В статье автор исследует изменения понятий «маскулинность» и «женственность», социальные и гендерные роли в современном обществе
Ключевые слова: гендерная идентификация, подростковый возраст, гендерная культура, современное общество.
Семья занимает одно из важнейших мест среди основных социализирующих факторов формирования полоролевых навыков поведения. К негативным тенденциям развития российской семьи относится рост числа разводов и рост внебрачных рождений, что приводит к увеличению числа неполных семей с детьми до 18 лет, что является негативным фактором в формировании личности ребенка.
Современное общество нацелено на создание условий, учитывающих особенности современных детей, социально-психологический контекст их развития, и реализацию комплекса мер, формирующих исходные условия для объединения усилий семьи, общества и государства. в воспитании молодого и будущих поколений. Он направляет деятельность государственных образовательных учреждений на содействие развитию культуры семейного воспитания детей, основанной на традиционных семейных нравственных ценностях.
В связи с изменениями, происходящими в обществе, вопросы гендерного образования очень актуальны в современной России. Таким образом, в современном российском обществе существуют как морально-этические, так и практически проблемные тенденции, отражающие особенности сексуального поведения и планирования. Уровень развития гендерной культуры определяет вероятность возникновения репродуктивных проблем, степень несовместимости и возможность их решения.
В настоящее время гендерные подходы в педагогике рассматриваются как «научная экзотика». Для того чтобы понимать и профессионально участвовать в процессе гендерной социализации детей, педагогу необходим соответствующий методический и методический аппарат, включающий в себя систему научных знаний о гендере, педагогических аспектах воспитания и образования, таких как гендерные технологии, факторы, условия. и критерии эффективного гендера. социализация школьников, соответствующая теме профессиональная речь.
Изучением проблемы формирования гендерной культуры у подростков в образовательном пространстве занимались и занимаются многие ученые, психологи, педагоги, социологи и многие другие. Исследованиям сущностной характеристики гендерных ценностей посвящены работы следующих авторов Ю. Е. Алешина и Г. К. Гульбина. В работах происходит анализ познания гендерной культуры и выявление проблем усвоения женских и мужских ролей.
Гендерное поведение, его особенности и противоречия в подростковом возрасте стало предметом изучения отечественных авторов В. Вдовюка, Е. А. Денисова, Э. Э. Рубанова. Данные работы ставят приоритетной задачей изучить гендерные стереотипы, которые существуют у современных подростков, подростковый «идеал человека» современности, что позволяет выявлять проблемы гендерной идентификации и искать пути решения данных проблем.
Для того, чтобы спроектировать педагогические условия и технологии для формирования гендерной культуры у подростков, требуется обратиться авторам, которые занимаются изучением механизмов и факторов формирования гендерной идентичности в процессе социализации личности в подростковом возрасте: А. С. Горшковой, Е. А. Колосовой, Н. В. Кравченко, Н. В. Белолипецких, С. Бем.
Авторы сходятся во мнении, что в настоящее время не существует единой программы духовно-нравственного воспитания, включающей реализацию задач сексуальной социализации и полового воспитания. Одной из причин падения нравственности в современном обществе является непонимание необходимости целевого гендерного воспитания подрастающих поколений, отсутствие государственной системы образования, обеспечивающей всестороннее развитие детей и подростков. Большинство детей, подростков и студентов не умеют устанавливать гармоничные отношения с противоположным полом, основанные на этических нормах и правилах поведения, что серьезно вредит их психическому и физическому здоровью. Авторы работ ставят перед собой цель рассмотреть сущность гендерной парадигмы в образовании.
В ходе исследования теоретических основ в рамках проблемы гендерного образования определена потребность в междисциплинарном гендерном подходе к изучению проблем гендерной социализации молодого поколения, который должен сопровождаться созданием методологической структуры. теория, в которой микроанализ социальных практик дополняет институциональный анализ, основанный на качественном подходе.
Гендерная идентичность во многом зависит от гендерных идеалов человека — мужского и женского поведения, культурных представлений о своем жизненном предназначении. По отношению к гендерным идеалам общество создает гендерные роли, связанные с разделением труда, правами и обязанностями мужчин и женщин.
Под социокультурными гендерными стереотипами понимаются закономерности восприятия и репрезентации «идеальных» мускулистых и женских полов, основанные на предшествующем социокультурном опыте и влияющие на гендерный аспект социализации личности. Гендерная идентификация — это процесс «понимания и принятия человеком определений мужественности и женственности» в рамках «существующей гендерной системы, отнесения себя и других к представителям того или иного пола», что, в свою очередь, зависит от гендерной принадлежности. идентификация. социокультурные гендерные стереотипы и гендерные ценности.
Гендерные ценности современного общества включают равные права и возможности мужчин и женщин, а также адекватное понимание культурной и исторической роли мужчин и женщин. К ценностям также относятся: гуманизация гендерных отношений, взаимоуважение и самоуважение, взаимопонимание, непредвзятое отношение (деятельность как женщин, так и мужчин одинаково важна), партнёрство в семье.
Существуют гендерные универсалии — это общие для мужчин и женщин ценности и нормы, которые можно рассматривать с объединяющей их точки зрения, а не в традиционном контексте различий между полами.
Гендерными универсалиями являются: брак, родительство (семейная сфера), образование (образовательная сфера), работа (трудовая сфера), социальная активность и власть (социально-политическая сфера), а также вера, надежда, любовь, толерантность (духовная сфера). Обращение к категории универсалий позволяет избежать двойных стандартов и говорить об общих основаниях развития современной гендерной культуры, а анализ их динамики можно рассматривать как метод прогнозирования изменений гендерной структуры обществ.
Некоторые ее аспекты даны биологически, другие зависят от культуры и воспитания (сексуальной социализации) и могут быть отделены друг от друга. Мужские и женские характеристики многогранны и многомерны. «Мужское» телосложение может сочетаться с «женскими» интересами и чувствами и наоборот, многое зависит от ситуации и местности.
Под влиянием гендерных стереотипов ценностные ориентации формируются по-разному у мужчин и женщин. Особенно это заметно в подростковом возрасте, когда «человек проходит своеобразную переоценку ценностей, когда у него происходит более глубокое понимание своих жизненных планов и позиций, идеалов и способов их достижения».
В зависимости от определенной формы поведения молодые люди приобретают определенный набор ценностей и моральных установок. Традиционно выделяют три гендерные характеристики полоролевой идентификации: мужественность, женственность и андрогинность.
Мужественность — сексуальная характеристика человека, традиционно связанная с маскулинным поведением. По этой характеристике человек обладает независимостью, напористостью, доминантностью, агрессивностью, готовностью к риску, независимостью, уверенностью в себе и т. д.
Характеристика второго пола — женственность. Традиционно его связывают с особенностями, характерными для женского поведения. Здесь совместимость, мягкость, чувствительность, застенчивость, нежность, искренность, симпатия и сопереживание и т. д.
Еще одна гендерная характеристика — андрогинность. Согласно этой характеристике, индивид не обязательно является носителем четко выраженной психологической мужественности или женственности. Личность может включать в себя как мужские, так и женские характеристики. Причем эти особенности представлены гармонично и дополняют друг друга.
Подростковый возраст — это завершение полового созревания, которое является важным этапом психосексуального развития личности. Молодые люди этого возраста различают гендерные, физические, поведенческие, черты характера и роли и оценивают свое соответствие (часто нереалистичным) стандартам мужественности и женственности.
Поэтому именно в подростковом возрасте происходят активные эксперименты с ранее усвоенными моделями поведения мужчин и женщин. Ценностные ориентации личности, связывающие внутренний мир молодежи с окружающей действительностью, образуют многоуровневую, иерархическую систему. Система ценностных ориентаций является одним из важнейших компонентов структуры личности, занимая пограничное положение между ее личностными смыслами и полем мотивационных потребностей.
В этом возрасте очевидна выраженная полоролевая/гендерная идентификация, то есть определение маскулинных и феминных форм поведения у мальчиков и девочек. Общепринятые ценности и правила поведения усваиваются в ходе полоролевой/гендерной идентификации.
В процессе взаимодействия со сверстниками человек воспринимает себя как человека определенного пола, как себя, так и противоположного.
Описанные выше формы женского и мужского поведения не являются простым результатом физиологических изменений в организме молодых людей при гормональных перестройках, но большую роль играет влияние воспитания и представления о гендерных ролях мужчины и женщины. играет здесь важную роль.
В нашей стране, с одной стороны, гендерные роли несколько смещаются в сторону феминизации мужчин, с другой — появляется своеобразная одежда, равные возможности в профессиональном образовании и т. д. С этой точки зрения происходит переоценка ценностей. Если в женском типе поведения больше были представлены такие ценности, как семья и любовь, то сегодня эти ценности практически одинаково важны как для женщин, так и для мужчин. В связи с равными возможностями в сфере профессионального образования для девушек становится актуальным стремление к самореализации. Однако конкретный результат гендерной идентификации зависит прежде всего от непосредственной социальной ситуации развития. В неполных семьях этот процесс протекает сложнее, чем в гармоничных семьях.
Для молодых мужчин гендерная идентификация также может быть затруднена из-за принижения мужской роли. В современном мире многие мужчины неспособны материально обеспечить свои семьи из-за тяжелых социальных условий, что приводит к негативной идентификации с гендерной ролью своих отцов, а молодежь вынуждена обращаться к культурным моделям., в основном показываемое по телевидению. Этот процесс приводит к изменению гендерно-ролевых стереотипов в обществе. Эмансипация женщин вызывает чувство демаскулинизации у современных мужчин, воспитанных в духе традиционной идеологии мужского превосходства.
У мальчиков-подростков более выражены следующие симптомы: агрессивность, гневливость, резкие вспышки эмоций, чувство тупого страха, желание жить жизнью, свойственной взрослым мужчинам, интерес к интимным сторонам жизни, озабоченность внешним видом.
Подростковый возраст у девочек сопровождается следующими симптомами: беспокойством о внешности, стремлением привлечь к себе внимание; перепады настроения, интерес к противоположному полу (но в отличие от мальчиков девочек больше интересует платоническая любовь).
Литература:
1. Бем С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов / Пер. с англ./. — М.: Российская политическая энциклопедия, 2004. — 336 с.. — Текст: непосредственный.
- Вилкова А. В. К вопросу воспитания духовно-нравственных ценностей у несовершеннолетних девочек: гендерный аспект // Общество: социология, психология, педагогика. 2019. № 9. — Текст: непосредственный.
- Вовченко О. М. Проблема ценностей в современном мире: Молодежь в условиях радикальных перемен современного общества. — М.: Наука, 1990. — 236с. — Текст: непосредственный.
- Игнатьева А. А. Ценностные ориентации подростков в представлениях взрослых: — СПбГУ, факультет психологии, 2021. — 193 с. — Текст: непосредственный.
- Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. — СПб.: Питер, 2003.- 544 с. — Текст: непосредственный.