На обложке изображен Петр Яковлевич Чаадаев (1794–1856), русский философ, публицист.
Петр родился в семье дворян Чаадаевых, он был
младшим из двоих сыновей. Дети рано осиротели — отец умер через год после рождения
Петра, мать — через три года. Детей забрала старшая сестра матери, княжна
Анна Михайловна Щербатова, жившая в Москве в Серебряном переулке.
Опекуном детей стал дядя мальчиков, князь Д. М. Щербатов, в доме
которого юный Петр получил начальное образование.
В 1808 году Петр Чаадаев поступил в Московский
университет. Среди его учителей были историк права Федор Баузе, исследователь
рукописей Священного Писания Христиан-Фридрих Маттеи. Философ Иоганн Буле
называл Чаадаева любимым учеником.
В студенческие годы Чаадаев сблизился с А. С. Грибоедовым,
И. Д. Якушкиным, Н. И. Тургеневым.
В мае 1812 года братья Чаадаевы стали
лейб-прапорщиками в Семеновском полку. В 1813 году Петр Чаадаев перешел в Ахтырский
гусарский полк. В течение Отечественной войны 1812 года он участвовал в Бородинском
сражении, во взятии Парижа, был награжден орденом святой Анны и прусским
Железным крестом.
Еще в 1814 году Чаадаев входил в Петербургскую
Ложу Соединенных друзей, достиг сана «мастер». Философ быстро разочаровался в идее
тайных обществ, а позже и вовсе покинул соратников.
В 1816 году он был переведен корнетом в гусарский
лейб-гвардии полк, расквартированный в Царском селе. В 1817 году стал
адъютантом командира гвардейского корпуса генерал-адъютанта Васильчикова. Васильчиков
поручал Чаадаеву серьезные дела, например доклад Александру I о бунте в лейб-гвардии
Семеновского полка.
В 1819 году Александр Сергеевич Пушкин познакомился с Петром
Чаадаевым в доме Н. М. Карамзина и именно с ним сравнил
Евгения Онегина как настоящего денди: «Второй Чадаев, мой Евгений…»
В 1820 году Петр Чаадаев подал прошение об отставке, и уже
в следующем году был уволен со службы. Его отставка породила разные слухи
и легенды о причинах. Согласно официальной версии, Чаадаев, некогда
служивший в Семеновском полку, не вытерпел наказания своих близких
товарищей. По иным соображениям, философу претила мысль доносить на бывших
однополчан. В обществе же высказывались версии, что он слишком увлекся
своим гардеробом и опоздал на доклад к императору.
После ухода со службы он вступил в Северное
общество декабристов. Непосредственного участия в деятельности декабристов
Чаадаев не принимал, относясь к их идеологии сдержанно-скептически.
Летом 1823 года из-за ухудшения здоровья Петр Чаадаев
уехал в путешествие по Европе и побывал в Англии, Франции,
Швейцарии, Италии, Германии. Перед отъездом он разделил имущество с братом,
так как не планировал возвращаться в Россию.
Тем не менее, почувствовав себя еще хуже, вернулся в
1826 году, и сразу по приезде был арестован в Брест-Литовске по
подозрению в участии в деятельности декабристов. С Петра
Яковлевича взяли расписку о том, что он не состоял в тайных
обществах. Несмотря на то, что эта информация являлась заведомо ложной,
Чаадаева отпустили уже через 40 дней. Впрочем, в дальнейшем философ
негативно отзывался о восстании декабристов, утверждая, что их попытка
переворота отодвинула Россию на полвека назад.
Он поселился в Москве, бывая наездами и в
подмосковной деревне своей тетки, княжны А. М. Щербатовой в Дмитровском
уезде. Именно в этот период им были написаны «Философические письма», адресованные
Екатерине Пановой, которые с 1830 года стали в рукописном виде
распространяться в образованном обществе.
В 1836 году в журнале «Телескоп» было
опубликовано первое «Философическое письмо». В нем развенчивался культ
православия. Чаадаев писал, что религия русского народа, в отличие от
западного христианства, не освобождает людей от рабства, а, напротив,
порабощает. Это вызвало большой скандал и гнев императора Николая I. Журнал
был закрыт, издатель П. И. Надеждин сослан в Усть-Сысольск,
цензор А. В. Болдырев уволен со службы. Петр Чаадаев был вызван
к московскому обер-полицеймейстеру Л. М. Цынскому, который объявил
ему от имени правительства, что он официально считается сумасшедшим, находится
под домашним арестом, каждый день должен быть освидетельствован доктором и выходить
на прогулку один раз в день. Адресат этих писем, Екатерина Панова, также
была признана сумасшедшей и помещена в соответствующее учреждение. Даже
после освобождения из психиатрической больницы девушка не винила возлюбленного
в своем несчастье, продолжая до самой смерти искать с ним встречи.
Петр Яковлевич не ответил на ее письма.
Надзор был снят только 30 октября 1837 года с директивным
указанием императора Николая I «Освободить от медицинского надзора под условием
не сметь ничего писать». Петр Чаадаев имел право выходить на прогулки, но не
наносить визиты — он был обречен на одиночество, оставаясь «сумасшедшим».
В 1837 году Чаадаев нарушил обещание ничего не писать
и написал-таки статью «Апология сумасшедшего» (опубликованную посмертно),
ставшую, по некоторым отзывам, его самохарактеристикой и попыткой оправдания
перед правительством. Труд отвечал на обвинения в «негативном патриотизме»,
рассказывал о причинах отсталости русского народа. По его мнению, нация,
которая стремится почерпнуть лучшее из двух культур (восточной и западной) и при
этом не стать последователем ни одной из них, обречена на деградацию.
Весной 1856 года Петр Яковлевич Чаадаев умер от
воспаления легких в Москве. Похоронен на московском Донском кладбище.