Междисциплинарный подход в системе внеурочной деятельности
Шаламова Марина Ивановна, учитель начальных классов;
Книгина Ирина Алексеевна, учитель начальных классов
МОУ «Ближнеигуменская СОШ» (Белгородская обл.)
В данной статье рассматривается применение междисциплинарного подхода на занятиях внеурочной деятельности.
Ключевые слова: междисциплинарный подход, исследовательская работа, связь с общим образованием.
Система дополнительного образования и школьного образования неразрывно связаны между собой, т. к. являются частью общего образования ребёнка. Они способствуют достижению определенных целей в воспитании и обучении ребенка и решают поставленные перед образованием задачи. Поэтому в школе предусмотрены занятия внеурочной деятельности. Роль дополнительного образования в данном плане очень важна, поскольку оно является средством развития и воспитания у детей умения взаимодействовать с окружающим миром.
Цель учебного процесса дополнительного образования состоит в воспитании гармонично развитой личности [4, с. 15]. Для достижения этой цели на занятиях дополнительного образования уместно применение междисциплинарного подхода.
Каждый педагог знает, что ребенка нужно научить познавать мир. Но познание это должно быть интересным, увлекательным. Тогда ребенок заинтересуется, и возможно за собой поведёт своих друзей в это увлекательное «путешествие по миру». А что больше всего любят делать дети? Конечно, исследовать. Задача педагога — не подавить желание исследовать, а преувеличить его. Как раз этому способствует междисциплинарное обучение, стержнем которого является «всемерное поощрение и развитие познавательной или исследовательской активности ребёнка» [2, с. 10].
Цели и задачи междисциплинарного обучения:
- 1.Создать условия для раскрытия и развития индивидуальности ребёнка.
- Создать условия для развития творческих возможностей.
- Развитие целостного миропонимания.
- Развитие всех видов мышления и способности к решению проблем.
- Развитие способности к самостоятельным исследованиям, умению работать совместно.
- Развитие способности к самопознанию, формирование положительной «я — концепции», и понимания ценности и уникальности другого человека.
Методы построения обучения:
- Обучение через собственное исследование, т. е. обучение носит творческий характер (нет готового образца).
- Обучение без образца основано на собственном открытии знаний об окружающем мире
Междисциплинарные занятия позволяют связать многочисленные предметы, обеспечивая таким образом цельность содержания занятий и формирование единой картины мира у учащихся. При этом сами учебные дисциплины не утрачивают свою специфику, а «вносят лишь свой вклад в открытие и доказательство междисциплинарной идеи» [2, с. 4].
Дети, которые обучаются по междисциплинарной программе, лучше усваивают каждый предмет, что способствует решению задач развития рефлексии, логики, креативности. Значительное большинство ребят любит доказывать или отклонять идеи, предлагаемые педагогом, рассматривать проблемный вопрос с разных сторон, подбирать разные факты, идеи для решения проблемы. Дети любят, когда у них есть возможность самостоятельно сформулировать задачу для обучения на занятиях или дома, самим искать необходимые данные. Они с интересом воспринимают групповую и проектную формы работы на занятиях дополнительного образования.
Самый благоприятный период для участия детей в исследованиях — младший школьный возраст. В этом возрасте ребята считают это увлекательной игрой и постоянно ждут сюрприза и открытия.
Отличительная особенность ребят данного возраста — большое желание к совершенствовать свои знания, исправлять сделанные ошибки при ясном и психологически грамотном объяснении педагогом.
Поэтому задача педагога дополнительного образования при работе с детьми младшего школьного возраста — это представить ребенку процесс обучения так, «чтобы он видел его не как простую передачу знаний от педагога обучаемому, а как самостоятельное изучение им предложенного материала, а учителя — как доброжелательного помощника в этом процессе» [3,с. 12].
Формирование междисциплинарных связей на кружке внеурочной деятельности «Живая планета» происходит:
- Через проектную деятельность
Таблица 1
Тема проекта |
Связь с общеобразовательными предметами |
Осень в лесу |
Литературное чтение, русский язык, изобразительное искусство, окружающий мир. |
Грибы |
Литературное чтение, русский язык, математика, окружающий мир, технология. |
Земля — наш общий дом |
Окружающий мир, математика, русский язык, география |
Правила поведения на природе |
Окружающий мир, русский язык, физкультура. |
- Через междисциплинарную тему
Таблица 2
Междисциплинарная тема |
Предметы |
Тема проекта |
Мои знания — мои помощники |
Литературное чтение Русский язык Математика Окружающий мир Музыка |
«Язык» природы |
Ребенок, наученный самостоятельно добывать знания и использовать их в различных условиях, в том числе и нестандартных, может и дальше справиться с трудностями в учёбе. Ведь главная цель обучения в современном мире является развитие умственного и творческого потенциала учеников, с тем, чтобы ученик «был способен к самореализации, самостоятельному мышлению, принятию важных для себя решений» [1, с 9].
Литература:
- Золотарёва А. В. Дополнительное образование детей. Теория и методика социально-педагогической деятельности. — Ярославль: Академия развития, 2004. — 304 с.
- Зотеева И. Н., Зайцева Т. А. О функции межпредметных связей_ М- 1990. — № 4.
- Проблемы развивающего обучения. Давыдов В. В. _ М., 1986
- Щетинская А. И., Тавстуха О. Г., Болотова М. И. Теория и практика современного дополнительного образования детей: учеб. пособие. — Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2006. — 404 с.