В статье автор раскрывает специфику института Уполномоченного по правам человека в России, а также проводит сравнения данного института с применением и реализацией его в зарубежных странах.
Ключевые слова: уполномоченный, омбудсмен, права человека, защита прав человека, государственный механизм внесудебной защиты прав человека.
In the article, the author reveals the specifics of the institution of the Commissioner for Human Rights in Russia, and also compares this institution with its application and implementation in foreign countries.
Keywords: commissioner, ombudsman, human rights, human rights protection, State mechanism of extrajudicial protection of human rights.
За каждым человеком в мире от рождения признается совокупность естественных прав, среди которых: право на жизнь, право на свободу, право на равенство среди других людей, право на личную неприкосновенность и т. д. Естественные права даются человеку от природы, никто не может его лишить этих прав. Международное и отечественное законодательство закрепляют естественные права человека и ставят их под защиту.
На международном уровне права человека регламентируются документами, принятыми в рамках Организации Объединенных Наций. Так, в соответствии со ст. 3 Всеобщей декларации прав человека от 10.12.1948 г. каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность [1]. Помимо названной декларации был принят ряд документов международного характера, который защищает права человека в разных сферах жизни, например, Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 г. [2], Международный пакт о гражданских и политических правах от 16.12.1966 г. [3], Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. [4].
Совокупность вышеназванных международных документов определила права человека в качестве объекта защиты на международном уровне. При этом международное законодательство имеет приоритетное значение перед национальным, в том числе перед Конституцией РФ.
Государственные механизмы внесудебной защиты представляют собой деятельность государственных органов, помимо органов судебной системы, которые осуществляю охрану и защиту прав и свобод человека. Так, Уполномоченный по правам человека в РФ является одним из основных механизмов внесудебной защиты прав человека и гражданина.
Согласно со ст. 1 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26.02.1997 г. № 1-ФКЗ Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации — это должностное лицо, которое назначается в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами [6].
Орган специальной компетенции — Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации является довольно востребованным и эффективным с практической точки зрения. Так, только за первый квартал 2021 г. в адрес Уполномоченного поступило 10 323 обращений, за аналогичные периоды 2020 года 7 051 (+46 %), 2019 год — 8 725 (+18 %) [9]. Показатели прироста значительные, по сравнению с 2020 г. почти в половину.
Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан. Основной целью деятельности Уполномоченного по правам человека является контроль за соблюдением, уважением и не нарушением прав и свобод человека и гражданина именно государственными органами и органами местного самоуправления. В данном случае Уполномоченный выступает в качестве гаранта соблюдения гарантий защиты прав и свобод человека и гражданина со стороны государства. Если прокурор может пресекать нарушение прав организациями и гражданами, то Уполномоченный действует в структуре именно государства [10].
Ежегодно Уполномоченный по правам человека предоставляет развернутый доклад о своей деятельности и соблюдении или нарушениях прав и свобод человека и гражданина на заседании Государственной Думы. Уполномоченный является надзорным органом, который также, как и Прокуратура в лице прокурора может посещать государственные органы, требовать предоставить документы, отчетность, дать разъяснения и т. д. Однако, привлекать к ответственности за нарушение прав и свобод человека Уполномоченный не вправе. Если Уполномоченным установлено нарушение, он самостоятельно обращается в орган, который призван устранять нарушения и восстанавливать нарушенные права (прокуратура, суд).
Основным источником сведений о нарушенных правах и свободах человека и гражданина являются обращения самих граждан.
Также по результатам обобщения сведений, содержащихся в обращениях граждан, Уполномоченный по правам человека вправе направлять в различные органы рекомендации общего характера и обращаться к субъектам права законодательной инициативы с предложениями по совершенствованию законодательства [10].
В субъектах РФ также создаются должности уполномоченных по правам человека и должности специальных уполномоченных, чтобы данный институт мог работать на места и более тщательно проводить расследование нарушений прав и свобод человека и гражданина. Например, в Иркутской области также есть должность Уполномоченного по правам человека, им является — Семенова Светлана Николаевна [9].
Теперь необходимо отдельное внимание уделить сравнительному анализу института Уполномоченного по правам человека в РФ и в зарубежных странах. В большинстве стран мира должность Уполномоченного по правам человека именуется омбудсменом и данный институт защиты прав человека существует очень давно. Так, в США должность омбудсмена введена в 1967 г., во Франции в 1973 г., а в Швеции аж в 1809 г., в Испании такая должность не предусмотрена вовсе. В России же институт Уполномоченного по правам человека получил свое развитие только в 1991 г. после принятия и регламентации Верховным Советом РСФСР Постановления «О Декларации прав и свобод человека и гражданина» от 22.11.1991 г. № 1920–1 [7].
Примечательно, что в каждом государстве должность омбудсмена обладает абсолютно разными полномочиями и компетенциями. Например, в Чехии основные полномочия омбудсмена сводятся к защите прав человека в правоотношениях с чиновниками, любое пренебрежительное или невнимательное отношение данных субъектов может быть обжаловано омбудсмену. При этом, срок для подачи жалобы на то или иное правонарушение не должен превышать 1 год, то есть, жалоба может быть подана только в течение этого периода со дня, когда было совершено правонарушение либо гражданин узнал о своем нарушенном праве. В Чехии омбудсмен не может решать вопросы по жалобам о нарушении трудовых прав, защиты прав потребителей [8].
Во Франции к омбудсмену может обратиться любой человек или организация, проживающие или находящиеся на территории страны, необязательно обладать гражданством или регистрацией в данном государстве для защиты своих прав через данный субъект. Омбудсмен полномочен принимать решения по жалобам на нарушения функций администрации государства, местных органов власти, организаций социального обеспечения и поставщиков, связанных с предоставлением общественных услуг. Омбудсмен также правомочен вносить предложения по внесению изменений в законодательство Франции или по принятию новых законов и норм.
В США в каждом штате есть свой омбудсмен, также, как и в Российской Федерации в каждом субъекте. В США основная цель омбудсмена является защита прав граждан Америки, которая выражается в контроле за соблюдением федеральных законов, которые защищают от незаконных и необоснованных дискриминаций по признаку расы, цвету кожи, национальному происхождению, инвалидности, полу, религии, семейному положению и т. д. В США омбудсмен в защиту прав граждан подает иск в суд и оспаривает законность тех или иных действий граждан, организаций, органов и должностных лиц [8].
Таким образом, можно отметить, что институт Уполномоченного по правам человека в мире возник относительно давно и во многих странах явился шагом к реализации демократии в стране. За рубежом за редким исключением применяется формулировка «уполномоченный», в то время как практически весь мир именует Уполномоченного по правам человека «омбудсменом». Независимо от основных функций и полномочий омбудсмена в большинстве стран мира его основная цель и задача сводится к тому, чтобы защищать права человека и восстанавливать нарушенные права человека. Не беря во внимание относительную молодость института Уполномоченного по правам человека в РФ, он все же приобрел сегодня достаточно весомую популярность и одобрение, граждане нашей страны все чаще стали прибегать к защите своих нарушенных прав посредством именного этого института.
Литература:
- Всеобщая декларация прав человека: принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г. // Российская газета. — 1998.
- Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS № 005: принята в Риме 04.11.1950 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. — № 2.
- Международный пакт о гражданских и политических правах: принят Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН 16.12.1966 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. — 1976. — № 17.
- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах: принят Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН 19.12.1966 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. — 1976. — № 17.
- Конституция Российской Федерации: принята всенарод. голосованием 12 дек. 1993 г. // Российская газета. — 1993. — 25 дек.
- Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 г. № 1-ФКЗ: (ред. 09.11.2020) // Собрание законодательства РФ. — 1997. — № 9.
- О Декларации прав и свобод человека и гражданина: Постановление ВС РСФСР от 22.01.1991 г. № 1920–1 // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. — 1991. — № 52.
- Кушкян К. В. Роль института уполномоченного по правам человека в РФ и в зарубежных странах (в частности Испания, Чехия, Франция, США) / К. В. Кушкян. // Молодой ученый. — 2020. — № 44 (334). — С. 245–248.
- Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. События. Новости Уполномоченного. — URL: Уполномоченный по правам человека в РФ (ombudsmanrf.org) (дата обращения: 01.05.2022).
- Федорова О. В. Защита прав и свобод человека и гражданина. — М.: Юрлитинформ, 2019. — 152 с.