Статья посвящена исследованию влияния традиционных народных росписей на развитие графомоторных навыков учащихся младшего школьного возраста. Автор даёт практические рекомендации для повышения уровня графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста.
Ключевые слова: графомоторные навыки, народная роспись.
Актуальность развития графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста объясняется тем, что в настоящее время с развитием компьютерных технологий всё меньше внимания уделяется формированию у школьников мелкой моторики пальцев и кистей рук. В свою очередь, это отрицательно сказывается на овладении ими письменной речью, точными мелкими движениями, а также на их интеллектуально-личностном развитии в целом.
Формирование графомоторных навыков письма, по мнению специалистов и практиков, является процессом длительным и непростым. Отмечается, что графические навыки в младшем школьном возрасте вырабатываются в процессе длительных упражнений. В ходе многочисленных упражнений по отработке и закреплению навыка он совершенствуется и достигает автоматизма.
Для того, чтобы научиться хорошо и красиво писать, ребенку необходимо овладеть элементарными графическими действиями, в развитии которых отлично помогает декоративная роспись.
Развивать графомоторные навыки лучше всего посредством народных росписей, так как ребенок больше устает, рисуя карандашом или ручкой.
Карандаш — твердый инструмент, при работе с ним рука чувствует сопротивление материала. Кисть — мягкая, рисование ею не требует сильного нажима, сопротивление материала незначительное. Это снимает напряжение руки, она меньше устает. Такое обучение положительно влияет на развитие навыков.
Исследование сформированности графомоторных навыков детей младшего школьного возраста было проведено на базе МБОУДО «Дворец детского и юношеского творчества» города Пензы. За основу взята дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Живые ремесла» художественной направленности, модуль «Роспись». По данному модулю учащиеся изучают традиционные народные росписи.
В исследовании приняли участие 30 человек, учащиеся начальной школы. 15 человек (группа 1) занимались по программе «Живые ремесла» и 15 человек (группа 2) — не занимались по данной программе.
Гипотезой выступило предположение о том, что у учащихся, занимающихся традиционной росписью, наблюдается более высокий уровень развития графомоторных навыков, по сравнению с учащимися, не занимающимися по данной программе.
Таблица 1
Диагностика уровня развития графомоторных навыков у учащихся начальной школы
Исследование возможностей обводки |
Исследование возможностей штриховки |
Исследование возможностей копирования |
Исследование самостоятельного рисования |
Итого |
||||||
Группа 1 |
Группа 2 |
Группа 1 |
Группа 2 |
Группа 1 |
Группа 2 |
Группа 1 |
Группа 2 |
Группа 1 |
Группа 2 |
|
Среднее значение |
12,13 |
8,33 |
7,6 |
5,67 |
11,4 |
7,73 |
6,2 |
5,13 |
37,33 |
26,87 |
Рис. 1. Уровень развития графомоторных навыков учащихся
Для оценки достоверности различий полученных данных по параметру «Исследование возможностей обводки», «Исследование возможностей штриховки», «Исследование возможностей копирования», «Самостоятельное рисование» нами использовался метод математической статистики t-критерий Стьюдента. Различия данных испытуемых группы 1 и группы 2 по всем параметрам носит статистически достоверный характер с вероятностью погрешности р=0,01.
Количественные значения уровня развития графомоторных навыков испытуемых группы 1 и группы 2 относятся к средним показателям, однако у испытуемых группы 1 наблюдается выраженная тенденция к диапазону «выше среднего».
По результатам проведённой работы можно сделать вывод о том, что выявленные различия итоговых данных испытуемых группы 1 и группы 2 носит статистически достоверный характер с вероятностью погрешности р=0,01.
Таким образом, выдвигаемая гипотеза нашла своё подтверждение. У учащихся, занимающихся по дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Живые ремесла» художественной направленности действительно наблюдается более высокий уровень развития графомоторных навыков, по сравнению с учащимися, не занимающимися по данной программе. Причём различия носят статистически достоверный характер.
Для повышения и развития графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста предлагаются следующие практические рекомендации:
- На этапе проведения диагностической работы и в последующем на занятиях рекомендуется индивидуальная работа с каждым ребенком.
- Отрабатывать элементы росписи в творческих заданиях:
— нарисовать эскиз ткани для платья, используя мотивы Хохломы;
— изобразить букет, составленный из городецких цветов и ягод;
— нарисовать сказочный лес, используя элементы и колорит росписи;
— нарисовать животного используя элементы росписи и т. д.
- Расписывать не только привычные деревянные дощечки или деревянную посуду, а предметы окружающие быт ребят: компьютерные мышки, расчески, рамки для фото, линейки, пеналы, чехлы для сотовых телефонов и многое другое.
- Все упражнения следует применять по принципу последовательности, а именно с постепенным усложнением. Важно построить доверительные отношения с обучающимся и делать упор на положительный эмоциональный фон.
- С учетом индивидуальных особенностей обучающихся младшего школьного возраста следует придерживаться структуры занятия и не забывать использовать здоровьесберегающие технологии (зрительная гимнастика и физкультминутка).
Процесс овладения графомоторной деятельностью является довольно трудоёмким для ребёнка. Занятия росписью позволять не только развить графомоторные навыки, но и с удовольствием провести время.
Поэтому регулярная и систематическая работа ребенка на занятиях просто необходима.
Литература:
- Выготский Л. С. Воображение и творчество: Психол. очерк. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 1991. — 93 с.
- Рондели Л. Д. Народное декоративно-прикладное искусство. — М.: Просвещение, 1984. — 144 с.
- Федотов Г. Я. Большая энциклопедия ремесел. — М.: Эксмо, 2008. — 628 с.