Развитие конструкторских способностей детей дошкольного возраста посредством игровых конструкторов LEGO Education | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Развитие конструкторских способностей детей дошкольного возраста посредством игровых конструкторов LEGO Education / Н. А. Адушева, С. Н. Кондратенко, Ю. Е. Пустовалова [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 42 (489). — С. 74-77. — URL: https://moluch.ru/archive/489/106818/ (дата обращения: 18.12.2024).



На протяжении нескольких последних лет в МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 2 «Сказка» поселка Троицкий Губкинского района Белгородской области ведётся работа по вовлечению детей в образовательно-воспитательный процесс посредством использования технологии лего-конструирования.

Педагоги углубленно работают по теме развития конструкторских способностей детей на основе использования конструкторов лего.

Конструирование в детском саду было всегда, и важность работы по конструированию для развития мелкой моторики рук и умственных способностей детей неоспорима. Однако, с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования приоритеты изменились. Учебная модель работы с детьми дошкольного возраста уходит в прошлое, а образовательная деятельность строится на основе чередования умственных и практических действий ребёнка.

Наверно, неслучайно в нашу жизнь вошли игровые наборы лего-конструкторы нового поколения, которые уже давным-давно используются во всем мире не только как игровые пособия, но и как развивающие и образовательные дидактические материалы.

Среди разнообразных видов конструирования с детьми, педагоги нашей группы определили три основных вида конструирования:

– по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение, схема, алгоритм работы);

– по условиям — когда образца нет, но задаются определённые условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим);

– по замыслу — когда ребенок сам, без каких-либо оговоренных условий и рекомендаций к действию, создаст придуманный им самим объект, используя материалы, которые на данный момент находятся в его распоряжении.

Углубленно работать по данной теме мы начали со средней группы. Было разработано перспективное планирование по лего-конструированию в средней, старшей и подготовительной к школе группах. Ежемесячно, в соответствии с календарно-тематическим планом, в группе планируется тематика лего-конструирования, определяются основные задачи работы с детьми, содержание игровой культурной практики по теме, а также формы и задачи по организации развивающей предметно-пространственной среды.

Согласно перспективному плану по лего-конструированию, мы поставили перед собой основные задачами работы с детьми:

Средний дошкольный возраст (4–5 лет):

– дать детям представление о симметрии и пропорциях построек;

– развивать умение конструировать по образцу (в том числе, с помощью карточек);

– знакомить детей с названиями лего-деталей.

Старшая и подготовительная к школе группы (5–7 лет):

– закреплять полученные умения: упражняться в создании построек по образцу, карточкам, рисункам;

– обучать конструированию по технологическим картам и собственному замыслу;

– формировать умение работать в коллективе, решать совместные задачи по созданию постройки;

– знакомить с алгоритмами создания постройки.

– Способствовать развитию технического творчества.

В рамках реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» организуется непосредственно образовательная деятельность по лего-конструированию. Так, например, в средней группе проведена серия НОД на темы: «Лягушка», «Дом для собачки», «Мой детский сад», «Зоопарк», «Парк развлечений», «Новый дом». Дети закрепляют представления о строительных деталях и их разновидностях (например, одну и ту же деталь можно назвать кубик, а можно — кирпичик). Детали с одинаковыми названиями могут быть разными по цвету, размеру (например, кубик «один на один» или «одинарной высоты»; когда дети освоят это понятие, они начинают сравнивать детали между собой по высоте: «эта деталь тоже одинарной высоты»). В конструкторе LEGO очень много названий деталей, и их запоминание идёт постепенно.

В процессе игр и манипуляций с деталями LEGO дети учатся определять назначение частей предметов, их пространственное расположение относительно друг друга в постройках.

Большое внимание уделяем коллективным формам работы, и самое главное в коллективной деятельности — это научить детей договариваться друг с другом и совместно определять последовательность выполнения действий, связанных с конструированием.

В работе по обучению первоначальным навыкам конструирования в средней группе можно условно выделить несколько блоков: ознакомление с деталями конструктора и способами крепления их; внесение образца постройки и его детальный анализ; воспроизведение образца; использование образца постройки на карточках; дети также анализируют образец и подбирают в соответствии с ним необходимые детали для постройки.

Формирование конструкторских навыков детей идёт поэтапно. В старшей группе организуется НОД на темы «Путешествие в сказку», «Помощники человека-машины», «Сказка про птицу Лего», «Путешествие в страну Самоделкиных». Дошкольники создают различные модели, анализируют схему постройки, конструируют в соответствии со схемами, работают уже строго по алгоритму деятельности, чередуя детали конструктора.

В подготовительной к школе группе были организованы НОД на темы: «Лего-сад, лего-огород», «Город для человечков ЛЕГО», « Необычны дома», «Зоопарк», «Путешествие в страну Самоделкиных». Дети учатся строить из конструктора транспорт, здания, различные объекты, животных по образцу, чертежу, пошаговой инструкции, замыслу. Акцент ставится на выделении характерной формы строения, проработке мелких деталей.

Как и в средней группе, работа ведется по принципу «от простого — к сложному». К уже полученным конструкторским навыкам добавляется обучение детей конструированию части объекта по инструкциям педагога с последующим достраиванием по собственному замыслу, моделирование объектов по иллюстрациям и рисункам. Отличительная черта построек из Lego, сооружаемых детьми этого возраст — размер и сложность. Акцент делается на развитии у дошкольников умения анализировать саму постройку и условия, в которых она будет функционировать; для этого необходимо определить пошаговую схему ее выполнения. Постепенно дети узнают, что можно сделать различные конструкции на одной и той же основе: нужно только достроить, видоизменить, поменять местами детали, встроить дополнительные элементы. Очень нравится детям конструирование по собственному замыслу с опорой на рисунок, схему модели.

После конструирования по замыслу дети учатся строить по условию. Например, конструирование двухэтажного дома с крыльцом и балконом по тематике «Город». При выполнении построек по словесному описанию и наглядному действию дети учатся справляться со сложными поэтапными постройками. Обязательно создаются проблемные ситуации — такие, чтобы ребенок захотел сам построить что-то для решения поставленной задачи.

Отличительной особенностью проводимых занятий с детьми является то, что все созданные конструкции используются в играх-макетах, сюжетно-ролевых играх. Старших дошкольников интересует не только постройка сама по себе, но и то, как ее можно использовать в игре.

В ходе организации НОД по лего-конструированию отчетливо прослеживается интеграция образовательных областей:

– Социально-коммуникативное развитие: в процессе создания совместных построек дети учатся взаимодействовать между собой, обсуждать и планировать предстоящую деятельность, находить компромиссы в спорных моментах; посредством совместной работы формируется умение сравнивать свои результаты работы с результатами других детей.

Очень нравятся детям тематические наборы, такие как «Ферма», «Кафе», «Игровая площадка», «Парк развлечений» и т. д. Эти наборы способствуют формированию знаний об окружающей действительности и социально-эмоциональному развитию детей.

– Познавательное развитие: используются задания на развитие элементарных математических представлений, познавательных интересов и любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация). В процессе конструирования важнейшими являются способность к точному восприятию таких внешних свойств вещей, как форма, размерные и пространственные отношения; способность мышления к обобщению, соотнесению предметов к определенным категориям на основе выделения в них существенных свойств и установления связей и зависимостей между ними. Большинство заданий направлены на формирование представлений о числе и количестве.

– Художественно-эстетическое развитие: дети знакомятся не только с формой, величиной, но и с цветами, усваивают понятие «чередование», применяют чередование цветов в собственных постройках, создавая узоры с использованием различных цветов.

– Физическое развитие : помимо развития мелкой моторики обеих рук, лего-конструирование также способствует развитию крупной моторики.

– Речевое развитие: ведется большая словарная работа, работа по развитию связной речи (описание постройки, творческие рассказы по ней). В лего огромное количество деталей, и у каждой есть своё название — кирпичик, кубик, плата, арка, шестеренка, шип, трубка, пластина, балка, штифт, ось, рычаг, штанга, стержень, кронштейн, конус, цилиндр, ограждение, конвейер, шарнир, петля, монорельс, катушка, петля и др.). Обязательное условие конструирования и игр с лего-конструкторами — это проговаривание действий.

По результатам мониторинга уровня сформированности конструкторских навыков по Lego-конструированию (подготовительная группа, методика Фешиной Е. В.) отмечено, что дети знают и называют основные детали Лего-конструктора, определяют виды соединения деталей; самостоятельно определяют технологическую последовательность изготовления несложных конструкций. В практической деятельности осуществляют подбор деталей, необходимых для конструирования (по виду и цвету); конструируют, ориентируясь на пошаговую схему изготовления конструкции; конструируют по образцу; с помощью педагога анализируют, планируют предстоящую практическую работу, осуществляют контроль качества результатов собственной практической деятельности; самостоятельно определяют количество деталей в конструкции моделей; способны реализовывать творческий замысел.

Организация детской деятельности по конструированию с применением лего-технологий является примером инновационного подхода в педагогике, в полной мере отвечающего требованиям современной системы образования и воспитания. Использование конструирования в образовательном процессе затрагивает работу по реализации всех пяти образовательных областей ФГОС ДО и направлено не только на формирование конструкторских навыков, но и на развитие личности ребенка в целом.

Литература:

  1. Парамонова Л. А. Особенности поисковой деятельности детей в конструировании: Содержание и методы умственного воспитания дошкольников /Под ред. Н. Н. Поддъякова. — М.: Педагогика, 1980. — С.162–184.
  2. Фешина Е. В. Лего конструирование в детском саду: Пособие для педагогов.// Е. В. Фешина — М.: Сфера, 2011. — 136 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, LEGO, деталь, конструирование, развитие, собственный замысел, деталь конструктора, детский сад, дошкольный возраст, образовательная деятельность.


Похожие статьи

Использование технологии моделирования для формирования математических способностей детей дошкольного возраста

Развитие навыков осознанного чтения с использованием методов CLIL

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительного искусства и песочной терапии

Использование логических игр для развития интеллектуальных способностей одаренных детей дошкольного возраста

Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста посредством изобразительного искусства

Использование современного оборудования для музыкального развития детей старшего дошкольного возраста

Развитие количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством информационных технологий

Использование метода проектов в экономическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Использование игровых технологий для повышения экологической грамотности младших школьников

Использование мягких модулей в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста

Похожие статьи

Использование технологии моделирования для формирования математических способностей детей дошкольного возраста

Развитие навыков осознанного чтения с использованием методов CLIL

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительного искусства и песочной терапии

Использование логических игр для развития интеллектуальных способностей одаренных детей дошкольного возраста

Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста посредством изобразительного искусства

Использование современного оборудования для музыкального развития детей старшего дошкольного возраста

Развитие количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством информационных технологий

Использование метода проектов в экономическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Использование игровых технологий для повышения экологической грамотности младших школьников

Использование мягких модулей в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста

Задать вопрос