Сенсорная интеграция у детей с расстройствами аутистического спектра и её дисфункция | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №42 (489) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 20.10.2023

Статья просмотрена: 115 раз

Библиографическое описание:

Косякова, Е. В. Сенсорная интеграция у детей с расстройствами аутистического спектра и её дисфункция / Е. В. Косякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 42 (489). — С. 109-111. — URL: https://moluch.ru/archive/489/106812/ (дата обращения: 18.12.2024).



Статья помогает разобраться в нарушении деятельности сигналов, поступающих в мозг от органов чувств у детей с нарушениями в социальном взаимодействии, а также осознать, как связаны нарушения движения, речи, поведения с чувственными ощущениями детей с РАС.

Ключевые слова : дисфункция, расстройство аутистического спектра, сенсорная интеграция.

This article helps to understand the violation of the activity of signals entering the brain from the senses in children with impairments in social interaction. The article helps to understand how violations of movement, speech, behavior are connected with the sensory sensations of children with ASD.

Keywords : dysfunction, autism spectrum disorder, sensory integration.

Дисфункция сенсорной интеграции, т. е. нарушение обработки сенсорной информации, является одной из главных особенностей развития детей с РАС.

Анатомо-физиологическая система организма, в том числе органы чувств: слуховое восприятие, зрительный гнозис, вкус, обоняние, осязание, вестибулярный аппарат при постоянной стимуляции, плюс общение с окружающей средой заставляют человека буквально с самого рождения развиваться.

Вся информация от органов чувств сначала обрабатывается мозгом, далее сигнал передаётся в главную систему нервов, которая является ответственной рефлексы, простые, так и сложные. Этот процесс представляет собой выбор мозгом важных сигналов и избавление от тех, которые он считает ненужными и определяется как сенсорная интеграция.

У аутичных детей происходит нарушение сенсорного восприятия, то есть, мироощущения и восприятия остаются, а интерпретация (толкование) полученного сигнала нарушено или вообще отсутствует. Тогда ребёнок испытывает дискомфорт. Он не понимает, почему так происходит и начинает кричать, плакать, сердиться, вести себя агрессивно. Ребёнок не может схватить и осознать те ощущения, которые находятся в той среде, что его окружает, сопоставить с собственными ощущениями, составить определённый образ. И даже если в результате длительных усилий образ сформировывается, он часто бывает не точным. Происходит отклонение от нормального приёма сенсорного мира. Отчего так происходит?

По мнению Хокмана Л.А, есть две основные причины дисфункции сенсорики.

Это, во-первых, переизбыток чувственной информации, когда у детей даже может возникнуть отторжение от шума, ярких цветов, резких запахов, тревожность, при виде высоты и т. д. И, во-вторых, недостаток информации, когда ребёнку не хватает положительных контактов, и он зацикливается на отдельных впечатлениях, связанных с рассматриванием, соприкосновением, изменением положения тела. Он кружит колечко в руке, машет руками, бегает по кругу, раскачивается или, наоборот, застывает в нелепой позе.

Современная наука предлагает три вида неправильной обработки сенсорных сигналов, часто встречающихся у детей с РАС.

Это нарушение восприятия мозгом сенсорного сигнала, нарушение модуляции (устранение неоднозначности) сенсорных сигналов, нарушение деятельности структур мозга, которые отвечают за побуждение к действиям. В результате ребёнок с РАС может на что — то не обращать внимание, а на что-то реагировать очень бурно; у него может развиться гравитационная неуверенность; ребёнок теряет интерес к различным видам труда.

Зная, что сенсорная дисфункция — это нарушение обработки информации, поступающей через органы чувств, можно утверждать, что проявляется она в виде гипочувствительности или гиперчувствительности.

При гипочувствительности ребёнок с РАС испытывает потребность бегать без цели, раскачиваться, вращаться вокруг себя (вестибулярная система); «прилипать» к другим людям, сталкиваться с людьми (необходимо для ощущения собственного тела); ребёнок плохо распознаёт линии, очертания, цвет (особенно светлый и тёмный) зрение; может вообще не слышать окружающих или слышать одним ухом, может не различать отдельных звуков или, напротив, шуметь, кричать, стучать (слух).

При гиперчувствительности такие дети не могут быстро остановиться во время движения (вестибулярная система); у них плохо развита мелкая моторика (не могут застёгивать пуговицы, завязывать шнурки) что бы на что-либо посмотреть поворачиваются всем телом; у таких детей сильная реакция на запахи, появляется неприязнь к животным, проблемы с пользованием туалета (обоняние); им кажется, что яркий свет режет глаза. Они любят рассматривать мелкие детали намного больше, чем объёмные картины. К ним относятся песчинки, камешки (зрение); слух бывает обострённый (могут слышать разговоры на большом расстоянии), но не могут «отключиться» от окружающего шума. Такие дети не любят прикосновений, не надевают что-либо на руки и спину, не любят мыть и расчёсывать волосы. Отдают предпочтение определённым видам одежды и тканям, из которых одежда сшита.

Такое, часто для других «странное» поведение детей с РАС, — это их «защита» от неприятных ощущений. Защита, которая помогает ребёнку контролировать ситуацию, даёт возможность чувствовать свободно.

Литература:

  1. Янушко Елена Альбиновна. Сенсорное развитие детей раннего возраста Владос: 2018г.
  2. Чулкова Рита Николаевна. Дисфункция сенсорной интеграции у детей с расстройствами аутистического спектра // Актуальны проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2016. — № 2 (4). — С. 164–166.
  3. Айрес Э.Джин Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. — Москва: Теревинф, 2013. — 272с.
  4. Кислинг У. Сенсорная интеграция в диалоге / У. Кислинг. — М.: Теревинф, 2017. — 235 с.
Основные термины (генерируются автоматически): орган чувств, сенсорная интеграция, ASD, вестибулярная система, РАСА, ребенок.


Похожие статьи

Когнитивные нарушения у детей с расстройствами аутистического спектра

В статье исследуются и анализируются когнитивные нарушения у детей с аутизмом.

Гностическая деятельность младших школьников с задержкой психического развития

Данная статья описывает изучение зрительного и слухового гнозиса у младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР). Гнозис — это способность воспринимать, осознавать и понимать информацию, получаемую через зрительные и слуховые каналы. В р...

Альтернативная коммуникация. Введение PECS-системы в образовательный процесс особенного ребенка

Проблема формирования средств альтернативной и дополнительной коммуникации у детей, имеющих различные нарушения развития, является в настоящее время одной из актуальных, так как отсутствие средств коммуникации или их недостаточное развитие замедляет ...

Особенности развития социально-коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

В статье раскрываются особенности развития социально-коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.

Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра

В данной статье проводится обзор нарушений формирования коммуникативной стороны речи у детей с расстройствами аутистического спектра. Рассматриваются основные проявления нарушения коммуникации речи у детей с РАС. Раскрываются принципы педагогической ...

Образ тела у детей с расстройствами аутистического спектра

Статья рассматривает исследование актуальности образа тела для детей с аутизмом. Описывается развитие самосознания детей с РАС. Рассказано о сенсорном развитии детей с аутистическими расстройствами.

Сенсорные особенности детей с расстройствами аутистического спектра: стратегии помощи

В статье рассказывается о приемах коррекционно-развивающей работы, позволяющих стимулировать сенсорные качества у детей с расстройством аутистического спектра.

Сенсомоторное развитие как основа развития и обучения детей с тяжелыми и множественными нарушениями

Автор в статье дает определение сенсомоторному развитию, обосновывает необходимость формирования сенсомоторной сферы у детей с тяжелыми и множественными нарушениями. Выделяет и рассматривает направления коррекционной работы над сенсомоторной сферой у...

Роль сенсорной интеграции в развитии детей дошкольного возраста

Статья освещает значимость сенсорной интеграции для многоаспектного развития ребенка. Авторы анализируют ее влияние на физическое, когнитивное, социальное и эмоциональное развитие дошкольников, представляя теоретические основы и практические методы с...

Автоматизация навыков плавной речи у заикающихся дошкольников в процессе коммуникации и социализации

Цель данной статьи — раскрыть содержание логопедической работы по формированию беглости речи у детей с заиканием. Заикание — сложное расстройство речевого аппарата, при котором нарушается темпо-ритмическая организация высказываний, что приводит к деф...

Похожие статьи

Когнитивные нарушения у детей с расстройствами аутистического спектра

В статье исследуются и анализируются когнитивные нарушения у детей с аутизмом.

Гностическая деятельность младших школьников с задержкой психического развития

Данная статья описывает изучение зрительного и слухового гнозиса у младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР). Гнозис — это способность воспринимать, осознавать и понимать информацию, получаемую через зрительные и слуховые каналы. В р...

Альтернативная коммуникация. Введение PECS-системы в образовательный процесс особенного ребенка

Проблема формирования средств альтернативной и дополнительной коммуникации у детей, имеющих различные нарушения развития, является в настоящее время одной из актуальных, так как отсутствие средств коммуникации или их недостаточное развитие замедляет ...

Особенности развития социально-коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

В статье раскрываются особенности развития социально-коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.

Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра

В данной статье проводится обзор нарушений формирования коммуникативной стороны речи у детей с расстройствами аутистического спектра. Рассматриваются основные проявления нарушения коммуникации речи у детей с РАС. Раскрываются принципы педагогической ...

Образ тела у детей с расстройствами аутистического спектра

Статья рассматривает исследование актуальности образа тела для детей с аутизмом. Описывается развитие самосознания детей с РАС. Рассказано о сенсорном развитии детей с аутистическими расстройствами.

Сенсорные особенности детей с расстройствами аутистического спектра: стратегии помощи

В статье рассказывается о приемах коррекционно-развивающей работы, позволяющих стимулировать сенсорные качества у детей с расстройством аутистического спектра.

Сенсомоторное развитие как основа развития и обучения детей с тяжелыми и множественными нарушениями

Автор в статье дает определение сенсомоторному развитию, обосновывает необходимость формирования сенсомоторной сферы у детей с тяжелыми и множественными нарушениями. Выделяет и рассматривает направления коррекционной работы над сенсомоторной сферой у...

Роль сенсорной интеграции в развитии детей дошкольного возраста

Статья освещает значимость сенсорной интеграции для многоаспектного развития ребенка. Авторы анализируют ее влияние на физическое, когнитивное, социальное и эмоциональное развитие дошкольников, представляя теоретические основы и практические методы с...

Автоматизация навыков плавной речи у заикающихся дошкольников в процессе коммуникации и социализации

Цель данной статьи — раскрыть содержание логопедической работы по формированию беглости речи у детей с заиканием. Заикание — сложное расстройство речевого аппарата, при котором нарушается темпо-ритмическая организация высказываний, что приводит к деф...

Задать вопрос