В данной статье авторы делятся опытом реализации проекта «Образовательный интенсив «МедиаСтарт», который был проведен на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества» (г. Пенза). Проект направлен на развитие навыков и знаний учащихся в сфере медикоммуникаций, а также на поддержку талантливой молодежи и стимулирование их интереса к данной области.
Ключевые слова: медиакоммуникации, интенсивное обучение, образовательный интенсив, медиаинтенсив.
Согласно Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года совершенствование сферы медиакоммуникаций должно стать одним из приоритетных направлений современного образования [1, с. 10]. В школах начали активно создаваться медиаплощадки, где учащиеся могут попробовать себя в роли авторов контента, но в настоящее время в сфере школьных медиа в Пензенской области есть ряд проблем:
— у участников школьных медиа- и пресс-центров нет необходимой базы знаний и умений для создания качественного продукта, деятельность ограничивается информированием о событиях;
— в образовательных учреждениях не хватает специалистов, готовых стать наставниками и помочь обучающимся в создании собственного продукта;
— недостаточная освещенность деятельности школьных медиа- и пресс-центров, из-за чего многие учащиеся школ не знакомы с тем, чем занимаются школьные юнкоры.
Последние опросы онлайн-школы SkySmart [3] показывают, что одной из приоритетных сфер для выбора специальности у школьников, является сфера медиакоммуникаций, что подтверждает и атлас новых профессий, где в каждой из профессиональных ниш так или иначе требуется умение работать с информацией, знание основ работы с контентом и PR-технологиями. Кроме того, для современных детей медиасреда становится местом не только для развлечений и учебы, но и площадкой для творческой самореализации: дети пробуют вести блоги, снимать ролики, создают онлайн-сообщества.
Проанализировав свою деятельность в соответствии с требованиями актуальных нормативно-правовых документов, мы пришли к тому, что одним из эффективных форматов, соответствующих новым вызовам системы дополнительного образования, является образовательный интенсив.
Интенсивное обучение — это передача учащимся большого объёма учебной информации на основе интенсивных технологий обучения при временном ограничении обучения и без снижения требований к качеству формируемых знаний [4, с. 187]. Главной задачей интенсива является обеспечение «шага развития» для учащихся, инициация интеллектуальной активности, развитие творческого мышления, рефлексии, понимания. В фокусе внимания — одна глобальная тема (в нашем случае — медиатехнологии).
Основные компоненты интенсивного обучения:
— базовая образовательная задача и/или интрига программы;
— аналитический процесс: реконструкция социокультурного объекта;
— игровой процесс: реконструкция деятельности и позиций в ней;
— пробно-практический процесс;
— индивидуальное сопровождение
— досуг — событийное и знаково-символическое подкрепление
— пространство для полностью самостоятельных действий учащихся: продуктивных и коммуникативных [2, с. 6].
Рассмотрим инвариантную модель, которую можно применять при планировании интенсивного обучения.
Шаг 1. Игровой процесс. В ходе него происходит реконструкция «карты интересующей сферы» или интересного участникам типа задач.
Шаг 2. Процесс освоения материала (предметное знакомство с интересующей сферой) — в ходе интерактивных лекций, экскурсий, стажировок.
Шаг 3. Постановка участниками конкретных задач и их решение.
Кратко рассмотрим этапы реализации нашего проекта.
Подготовительный этап. На подготовительном этапе нашего проекта необходимо было договориться со школой-партнером, продумать содержание интенсива, разработать положение мероприятия и т. д.
Изначально мы выбрали формат выездного медиаинтенсива. Планировалось, что мы будем реализовывать его на базе школы-партнера, которой стала МБОУ СОШ № 7. Однако на этапе обсуждения мы столкнулись с определенными техническими проблемами: не было кабинетов для реализации проекта, не хватало оборудования. Необходимо было поменять формат интенсива, и мы пришли к формату трехдневного образовательного медиа-интенсива на базе Дворца детского (юношеского) творчества г. Пензы.
Наш проект имеет личностно-ориентированный характер, то есть идёт «от ребенка», от его потребностей. Мы провели анкетирование среди участников, чтобы узнать, кто из ребят уже имел опыт в данной сфере. Анкетирование показало, что большая часть (80 %) участников уже имеет базовые знания в данной сфере. Мы пришли к выводу, что аудитория, с которой будем работать, полностью соответствует уровню материала, который мы запланировали осветить.
Основной этап. В течение трех дней ребята участвовали в лекциях и мастер-классах с включением большого количества практических заданий. Конечным результатом было создание лонгрида — формата подачи материала, объединяющего различные типы контента.
Кратко расскажем о самых интересных приемах и методах, которые мы использовали в работе.
Образовательный интенсив «МедиаСтарт» основан на сочетании и комбинировании различных методов обучения: наглядных (демонстрация таблицы «Целевая аудитория», плана-схемы бренда в интерактивной лекции «Персональный бренд»), словесных (вступительная беседа о интересах в тренинге на знакомство, выступающая в качестве мотивационной; дискуссия о важности правильного оформления контента в лекции «Медиа и СМИ»), практических (выполнение упражнений в процессе каждой лекции или после неё: практикум «Фотосессия», создание статей о музеях в процессе решения творческих кейсов «Музей как рассказчик»), а также игровых (создание воображаемой ситуации («Разработайте бренд собственного образовательного учреждения и представьте его»), вхождение в роль (журналиста, оператора, фотографа и др.)). Комбинация этих методов обучения позволяет учащимся, с одной стороны, понять, для какой конкретной деятельности им будут необходимы те или иные знания, а с другой — повысить медиакомпетентность через практическую деятельность, сразу же применить эти знания на практике.
Каждая часть интенсива была направлена на мотивацию детей к самостоятельной креативной деятельности (с помощью деления на творческие группы, выбора тайм-кипера (того, кто следит за соблюдением времени) и др. ролей в команде, мозговых штурмов и др.), что и являлось одной из основных задач. В данном случае роль педагогов, помимо проведения лекции и мастер-классов, координирующая.
Участники интенсива «МедиаСтарт» значительно повысили уровень медиакомпетентности, развили 4К-компетенции (критическое мышление, креативность, коммуникативность, кооперирование). В ходе практики было выполнено несколько творческих работ, таких как создание персонального бренда образовательного учреждения, написание статей о музеях МБОУДО «Дворец детского (юношеского) творчества» г. Пензы, проведение фотосессии с участниками креативных групп, создание лонгридов на социально значимые темы. Творческие продукты были опубликованы в социальных сетях образовательного учреждения.
Заключительный этап. После интенсива участникам было предложено заполнить анкету в гугл-форме, с помощью которой мы смогли отследить полученные результаты интенсива и соотнести их с ожидаемыми результатами.
Участникам были заданы следующие вопросы:
- Какая деятельность в рамках интенсива понравилась тебе больше всего?
- Какие знания, умения и навыки, полученные в ходе интенсива, пригодятся тебе в дальнейшей деятельности? и др.
Мы получили обратную связь в виде положительных отзывов и развернутых ответов, по которым можно судить, что задачи образовательного интенсива были выполнены.
По итогам все участники получили сертификаты об успешном прохождении образовательного интенсива «МедиаСтарт».
В перспективе мы бы хотели проводить образовательный интенсив «МедиаСтарт» постоянно, подстраивая формы работы под разные аудитории, разный возраст детей и разные образовательные потребности в данной сфере.
Проект награждён дипломом лауреата II степени XXVI научно-практической конференции педагогических работников города Пензы, дипломом II степени Всероссийского конкурса образовательных практик по обновлению содержания и технологий дополнительного образования Всероссийского центра развития художественного творчества.
Таким образом, образовательный интенсив является эффективным универсальным форматом организации образовательной деятельности, так как:
— позволяет достичь весомых результатов за короткий срок без потери качества процесса обучения;
— даёт педагогу дополнительного образования возможность апробировать новый материал;
— позволяет интегрировать новые образовательные технологии
— направлен на формирование учащимися персональной траектории развития (стать участником школьного медиацентра/писать заметки в школьной газете/вести школьный блог и т. д.)
— подходит для любой направленности дополнительного образования и других видов образования.
Литература:
- Акт правительства Российской Федерации «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года» от 31.03.2022 № 678-р // Официальный интернет-портал правовой информации. — 2022 г.
- Интенсивное обучение: технологии организации образовательного процесса: практ. рук. / И. В. Шеститко [и др.]; рец. О. В. Клезович. — Светлая Роща: ИППК МЧС Респ. Беларусь, 2014. — 136 с.
- Исследование: каждый пятый школьник хочет работать в сфере IT // Газета педагогов URL: https://gazeta-pedagogov.ru/issledovanie-kazhdyj-pyatyj-shkolnik-hochet-rabotat-v-sfere-it/
- Мишин, А. Н. Интенсивное обучение и учебно-познавательная деятельность / А. Н. Мишин. — Текст: непосредственный // Актуальные задачи педагогики: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 187–190. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1410/