасность. Исследование посвящено анализу того, как особенности психофизиологии, включая уровень стресса, когнитивные спосо...

Влияние психологического климата в семье на психическое здоровье ребенка

Тема, рассмотренная в моей работе по своей актуальности заслуживает внимания не только специалистов в области психологии, педагогики, но и, прежде всего, родителей, воспитателей детских дошкольных учреждений. С каждым годом возрастает количество дете...

Влияние типологических свойств высшей нервной деятельности человека на уровень личностной тревожности студентов

В данной статье приведены результаты исследования зависимости личностной тревожности от типологических свойств высшей нервной деятельности студентов-медиков. В современном мире, когда на каждого человека обрушивается множество стрессогенных ситуаций ...

Развитие эмоционального интеллекта как условие психологической безопасности личности студента колледжа

В современном мире защита и поддержание безопасного состояния личности является одной из важных проблем в психологии, так как непосредственно связана с благополучием и стабильностью жизнедеятельности людей в целом. Эмоциональная безопасность обеспечи...

Влияние факторов образа жизни на состояние здоровья подростков

Значительную роль в формировании различных заболеваний играет образ жизни, который ведут подростки. Наиболее значимой для формирования здоровья является медицинская активность, так как она включает все виды деятельности, оказывающие самое непосредств...

Влияние уровня тревожности личности на психологическое и соматическое здоровье младших школьников

В статье раскрывается природа и особенности понятий «тревожность младшего школьника», «психологическое здоровье младшего школьника», «соматическое здоровье младшего школьника». Большое внимание уделено особенностям влияния уровня школьной тревожности...

Нервная анорексия у подростков

Данная статья освещает важную в настоящий момент проблему расстройств пищевого поведения (РПП) у детей подросткового возраста. Понятие «пищевое поведение» обозначает ценностное отношение к еде и её употреблению. Отношение к пище ориентировано на обр...

Развитие произвольного внимания у младших школьников

В статье раскрывается актуальная и значимая на сегодняшний день тема развития произвольного внимания у детей младшего школьного возраста. В рамках данной темы, также рассматриваются вопросы: что такое произвольное внимание, какова его структура, виды...

Связь тревожности и учебной мотивации в младшем школьном возрасте

Статья посвящена теоретическому обоснованию связи тревожности и учебной мотивации в младшем школьном возрасте. На основе анализа психолого-педагогической литературы было установлено, что тревожность у младших школьников имеет свои особенности, которы...

Сравнительный анализ особенностей развития и формирования учебной мотивации у младших школьников с задержкой психического развития и их сверстников с нормальным развитием

В статье приводятся результаты сравнительного анализа особенностей развития учебной мотивации у младших школьников с задержкой психического развития и их сверстников с нормальным развитием. Сравнивается содержание (направленность) и состояние (уровен...

Задать вопрос