Искусство — это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. И чем он богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира…
Б. М. Теплов
Эпоха, время, общество — это неизменные факторы, которые всегда влияли и продолжают влиять на жизнь человека. Сегодня мир очень разнообразен и многогранен. Современные технологии и коммуникации стремительно развиваются с каждым годом, поток информации становится всё больше. Для того, чтобы идти в ногу со временем, в быстром ритме жизни, каждый из нас должен успевать осваивать новые навыки современного общества. В последнее десятилетие большое внимание уделялось экономическому и промышленному развитию, что положительно повлияло на общее развитие стран. Благодаря этому развитию в стране появились дополнительные рабочие места, и многие семьи улучшили свой социальный статус, работая и улучшая свою жизнь. К сожалению, на этом современном этапе развития был упущен вопрос духовно — нравственного развития и воспитания, она ушла в тень.
Духовно-нравственное состояние общества сегодня является одной из важнейших проблем, на которую стоит с тревогой и особой важностью обратить внимание. В повседневной жизни с данной проблемой мы сталкиваемся очень часто. Воспитывать духовно-нравственные качества становится все сложнее, и только объединив общий труд мы сможем сделать наш мир наполненным красотой и духовностью, а наших детей достойными гражданами наших государств. Главное значение в возрождении духовно-нравственных основ каждого народа имеет обращение к истокам, образование и воспитание. Нравственное воспитание личности ребёнка — одна из самых главных современных педагогических задач. Важным является, потому, что в жизни нашего общества всё более возрастает роль нравственных начал, расширяется сфера действия морального фактора. В то время как, нравственное воспитание является процессом, направленным на целостное формирование и развитие личности ребёнка, и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. Важно отметить, что сегодня, при очень тяжелой политической обстановке в мире, с Запада идет пропаганда вседозволенности и подмены ценностей. Мы должны нажать на все самые мощные рычаги, чтобы наше подрастающее поколение не попало под обманчивое влияние и не потеряло нравственные ценности.
На уроках изобразительного искусства созданы особые условия для развития духовно-нравственного воспитания. Искусствo в жизни воспитанника играет огромную роль. Именно в процессе творческой деятельности обучающийся раскрывает в себе возможности самопознавать и самоощущать себя, прислушиваться к себе и своим желаниям. Немаловаженeн и тот факт, что именно занятия творческой деятельностью развивают и подпитывают эмоциональную сферу у ребенка, развивают эмоциональный интеллект. Воспитанника, точно знающего cвои желания и ощущения очень тяжело подчинить, навязать ему что-либо, проецировать на нем отрицательные эмоции, потому что, это тот человек, который уже имеет свои духовно-нравственные ориентиры и может отличить ложное от настоящего. Занятия в творческих студиях, а также участия в различных проектах, помогают детям развивать и совершенствовать свои способности, реализовываться себя как личность, заявлять миру о себе и чувствовать себя частью этого мира, частью процесса, который работает на красоту.
Культура и вера каждого человека индивидуальны, однако если рассматривать эти понятия в широком смысле, то они означают процесс восхождения к нравственному идеалу, к тому высокому и недостижимому, что делает из индивида личность. Духовно-нравственное воспитание — это процесс содействия восхождению детей к нравственному идеалу через приобщение их к нравственным ценностям (добро, долг, верность, истинность, благодарность, отзывчивость, милосердие), пробуждение и развитие нравственных чувств (стыда, сострадания, долга, любви и веры); становление нравственной воли (способности служению добру и противостояние злу, терпения и терпимости, готовности к преодолению жизненных испытаний и противостоянию соблазнам, стремления к духовному совершенствованию); побуждение к нравственному поведению (послушание, служение Отечеству). Нравственные знания являются основой жизни человека в обществе. Ещё К. Д. Ушинский называл нравственность «золотой оправой образования». По моему мнению, именно нравственные знания определяют мировоззрение, деятельность, поведение и поступки людей.
В последние десятилетия в образовательной политике государства заметное место занимает проблема нравственного воспитания и духовных ориентиров молодого поколения России. Без укрепления духовных начал нашей жизни, её нравственных основ невозможно здоровое развитие российского общества. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым, объединенным процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно- исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.
Исходя из вышесказанного, хотелось бы выделить главную мысль — наша задача, как педагогов, воспитателей, заключается в развитии и воспитании в душе каждого воспитанника духовного начала, через развитие творческих направлений, а также психологическое раскрепощение детей через раскрытие индивидуальных способностей, через эмоциональный интеллект, посредством творческой деятельности.
На уроках искусства обучающиеся получают прежде всего духовно-нравственное воспитание через выполнение практических заданий (выполнение наброска, рисунка, плаката и т.д.) учащийся формирует в себе духовно-развитую уникальную личность, проводя анализ художественных произведений разных жанров и разных исторических эпох. Идеал духовно воспитанной личности устанавливает преподаватель. Преподаватель и является основным источником духовно-нравственного воспитания, т. к. он своей педагогической деятельностью указывает направление этого воспитания.
Принимая активное участие в творческих и театральных студиях, проектах, у ребёнка формируется умение правильно оценивать поступки персонажей, героев примиряя на себя их роли, формируется понимание хорошего и плохого, добра и зла, а также они учатся оценивать хорошие поступки, необходимые в жизни людей. Формируется представление о честности и справедливости, а также воспитывается отрицательное отношение к жестокости и хитрости.
Внеурочная деятельность по изобразительному искусству в Нахимовском военно-морском училище, направлена в первую очередь на патриотическое воспитание через подробное изучение исторических периодов и практическое воссоздание событий, как правило, в форме макета.
Так, например, воспитанниками был создан конкурсный проект: макет «Кольцо Блокады», посвящённый памяти событий блокады Ленинграда с созданием сопутствующего видеофильма.
Создавая данную проектную работу, учащиеся знакомились с архитектурой города довоенной эпохи, затем «строили» город блокадной эпохи, познавая при этом в сравнении ужасы войны.
В снятом и смонтированном учащимися фильме ими же написан художественный сюжет. Актерами тоже являлись учащиеся. Им удалось погрузиться в роль жителя блокадного города, в роль бойца, готового победить врага для спасения своей Родины.
Также на внеурочной деятельности учащиеся создали макет, состоящий из кубов, на которых расположены фотографии героев войны и указаны их подвиги. Все проектные практические работы ежегодно принимают участие в выставках разных уровней. Таким образом, можно сделать вывод, что на уроках искусства и во внеурочной деятельности по данной дисциплине обучающиеся получают метапредметные знания по истории, архитектуре, искусству, актерскому мастерству, стремясь при этом к созданию духовно-нравственного идеала и патриотически развиваясь под постоянным контролем преподавателя.
Литература:
- Логинова Н. В. Реализация программы духовно-нравственного воспитания как основы формирования культуры и ценностных ориентаций школьников // Профильная школа. 2011. № 5. С. 60–63.
- Кольцова И. Н., Бухарева Е. Б. Модуль духовно-нравственного воспитания старших дошкольников // Детский сад от А до Я. 2017. № 1. С. 19- 29.
- Буре Р. С. Когда обучение воспитывает: методическое пособие. СПб.: Детство-Пресс, 2002. 106 с.
- Козлов В. И. Нравственное воспитание учащихся на уроках изобразительного искусства в общеобразовательных учреждениях // Молодой ученый. 2016. № 7.6 (111.6). С. 106–108. URL: https://moluch.ru/archive/111/28268/ (дата обращения: 14.05.2021).
- Грядунова, Е. А. Духовно-нравственное воспитание средствами искусства / Е. А. Грядунова. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://izdanie-nauka.ru/ru/article-np/dukhovno-nravstvennoe-vospitanie-sredstvami-iskusstva (дата обращения: 17.10.2023).