В статье автор раскрывает содержание права на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исследует проблемы.
Ключевые слова: право на жилье, несовершеннолетний, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей.
Защита прав и свобод несовершеннолетних — одна из приоритетных задач современного государства. Дети в силу определенных физических, психических и интеллектуальных особенностей, свойственных их возрасту, относятся к социально уязвимой категории. Именно поэтому они нуждаются в особом внимании и заботе. Отдельно необходимо отметить несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей. В силу сложившихся жизненных обстоятельств и возникшего социального положения такие дети наиболее остро нуждаются в сторонней помощи и поддержке, так как испытывают на себе более сильное негативное воздействие агрессивной среды.
Российским законодательством предусмотрены необходимые механизмы защиты прав таких несовершеннолетних. В нормах закона закреплены положения, касающиеся основных и дополнительных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также гарантии и процедуры их реализации. Одним из основных прав таких детей является право на жилое помещение. Однако его реализация на практике сталкивается со множеством препятствий, что ставит данный вопрос в разряд особо актуальных на современном этапе. Так, по данным Росстата, в 2020 году в целом в отношении несовершеннолетних выявлено 688049 нарушений, из них выявлены нарушения жилищных прав несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей — 18965 [8]. Как видим, количество нарушений, связанных с правом на жилое помещение, достаточно высокое и вызывает опасения. Несмотря на значительное сокращение за последнее десятилетие (с 45649 нарушений), их число по-прежнему остается высоким. Не стоит также забывать и о латентной составляющей.
Дополнительные гарантии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрены Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В частности, в ст. 8 установлены дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение. Согласно указанным положениям, при отсутствии у несовершеннолетних данной категории жилого помещения, им однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений [1]. Обратим внимание на то, что предоставляемое жилье должно быть благоустроенным, то есть строго соответствовать всем законодательно установленным нормам.
По словам авторов, в современных российских условиях наиболее актуальной представляется проблема не столько оценки качества жилья, сколько его наличия и возможностей его своевременного предоставления детям-сиротам после выпуска из детских домов. Как отмечают авторы, по данным Федеральной службы государственной статистики, только каждый десятый выпускник детского дома смог реализовать свое право на улучшение жилищных условий [4]. Так, остро стоит проблема медленного продвижения очереди, вследствие чего несовершеннолетние могут оставаться ни один год без жилья. Как утверждает Е. С. Артемьев, по данным 2013 года сложности возникают в результате отсутствия у субъекта Российской Федерации достаточного количества денежных средств на обеспечение этих детей жилыми помещениями. Это, в свою очередь, влечет за собой различные исковые заявления и судебные разбирательства в части, касающейся невыполнения органами исполнительной власти своих обязанностей по защите жилищных прав несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей [3]. К сожалению, за последнее десятилетие ситуация не изменилась, данная проблема актуальна и в настоящее время.
Рассмотрим более подробно деятельность региональных и муниципальных органов власти в рамках создания условий для реализации жилищных прав. В частности, как замечают авторы, на процедурном уровне включения жилья в специализированный жилищный фонд для детей-сирот имеет место несоответствие жилых помещений вторичного рынка жилья конкурсной документации, локализация жилищного фонда в отдалении от социальной инфраструктуры; на уровне составления списков детей-сирот, постановки их в очередь на получение жилища имеют место фальсификация статуса ребенка-сироты; на уровне реализации сиротой права владения отмечаются нарушения санитарного состояния жилого помещения [4].
Обратимся к опыту Красноярского края. Законом Красноярского края от 24.12.2009 № 9–4225 обязанность по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закреплена за органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края [2]. Так, например, по результатам контрольных мероприятий в соответствии с планом работы Счетной палаты Красноярского края на 2020 год выявлены существенные недостатки в работе органов местного самоуправления Березовского района. В течение двух лет не исполнялись судебные решения о предоставлении жилых помещений детям-сиротам. За 2019–2020 годы произошло резкое увеличение нуждающихся в жилом помещении со 110 до 206 человек. Объем средств, предоставленных бюджету Березовского района на указанные цели, в 2019 году составил 10 015,3 тыс. рублей (для обеспечения жильем 9 детей-сирот). По итогам работы только 6 детей были обеспечены жильем, что говорит о неполном освоении средств. В 2020 году предусмотрена субвенция в объеме 4 970,9 тыс. рублей в целях обеспечения жильем 3 детей-сирот. Фактически были обеспечены только 2 [6]. Как видим, с учетом темпа роста нуждающихся в жилом помещении детей-сирот объем выделяемых на данные цели средств крайне непропорционален и не позволяет эффективно справляться с указанной проблемой. Нарушения со стороны власти усугубляют проблему. Так, приобретаемые жилые помещения не получают оценку об износе, о техническом состоянии, о соответствии требованиям пожарной безопасности, а не проведение рыночной оценки или же формальный подход к исследованию рынка приводит к переплате за жилое помещение и нецелевому расходованию средств [6]. Такие нарушения недопустимы, так как в случае предоставления несоответствующего установленным требованиям жилья указанная проблема не решается, дети-сироты по-прежнему остаются в качестве нуждающихся и их количество постоянно растет.
Далее обратимся к опыту города Сосновоборска. В списке детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, состояли: по состоянию на 01.01.2020–53 человека (в отношении 17 из них вынесены судебные решения о внеочередном предоставлении жилого помещения), на 01.01.2021–49 человек, что говорит о медленном решении проблемы. В 2019 году были предоставлены субвенции в объеме 8 975,6 тыс. рублей с целью предоставления жилых помещений 6 детям-сиротам (все по решениям суда). Субвенция использована в объеме 1 440,0 тыс. рублей (16 %). Показатель не достигнут: жилым помещением обеспечен лишь 1 из 6 нуждающихся. В 2020 году показатель также не был достигнут: жильем обеспечены 9 из 11 нуждающихся. В качестве причин не достижения установленного показателя администрацией указываются отсутствие заявок и предложений по результатам проведения аукционов и повышение стоимости жилья [6]. Так, средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения в городе Сосновоборске с 2019 по 2020 год выросла с 41992 рублей до 52 328 рублей, что говорит о стремительном росте цен и необходимости в еще больших объемах финансирования.
Также в качестве недостатков указывается на то, что все муниципальные контракты были заключены с единственными поставщиками — физическими лицами. Администрацией города не использовалась возможность приобретения жилья для детей-сирот путем заключения договоров долевого участия в строительстве. Кроме того, в городе Сосновоборске также отсутствовала техническая документация на предоставляемые жилые помещения [6]. Данные упущения значительно затрудняют обеспечение жильем детей-сирот.
В целом по Красноярскому краю на развитие подпрограммы «Государственная поддержка детей-сирот, расширение практики применения семейных форм воспитания» на 2020 год выделялось 7 136 464 тыс. рублей, фактически исполнено 96,6 %. По показателю «Доля детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которым предоставлены жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, в общей численности детей-сирот и лиц из их числа, нуждающихся в предоставлении жилого помещения» фактическое значение меньше планового по причине необходимости проведения органами местного самоуправления конкурентных процедур на приобретение жилых помещений детям-сиротам (план — 11,1 %, факт — 8,2 %). Так, продавцы жилья — физические лица, участвующие в аукционах, обязаны иметь электронно-цифровую подпись, а также внести на счет оператора электронной площадки в виде обеспечения заявки определенную сумму средств в размере до 5 % от суммы контракта. Указанные требования создают препятствия для участия граждан в аукционах и существенно ограничивают возможность приобретения жилья на вторичном рынке. Тендерные процедуры, как правило, признаются несостоявшимися из-за отсутствия заявок на участие, в связи с чем органы местного самоуправления вынуждены проводить их повторно, что требует длительного времени [7].
В докладе Уполномоченного по правам ребенка Красноярского края за 2020 год также выделяются вышеуказанные проблемы. Основные причины неудовлетворительной работы по обеспечению жилищных прав детей-сирот остаются прежними: недостаточный объем финансирования на указанные цели, неэффективное использование и несвоевременное освоение территориальными органами выделенных бюджетных средств. За 2020 год поступило 57 обращений по вопросам предоставления жилья, по сравнению с прошлым годом количество практически не снизилось. В основном обращения касаются вопросов постановки на учет для предоставления жилья, исполнения вступивших в силу решений судов, качества жилья, приобретаемого для детей-сирот [5]. Не все жалобы оказались обоснованными, однако некоторые содержат в себе указание на значительные нарушения. Обратим внимание, что во многих обращениях заявители сообщают о том, что вопрос обеспечения жильем решается очень долго. Уполномоченным разъяснено, что в настоящее время главным образом обеспечиваются жильем граждане по вступившим в силу решениям судов. Как видим, проблема обеспечения жильем стоит очень остро и ускорить предоставление можно только через суд, однако и в данном случае исполнение решения может затянуться на длительный срок.
Некоторые обращения к Уполномоченному содержат в себе жалобы на нежелание получать жилье в том городе или районе, где они проживали ранее. В некоторых случаях такое предоставление не представляется возможным, например, если уже есть вступившее в силу решение суда об обеспечении жильем [5]. Такое обстоятельство дел носит спорный характер, так как в течение длительного ожидания предоставления жилого помещения ребенок-сирота может переехать в другой населенный пункт или даже регион, иметь там постоянную работу и желание проживать на постоянной основе. В такой ситуации обеспечение жильем не по месту постоянного проживания является нецелесообразным и делающим невозможным проживание в предоставляемом помещении. Для минимизации данной проблемы рекомендуется законодательно предусмотреть возможность предоставления жилья по месту постоянного проживания ребенка-сироты с установлением определенных требований (например, трудоустройство в течение определенного срока).
Рассмотрев опыт реализации права на жилье детей-сирот, можно сказать, что возникающие в процессе данной деятельности проблемы идентичны и носят взаимозависимый характер. Объем ежегодного финансирования достаточно низок, быстро растет рыночная стоимость жилья, усложненные процедуры оформления затрудняют реализацию, несоблюдение порядка создает угрозу качеству приобретаемого жилья. Для минимизации указанных проблем необходимо усилить межведомственное взаимодействие между уполномоченными субъектами, упростить систему купли-продажи жилья между органами местного самоуправления и физическими лицами, обеспечить достаточное финансирование указанных мероприятий, а также усилить контроль за качеством проводимых проверок.
Таким образом, одним из основных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является право на жилое помещение. При его реализации на практике возникает множество проблем различного характера, требующих внимания уполномоченных субъектов на всех уровнях власти.
Литература:
- Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [Электронный ресурс]: от 21.12.1996 № 159-ФЗ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12778/.
- Закон Красноярского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [Электронный ресурс]: от 24.12.2009 № 9–4225 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». — URL: https://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc&base=RLAW123&n=47463&ysclid=ln7bhlbglw648905747#X4jfQrTKeVfi3fjC.
- Артемьев, Е. С. Защита прав несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей, на жилье [Электронный ресурс] / Е. С. Артемьев // 2013. — № 1. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zaschita-prav-nesovershennoletnih-detey-ostavshihsya-bez-popecheniya-roditeley-na-zhilie.
- Васильева, Е. Ю. Реализация права на жилье детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в России [Электронный ресурс] / Е. Ю. Васильева и другие // Урбанистика. — 2020. — № 1. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-prava-na-zhilie-detey-sirot-i-detey-ostavshihsya-bez-popecheniya-roditeley-v-rossii.
- Доклад Уполномоченного по правам ребенка в Красноярском крае за 2020 год [Электронный ресурс] // г. Красноярск, 2021. — URL: https://www.ombudsmankk.ru/media/Doklad_Upolnomochennogo_po_pravam_rebenka_za_2020_god.pdf.
- Информационный бюллетень Счетной палаты Красноярского края [Электронный ресурс] // Счетная палата Красноярского края. — 2021. — № 3. — URL: https://spkrk.ru//wp-content/uploads/2022/01/bil3_2021.pdf.
- Пояснительная записка к проекту закона Красноярского края «Об исполнении краевого бюджета за 2021 год» [Электронный ресурс] // Законодательное Собрание Красноярского края. — 2022. — URL: http://law.sobranie.info/.
- Число выявленных нарушений законов в сфере соблюдения прав и интересов несовершеннолетних [Электронный ресурс] // Росстат. — 2020. — URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13807.