В статье через призму компетентностного подхода рассмотрены вопросы, связанные с актуальностью профессионального самосовершенствования преподавателя высшей школы, основанной на учете потребностей студентов с нарушениями зрения, а также вызовов и основных трендов времени.
Ключевые слова: высшая школа, инклюзивное образование, нарушение зрения, высшее образование, инклюзивная компетентность, процесс обучения, ограниченные возможности здоровья.
Запросы современного рынка труда в конкурентоспособных специалистах, необходимость адаптации человека к часто меняющимся в производстве технологиям привели к выходу на первый план компетентностного подхода в образовании, который включает в себя общие принципы определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. Общий смысл всех этих принципов сводится к тому, чтобы представить содержание образования в виде дидактически адаптированного социального опыта решения познавательных, мировоззренческих, нравственных и иных проблем, а оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых на определённом этапе обучения.
Компетентность в данном подходе представляет собой многоплановую интегративную характеристику личности, которая, по мнению доктора педагогических наук К. М. Левитана, является комплексным личностным ресурсом, приобретаемым человеком в процессе практической деятельности, и обусловленным интериоризацией теоритического и практического опыта. Компетентность — это системная интеграция различных компетенций и личностных качеств.
Компетентность и связанное с ней понятие «компетенция» — совокупность знаний, умений, навыков в той или иной сфере — достаточно сложные многоплановые явления, на базе которых формируются новые термины, среди них — «профессиональная компетентность». Она предполагает на основе знаний и умений, практического опыта возможность конкурентоспособной личности успешно действовать в заданной профессиональной области. Одной из составляющих профессиональной компетентности является инклюзивная компетентность. Данная компетентность обуславливает способность преподавателя осуществлять профессиональные функции в процессе инклюзивного образования. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» инклюзивное образование трактуется как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Инклюзивное образование затрагивает различные уровни образования, в том числе и высшую школу.
Лица с ограниченными возможностями здоровья в процессе инклюзивного образования имеют право на определенные условия, в частности, на индивидуальный учебный план и адаптированную образовательную программу. Инклюзивное высшее образование, по мнению О. А. Денисовой и О. Л. Лехановой, требует соблюдения ряда условий:
- Обеспечение благоприятного микроклимата (архитектурная доступность, материально-техническое оснащение, возможность участия в общих внеурочных мероприятиях, привлечение волонтеров и аниматоров).
- Коррекция поведения учащихся в условиях вуза (приучение учащихся к самостоятельности).
- Развитие компенсаторных способностей человека с ограниченными возможностями здоровья.
- Формирование интеграционной среды (общие внеучебные мероприятия, в том числе творческие, оздоровительно-туристские, культурно-экскурсионные, создают оптимальные условия для интенсивной адаптации и интеграции учащихся с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) в среду сверстников с нормальным психофизическим развитием).
- Комплексное сопровождение лиц с ОВЗ (основными направлениями комплексного сопровождения образования студентов — лиц с ОВЗ являются: социально-психолого-педагогическое сопровождение в процессе обучения; психолого-педагогическое обеспечение работы преподавателей со студентом с ОВЗ; взаимодействие с родителями студента с ОВЗ).
- Шестое условие — разработка и внедрение алгоритмов включения и сопровождения лиц с ОВЗ в образовательном процессе вуза, предусматривающий ряд этапов: профориентационная работа на довузовском этапе, сбор данных для поступления в университет, подача документов, поступление в университет, адаптация к университету, сопровождение в процессе обучения, прохождение практик, профессиональная ориентация и трудоустройство.
- Дополнительные занятия и факультативы.
Таким образом, для успешного включения лиц с ОВЗ в образовательную среду вуза важны не только приспособленность учебной базы, но и социально-психологический аспект. Нехватка инклюзивных компетенций у преподавательского состава высшей школы, технического персонала и обычных студентов является причиной того, что в вузах учится гораздо меньше лиц с ОВЗ, чем могло быть, а многие абитуриенты осваивают программу до конца и покидают учебное заведение раньше положенного срока.
Исходя из этого, можно с уверенностью говорить, что исключительное значение здесь приобретает инклюзивная компетентность как компонент профессиональной компетентности преподавателя. Это достигнутый уровень сформированности социально-психологической составляющей (совокупность психологических качеств, способностей, социальных знаний и умений, способствующих активному взаимодействию с социумом, налаживанию контактов с различными группами и индивидами, активной социальной роли) и специальной составляющей, включающий мотивацию к работе в инклюзивном образовании и владения специальными навыками профессиональной деятельности.
К специальным навыкам профессиональной деятельности можно отнести:
— информационную готовность;
— применение и знание современных педагогических технологий;
— знание основ психологии и коррекционной педагогики;
— вариативность в процессе обучения;
— знание индивидуальных особенностей лиц с ОВЗ;
— осуществление профессионального взаимодействия, обучения и самообучения.
Говоря о содержании и структуре инклюзивной компетентности преподавателя высшей школы, можно выделить в ее структуре три компонента:
— мотивационно-ценностный (предполагает глубокую личностную заинтересованность, положительную направленность на осуществление педагогической деятельности);
— когнитивно-операционный (предусматривает самообразование, личностный и профессиональный рост);
— рефлексивно-оценочный.
В рамках вопроса формирования инклюзивной компетентности преподавателя высшей школы хотелось бы кратко на проблеме формирования данной компетентности специалиста, работающего с лицами, имеющими нарушения зрения. Готовность к осуществлению вузовского образования обучающихся предполагает знание основных положений, касающихся учебно-методического обеспечения высшего образования лиц с нарушениями зрения. С широким введением инклюзии и наличием соответствующих федеральных образовательных стандартов вуз должен уметь подготовить высококвалифицированного выпускника с инвалидностью по зрению, обладающего высоким уровнем компетенций, позволяющих ему быть конкурентоспособным в условиях современного рынка труда.
Учебно-методическое обеспечение образования учащихся с ОВЗ по зрению предполагает сочетание множества различных компонентов. Выделить главные и сделать другие второстепенными в данном вопросе не представляется возможным, так как только комплексный подход обеспечит эффективность образовательного процесса. Помимо учебно-методического обеспечения образования лиц с нарушениями зрения, нельзя не уделить внимания физической доступности образовательных организаций высшего образования. Физическая доступность зданий образовательных организаций и прилегающей территории для обучающихся достигается путем оснащения этих объектов системой тактильных, звуковых и цветовых ориентиров (направляющие поручни; таблички, выполненные рельефно-точечным шрифтом Л. Брайля; тактильная плитка; ограничители контрастного цвета и др.).
Учебно-методическое обеспечение в свою очередь предполагает информационную доступность, которая может быть достигнута путем создания следующих условий:
— включения в адаптированную основную профессиональную образовательную программу разделов и пунктов, таких как: «Особые социально-образовательные потребности студента — инвалида по зрению», «Специальные условия осуществления образовательной деятельности по адаптированной основной профессиональной образовательной программе для инвалидов по зрению».
— обеспечения библиотек образовательных организаций высшего образования литературой, изданной в специальных форматах для лиц с нарушениями функций зрительного анализатора (крупным шрифтом или рельефно-точечным шрифтом Л. Брайля и др.), из фондов специальных библиотек для инвалидов по зрению, запись аудиоучебников.
— создания в библиотеках вузов мест, оборудованных компьютерной тифлотехникой (брайлевский дисплей, брайлевский принтер и др.), а также компьютером со специальным программным обеспечением (Jaws, Nide, Lookout и др.);
— предоставления услуг ассистента (тьютора), оказывающего обучающимся с глубокими нарушениями зрения необходимую техническую помощь при работе с учебной литературой и в процессе литературно-технического оформления печатных работ (рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ и др.);
— использования преподавателями при проведении аудиторных занятий в учебных группах, в которых обучаются студенты с глубокими нарушениями зрения, только аудиальных методов обучения, т. е. полного отказа от использования мультимедийных презентаций;
— разработки и включения преподавателями в учебно-методические комплексы по читаемым учебным дисциплинам перечня заданий и учебных материалов, доступных для работы с ними при зрительных нарушениях;
— адаптации учебных порталов и официальных сайтов вузов и т. д.;
— работа над принятием внутривузовских нормативно-правовых актов для лиц с ОВЗ по зрению.
Отталкиваясь от определения современного общества, можно с уверенностью говорить о том, что ведущую роль в нем играют техника, наука и знания. Общественный прогресс естественным образом затрагивает и людей, имеющих нарушение зрения. Инклюзия в высшей школе уже не кажется чем-то неосуществимым. Однако успех включения лиц с ОВЗ в образовательную среду вуза зависит в первую очередь от специалистов, поэтому необходима разработка и апробация общих образовательных программ переподготовки профессорско-преподавательского состава вузов для обучения людей с ОВЗ, формирование их инклюзивной компетентности, основанной на учете реальных нужд студентов с нарушениями зрения, а также вызовов и основных трендов времени.
Литература:
- Денисова О. А., Леханова О. Л. Инклюзивное образование студентов с инвалидностью в региональном многопрофильном вузе на примере Череповецкого государственного университета // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 1. С. 119–129.
- Левитан К. М. Юридическая педагогика: учебник. — М.: Норма, 2008. -432 с.