В данной статье рассматривается проблема восприятия детьми различных видов сказок. Авторы обращают внимание на то, почему сказки могут использоваться в качестве трансляторов ценностей для подрастающего поколения.
Ключевые слова: сказка, воспитание личности, ценности.
Проблема восприятия художественной литературы является актуальной в свете возрастающей роли искусства в формировании духовной культуры современного человека. Воспитательные возможности литературы огромны. Велика роль художественной литературы в формировании творческой, всесторонне и гармонично развитой личности.
Во все времена изучение литературной классики оказывало неоценимое влияние на формирование мировоззрения подрастающего поколения. Психологические вопросы восприятия и понимания детьми литературных произведений активно изучались педагогами и психологами последних столетий. Следует отметить, что многие писатели, поэты, педагоги подчеркивают большое их воспитательное значение для детей разного возраста.
Восприятие литературы исследовались психологами в следующих основных направлениях. Большинство работ относится к изучению понимания детьми разного возраста различных видов литературных произведений: рассказа, сказки, басни (работы Д. М. Арановской, Е. Н. Гопфенагуз, А. И. Липкиной, Л. С. Славиной). В других исследованиях (О. И. Никифоровой, Т. В. Рубцовой, Н. В. Яшковой) были выделены различные типы и уровни понимания школьниками образов литературных героев и мотивов их поведения.
Сказка зачастую становится первой книгой ребенка. С самого раннего возраста дети знакомятся со сказками, которые являются неотъемлемой частью их культурного и образовательного опыта. Сказки являются одним из наиболее эффективных инструментов передачи ценностей, моральных установок и культурных традиций
Сказочное повествование затрагивает все стороны личности ребенка: мышление, воображение, эмоции, поведение. Творческое восприятие художественных героев приобретает яркую, эмоциональную окраску. Книга вводит ребенка в мир человеческих чувств и отношений, мыслей и характеров [2].
Вначале малышу интересно слушать чтение взрослого и рассматривать иллюстрации. Поначалу ребенок проявляет интерес к картинке, со временем у него возникает интерес к тексту. Сказки становятся необходимостью так же, как игра. Слушая или самостоятельно прочитывая сказку, ребенок учится воображать, входить в роль разных персонажей. Он получает определенный опыт, который приобретается не вследствие нравоучений и морализации со стороны взрослых, а в процессе восприятия сказочного текста, проживания и переработки ее нравственного урока.
С поступлением в школу ребенку предъявляются новые требования к восприятию. В течение первых лет обучения в школе внимание детей еще неустойчиво. В первом–втором классах устойчивость внимания выше при выполнении наружных действий и ниже при выполнении умственных действий, поэтому в работе с учащимися данного возраста уместно сочетать умственные занятия с рисованием, составлением схем, драматизацией, в том числе, и при изучении сказочных литературных произведений.
Мы провели исследование, где узнали, как же дети воспринимают различные сказки. Для этого нами были рассказаны и прочитаны детям 3 сказки, после чего мы задавали детям уточняющие вопросы, с целью более углублено понимания ими услышанного.
Также после того, как дети познакомились со сказками, можно сделать вывод, который будет основываться на том, что же плохого или хорошего можно выделить из того же эксперимента.
Рис. 1. Как усваивается смысл сказок при чтении
Итак, при выразительном чтении детям трёх классов (1 «А», «Б», «В») мы поняли, что сказки, которые рассчитаны на более чем 5 минут повествования, становятся менее интересными, чем сказки, где события развиваются быстрее. Также, необходимо учитывать увлекательность сюжета самой сказки, ее смысл и посыл, для того чтобы дети начальной школы усваивали смысл и интересность данной сказки или рассказа.
Исходя из этого, мы хотели бы упомянуть, что дети часто не могут спокойно и отчетливо ответить на вопросы, заданные нами. Причина тому: выкрикивание варианта ответа без поднятия руки. Из-за этого ребята теряют свой изначальный, четкий ответ и получается путаница. Дети подвергаются стрессу, они боятся, что не успеют ответить или же их идею озвучит другой человек из класса.
Важно упомянуть и хорошие стороны нашего исследования.
Дети с радостью принимают информацию, быстро ее усваивают и внимательно слушают сказку. Важно отметить, что это достаточно интересный опыт и для самих ребят, ведь они общаются и знакомятся с новыми лицами, развивая свой слух, открытость и внимательность.
Они часто имеют много вариантов ответа, что говорит о хорошем воображении и фантазии. Бывали случаи, когда один человек отвечал несколько раз, выдавая новые формулировки ответа на сам вопрос, что не может не радовать.
Также, исходя из основной темы исследования, после анализа самих сказок и ответов детей на заданные нами вопросы, мы вычленили главные ценности каждой из сказок. Важно понять, что ценности непрерывно связаны с ответами учащихся, так как все ценности исходят из посыла сказать, соответственно, все взаимосвязано.
Литература:
- Зеленкова Т. В. Функционально-статистический анализ сказок, сочиненных детьми // Вопросы психологии. — 2001. — № 6.
- Лободина Н. В. Чтение 1–4 классы. Тексты для проверки техники и выразительности чтения / Н. В. Лободина. — Волгоград: Учитель, 2008. — 89 с.
- Марьенко И. С. Нравственное становление личности. — М., 1995–210 с.