В статье автор исследует возможности и методы применения аутентичного песенного материала на занятиях иностранным языком.
Ключевые слова: иностранный язык, песенный материал, аутентичный песенный материал, занятие, песнь, песня.
В современной методике обучения иностранным языкам владение и процесс овладения иноязычной коммуникативной деятельностью квалифицируются как межкультурная коммуникация. К числу особенностей межкультурной коммуникации относится использование аутентичных материалов, которые специально не обработаны и отражают естественное языковое употребление. [1, c. 20–48]
Поскольку целью обучения иностранным языкам является не только приобретение знаний, формирование у обучающихся навыков и умений, но и усвоение ими сведений страноведческого, лингвострановедческого и культурно-эстетического характера, познание ценностей другой культуры, то при определении содержания обучения бесспорно возникает вопрос о культурном компоненте. Данный компонент включает в себя языковые и культурологические знания, а также навыки и умения речевого и неречевого поведения. [2, c. 6–17]
Комплексное достижение практических, образовательных и развивающих задач обучения возможно лишь при условии воздействия не только на сознание обучающихся, но и на их эмоциональную сферу. Одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции является музыка. [3]
Песня является действительным инструментом, который активизирует мыслительную деятельность детей, позволяет сделать процесс обучения привлекательным и интересным, доставляет учащимся эстетическое наслаждение, и на основе этого считается большим мотивирующим компонентом в процессе овладения иностранным языком. [4, c. 494–496]
По мнению А. А. Леонтьева эстетическая мотивация, которую создаёт песенный материал, непременно должна быть представлена в учебном процессе наряду с коммуникативной, познавательной и игровой. Всё вышеперечисленное составляет, в своей взаимосвязи, мотивацию обучения.
Песня на занятии иностранным языком способна не только вызвать больший интерес, но и является фактором, способствующим созданию благоприятной и радостной атмосферы, способствующей развитию детей.
При рассмотрении процесса обучения иностранному языку правильнее говорить не просто о песнях, а о песенных материалах. Данный термин более корректен при использовании песни в качестве учебного материала для овладения различными аспектами языка и видами речевой деятельности.
Песни в качестве учебного материала при обучении иностранному языку реализуют обучающую, образовательную и развивающую функции.
Песни имеют обучающую функцию, поскольку они являются средством более прочного усвоения лексического материала и расширения потенциального словаря учащихся. Они способствуют совершенствованию навыков иноязычного произношения, в них лучше усваиваются и активизируются грамматические конструкции.
В песнях часто встречаются имена собственные и реалии стран изучаемого языка, что способствует реализации образовательной функции в процессе обучения и формированию социокультурной компетенции обучаемых.
Песни выполняют развивающую функцию, так как способствуют эстетическому воспитанию учащихся, раскрытию их творческих способностей и развитию у них музыкального слуха. [5, c. 1168–1170]
Использование стихотворно-песенного материала на занятии по иностранному языку полностью отвечает требованиям современности, когда иностранный язык изучается в неразрывной связи с культурой страны.
С другой стороны, пение песен и чтение стихов является расширением коммуникативной компетенции и творческих способностей, а также одним из самых эффективных средств обучения иностранному языку. Эмоции и впечатления, полученные во время прочтения стихотворения или пения песни, становятся прожитым жизненным опытом, который преобразуется в знание, что в свою очередь стимулирует мотивацию.
Стихи и песни учат детей выражать свои чувства и доносить их до остальных, развивать фантазию и творческие способности каждого, приучая их работать в коллективе. Умение и умеренное сочетание иностранного слова с музыкой особенно сильно воздействует на эмоциональный мир ребёнка, будит мысль, воображение, способствует лучшему запоминанию материала.
Музыка и пение оказывают неоценимую помощь в изучении иностранного языка. Песня на занятиях иностранным языком может использоваться в самых разных целях: для пополнения словарного запаса, отработки речевых навыков, а также для ознакомления детей с элементами культуры страны изучаемого языка. [6]
Общение на иностранном языке должно быть мотивированным и целенаправленным. Необходимо создать у ребёнка положительную психологическую установку на иноязычную речь. Способом создания такой положительной мотивации является песня.
Возможности использования песенных материалов весьма разнообразны:
– для фонетической зарядки;
– для более прочного закрепления лексики;
– для проведения физкультминуток;
– для релаксации.
При подборе песен нужно придерживаться некоторых принципов:
- песня должна быть аутентичной;
- должна соответствовать интересам и возрасту детей.
Если будут соблюдены эти принципы, то эффективность в использовании песен будет очень высока. В песне представляет интерес не только текст, но и сама музыка, которая создаёт благоприятную атмосферу в группе, стимулирует воображение ребёнка.
Изучение теоретических источников по использованию песенного материала с детьми на занятиях по иностранному языку позволили нам выделить следующие рекомендации по организации данного вида деятельности в дошкольном возрасте:
– учёт особенностей развития детей и уровень освоения ими иностранного языка;
– применять разнообразный по темам и содержанию песенный материал;
– особое внимание уделять наличию в отобранном материале лингвострановедческого компонента;
– устанавливать взаимодействие между членами педагогического коллектива, родителями детей.
– создать условия для максимальной активности детей на этапах подготовки и исполнения песен, а также сотрудничества детей друг с другом. [7, c.65–78]
– На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что изучение иностранного языка с помощью песен способствует развитию навыков речи, даёт возможность овладеть звуковой системой языка: его фонемным составом, ритмом, интонацией.
– Песни развивают эстетическую сторону личности, ориентируют воспитанников на высказывание собственного мнения, своего отношения к услышанному.
– Кроме того, они обогащают лексический запас учащихся, оживляют преподавание, развивают чувство прекрасного, вызывая положительные эмоции, служат лучшему усвоению культуры стран изучаемого языка.
– Также понимание методики работы над иноязычной песней помогает обучающим иностранному языку в организации занятий и способствует повышению их мастерства.
– Влияние песни на эмоциональную сторону личности и на формирование чувства прекрасного способствует развитию мотивации к знакомству с иностранным языком. Благодаря песенному материалу занятия становятся интересней и разнообразней, а ритмичность песни и частое повторение одних и тех же фраз способствует быстрому и лёгкому усвоению материала.
Литература:
1. Ерыкина, М. А. Методика интеграции аутентичного песенного материала в систему средств обучения иностранному языку: специальность 13.00.22 «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)»: диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук / Ерыкина Мария Андреевна; Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова. — Москва, 2017. — 235 c. — Текст: непосредственный.
2. Тронина, А. Ю. Лингвокультурологический компонент в дистанционном обучении иностранному языку / А. Ю. Тронина. — Текст: электронный // MyUniverCity: [сайт].—
3. URL:https://www.myunivercity.ru/Иностранные_языки/Лингвокультурологический_компонент_в_дистанционном_обучении/63233_1379241_страница1.html (дата обращения: 03.10.2023).
4. Дэвид, Робсон Почему музыка так сильно влияет на наши эмоции / Робсон Дэвид. — Текст: электронный // BBC NEWS: Русская служба: [сайт]. — URL:https://www.bbc.com/russian/science/2015/10/151008_vert_fut_why_music_has_hotline_to_our_emotions (дата обращения: 03.10.2023).
5. Карамышева, Т. А. Музыка как средство эмоционального воздействия при обучении иностранному языку / Т. А. Карамышева, С. А. Волкова. — Текст: непосредственный // Молодой учёный. — 2017. — № 5. — С. 494–496.
6. Сайфуллаева, У. У. Использование песен и ролевых игр в обучении иностранному языку / У. У. Сайфуллаева. — Текст: непосредственный // Молодой учёный. — 2016. — № 8. — С. 1168–1170.
7. Пашкеева, И. Ю. Использование песен в обучении иностранному языку / И. Ю. Пашкеева. — Текст: электронный // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка»: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-pesen-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku/viewer (дата обращения: 13.09.2023).
8. Футерман, З. Я. Иностранный язык в детском саду: Вопросы теории и практики / З. Я. Футерман. — Киев: Радянська школа, 1984. — 144 c. — Текст: непосредственный.