Эмоциональный интеллект в работе руководителя образовательной организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №42 (489) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 23.10.2023

Статья просмотрена: 87 раз

Библиографическое описание:

Шубина, Ю. А. Эмоциональный интеллект в работе руководителя образовательной организации / Ю. А. Шубина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 42 (489). — С. 148-150. — URL: https://moluch.ru/archive/489/106883/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье анализируются исследования, указывающие на необходимость развития эмоционального интеллекта у руководителей школ. Эмоциональный интеллект рассматривается как фактор эффективной реализации всех функций лидера. Уделяется внимание эмоциональному интеллекту как ресурсу творческого лидерства.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, руководитель школы, функции лидера

В современных условиях основной акцент деятельности директора школы смещается от педагогической составляющей к менеджменту. На первый план здесь выдвигаются социально-психологические качества руководителя во взаимодействии с трудовым коллективом, с подчиненными-учителями, что является основой продуктивной, отлаженной работы всего педагогического состава. Работа руководителя образовательной организации отличается значительным уровнем эмоциональной напряженности, что связано с высокой степенью ответственности за результаты непосредственно своей деятельности и коллектива в целом, интенсивными межличностными отношениями.

Таким образом, особую значимость приобретает исследование роли эмоционального интеллекта для современного руководителя, что, с одной стороны, позволит конкретизировать и систематизировать представление о его профессиональных способностях, а, с другой, проводить достоверную оценку потенциала личности и прогнозировать успешность работника на руководящей позиции.

Обстоятельные исследования эмоционального интеллекта, в том числе и методов измерения уровня эмоционального интеллекта проводили такие авторы как Спасибина Е. С., Шарова Н. С., Диянов Р. Т., Искакова Д. М., Шутенова С. С. Составляющие эмоционального интеллекта руководителя во время делового взаимодействия охарактеризованы Шпизом Е. Г., Козыревой В. В., Соминой И. В., Кондаковым В. Л. Однако ряд вопросов в области эмоционального интеллекта менеджера остается открытым. В частности, особого внимания заслуживает роль эмоционального интеллекта директора в результатах деятельности школы, четкое определение его составляющих [4, с. 38].

Итак, цель статьи заключается в исследовании теоретических основ «эмоционального интеллекта руководителя образовательной организации», определении его составляющих и роли в эффективной реализации управленческих функций.

Существуют разные трактовки понятия «эмоциональный интеллект», однако все авторы (Д. В. Ушаков, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, О. К. Тихомиров) имеют в виду способность к познанию эмоционального мира людей. Эмоциональный интеллект имеет два направления: на переживания других людей и на познание собственных эмоций. В данном подходе эмоциональный интеллект применяется для решения конкретных задач, которые задаются рациональной системой поведения. Условиями высокого развития эмоционального интеллекта являются уровень общего интеллекта выше среднего и развитая эмоциональная сфера. Многоуровневая рефлексия позволяет: на первом уровне осознать чувства, а на втором — организовать новые обобщения. В свою очередь, каждый новый уровень организации рефлексии эмоций ведёт к повышению значимости интеллекта и снижению эмоциональности.

Важно отметить, что теориях зарубежных исследователей понятия «руководство» и «лидерство» являются равнозначными. Для анализа и систематизации факторов взаимосвязи эмоционального интеллекта руководителя с реализацией управленческих функций в образовательной организации был произведён поиск исследований в рамках областей: управление, образование, индивидуальное развитие.

Довольно многие исследователи пришли к выводу, что высокий уровень эмоционального интеллекта руководителя способствует эффективности работы в команде, помогает справляться со стрессом и эффективнее руководить другими. Изменение подходов к лидерству, связанное с усложнением процессов управления организацией (в том числе и образовательной), а также с динамическими изменениями управленческой структуры школы, привело к появлению новой модели — трансформационного лидерства.

Модель трансформационного лидерства Б. М. Басса и Б. Дж. Аволио обеспечила общую основу для большинства исследований эмоционального интеллекта и эффективности лидерства. Трансформационные лидеры как руководители школы способны более эффективно решать стратегические задачи, мотивировать педагогов и других сотрудников и, следовательно, с большей вероятностью продвигать организацию вперед. Дж. М. Джордж предполагает, что лидерство включает в себя развитие коллективного чувства целей, а также формирование чувства уверенности и доверия. Эффективное руководство заключается в способности «устанавливать и поддерживать значимую идентичность для организации» Дж. М. Джордж изучал связь между эмоциональным интеллектом и стилем руководства и обнаружил взаимосвязь уровня эмоционального интеллекта с несколькими компонентами модели трансформационного лидерства. Так, интеллектуальная стимуляция индивидуальный подход трансформационного лидера коррелировали с самооценкой способности контролировать и управлять эмоциями. Было обнаружено, что руководители групп влияют на климат команды, которую они возглавляют, за счёт разработки норм поведения Также установлено, что лидер группы влияет на мотивацию и климат команды, а это, в свою очередь, повышает эффективность работы команды и её производительность. [5, с. 159–160].

Нами также были изучены и более современные исследования. Так, в 2017 году М. С. Миронова изучала роль эмоционального интеллекта в построении модели эффективного руководителя.

Объектом исследования выступили руководители образовательного учреждения. В исследовании приняли участие 101 руководитель школы из Московской области в возрасте от 26 до 65 лет, из них мужчины — 8,9 %; должность директора школы занимают 57 человек, остальные 44 человека — заместители директора по учебно-воспитательной работе. Стаж работы в должности руководителя варьировал от 10 месяцев до 30 лет.

Социально-психологические характеристики личности руководителя школы были рассмотрены как предикторы, обусловливающие отношение руководителей к подчиненным-учителям, проявляющееся, прежде всего, в специфике управленческого общения. Эмоциональный интеллект является основным фактором эмоционального, поведенческого и когнитивного компонента отношения руководителей школ к подчиненным. Учитывая специфику управления учебным учреждением, где, как правило, преобладает женский коллектив и большинство руководителей также являются женщинами, М. С. Миронова пришла к выводу, что в основе отношения руководителя школы к подчиненным-учителям находится эмоциональный компонент. [2, с. 73, 79]

Подтверждение того, что женщинам в процессе управленческой деятельности в большей мере, в отличие от мужчин, свойственно реагировать на ситуацию эмоционально, независимо от уровня важности данной ситуации, также можно встретить в работах Л. Ф. Вязниковой и Д. Гоулмана. Эмоциональный интеллект, как одна из вышеперечисленных социально-психологических характеристик личности, обнаруживает наибольшее количество связей со всеми компонентами отношения. Определенная их выраженность у руководителя может способствовать как позитивному, так и негативному отношению руководителя школы к учителям, что приводит, соответственно, либо к гармоничному, либо, наоборот, к дисгармоничному развитию взаимоотношений в школьном коллективе.

Эмоциональный интеллект лидеров был исследован в работе Б. Мубашир и др. (2019), в которой было отмечено, что творческие лидеры создают атмосферу перемен в организации и используют качества эмоционального интеллекта для эффективной реализации управленческих функций. Также в исследовании C. Mяo (2018), посвященном связи лидерства и эмоционального интеллекта, было выявлено, что лидеры с высоким уровнем эмоционального интеллекта склонны прислушиваться к подчиненным, менять свои взгляды и мышления в ситуациях организационных изменений, точно интерпретировать чувства других членов группы и выстраивать с ними позитивный социальный обмен.

П. Эдельман, Д. и ван Книппенберг в 2018 выявили, что лидеры с более развитым эмоциональным интеллектом используют свои способности распознавать и понимать эмоции других членов группы для предотвращения конфликтных ситуаций, направлять контрпродуктивные чувства в продуктивное направление [1, с. 24]

Таким образом, привлечение людей с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта на руководящие должности позволило бы соответствовать потребностям современного образования. Когда директор заботится не только о достижении своих целей или целей образовательной организации, но и о каждом сотруднике-педагоге, это способствует устойчивому развитию школы и системы образования, а следовательно и государству в целом. При этом необходимо говорить о непрерывном, постоянном совершенствовании эмоционального интеллекта лидера. Непрерывный подход может стать неотъемлемой частью развития организации, общества, а также создать возможности для успешной самореализации людей в процессе работы. А образование и обучение снова могло бы стать непрерывным.

Литература:

  1. Дятлов, Д. А. Эмоциональный интеллект как ресурс творческого лидерства / Д. А. Дятлов, Ю. А. Дмитриева // Психология. Психофизиология. — 2021. — Т.14. — № 3. — С. 19–28
  2. Миронова, С. Г. Социально-психологические характеристики руководителей современной школы: роль эмоционального интеллекта в построении модели эффективного руководителя / С. Г. Миронова // Психология и право. — 2017. — Т. 7. — № 3. — С. 71–82
  3. Платонова, Н. С. Эмоциональное лидерство: взаимосвязь уровня образования и эмоционального интеллекта / Н. С. Платонова, Т. В.Тулупьева // Управленческое консультирование. — 2020. — № 10. — С. 109–123
  4. Русакова, С. В. Значение эмоционального интеллекта для руководителя [Электронный ресурс] / С. В. Русакова // Молодой ученый. — 2022. — № 31 (426). — С. 38–41. — URL: https://moluch.ru/archive/426/94283/ (дата обращения: 15.10.2023).
  5. Ситников, М. А. Эмоциональный интеллект руководителя и деятельность группы / М. А. Ситников // Организационная психология. — 2019. — Т. 9. — № 3. — С. 153–173
Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональный интеллект, образовательная организация, эмоциональный интеллект руководителя, руководитель школы, трансформационное лидерство, эффективная реализация, высокий уровень, климат команды, функция лидера, член группы.


Ключевые слова

эмоциональный интеллект, руководитель школы, функции лидера

Похожие статьи

Значение эмоционального интеллекта для руководителя

Статья посвящена рассмотрению значимости и важности эмоционального интеллекта для руководителя. Отдельное внимание уделено особенностям достижения высокого уровня эмоционального интеллекта. Проведено сравнение когнитивного и эмоционального интеллекта...

Тренинг личностного роста как метод формирования эмоционального интеллекта молодых специалистов сферы услуг

В статье авторы представляют результаты эмпирического исследования эмоционального интеллекта молодых специалистов сферы услуг с целью выявления уровня сформированности необходимых социально-психологических компетенций. По результатам исследования был...

Эмоциональная устойчивость у студентов и её взаимосвязь с копинг-стратегиями

В статье представлено исследование эмоциональной устойчивости у студентов и ее взаимосвязь с копинг-стратегиями. Обоснована актуальность развития эмоциональной устойчивости на этапе получения образования в вузе, в частности, с помощью обучения студен...

Воспитание успешной личности. Взаимодействие с родительским сообществом в рамках Программы по развитию личностного потенциала

В статье раскрывается система работы педагогов детского сада с семьей по развитию личностного потенциала дошкольников с учетом концептуально новых подходов.

Рефлексия и эмоциональное выгорание в контексте студенческой жизни

В ходе данной работы были рассмотрены различные подходы в понимании феноменов рефлексии и эмоционального выгорания. Рассмотрен механизм развития выгорания в студенческой среде. Выдвинута гипотеза о профилактике эмоционального выгорания путём повышени...

Особенности формирования эмоционального интеллекта младших школьников во внеучебной деятельности (теоретический аспект)

В статье рассматриваются результаты изучения актуального уровня развития эмоционального интеллекта младших школьников. В исследовании приняли участие 31 школьник, описаны особенности развития эмоционального интеллекта.

Формирование эмоциональной устойчивости педагогов дошкольного образовательного учреждения в период модернизации образования

Рассматривается проблема формирования эмоциональной устойчивости педагогов дошкольного образовательного учреждения, в период модернизации образования. В условиях активных изменений эмоциональная устойчивость к напряженным факторам профессиональной де...

Формирование компьютерной компетентности учителей на основе личностно-деятельностного подхода

В данной статье проанализирована компьютерная компетентность учителей и её значение для социализации подрастающего поколения. Сделан акцент на воспитательные и нравственные функции педагога.

Развитие эмоционального интеллекта как условие психологической безопасности личности студента колледжа

В современном мире защита и поддержание безопасного состояния личности является одной из важных проблем в психологии, так как непосредственно связана с благополучием и стабильностью жизнедеятельности людей в целом. Эмоциональная безопасность обеспечи...

Эмоциональная устойчивость как показатель психологического здоровья будущего учителя

В статье рассмотрено понятие, сущность, основные компоненты эмоциональной устойчивости, а также дается предположение, что оно влияет на психологическое здоровье у будущих педагогов.

Похожие статьи

Значение эмоционального интеллекта для руководителя

Статья посвящена рассмотрению значимости и важности эмоционального интеллекта для руководителя. Отдельное внимание уделено особенностям достижения высокого уровня эмоционального интеллекта. Проведено сравнение когнитивного и эмоционального интеллекта...

Тренинг личностного роста как метод формирования эмоционального интеллекта молодых специалистов сферы услуг

В статье авторы представляют результаты эмпирического исследования эмоционального интеллекта молодых специалистов сферы услуг с целью выявления уровня сформированности необходимых социально-психологических компетенций. По результатам исследования был...

Эмоциональная устойчивость у студентов и её взаимосвязь с копинг-стратегиями

В статье представлено исследование эмоциональной устойчивости у студентов и ее взаимосвязь с копинг-стратегиями. Обоснована актуальность развития эмоциональной устойчивости на этапе получения образования в вузе, в частности, с помощью обучения студен...

Воспитание успешной личности. Взаимодействие с родительским сообществом в рамках Программы по развитию личностного потенциала

В статье раскрывается система работы педагогов детского сада с семьей по развитию личностного потенциала дошкольников с учетом концептуально новых подходов.

Рефлексия и эмоциональное выгорание в контексте студенческой жизни

В ходе данной работы были рассмотрены различные подходы в понимании феноменов рефлексии и эмоционального выгорания. Рассмотрен механизм развития выгорания в студенческой среде. Выдвинута гипотеза о профилактике эмоционального выгорания путём повышени...

Особенности формирования эмоционального интеллекта младших школьников во внеучебной деятельности (теоретический аспект)

В статье рассматриваются результаты изучения актуального уровня развития эмоционального интеллекта младших школьников. В исследовании приняли участие 31 школьник, описаны особенности развития эмоционального интеллекта.

Формирование эмоциональной устойчивости педагогов дошкольного образовательного учреждения в период модернизации образования

Рассматривается проблема формирования эмоциональной устойчивости педагогов дошкольного образовательного учреждения, в период модернизации образования. В условиях активных изменений эмоциональная устойчивость к напряженным факторам профессиональной де...

Формирование компьютерной компетентности учителей на основе личностно-деятельностного подхода

В данной статье проанализирована компьютерная компетентность учителей и её значение для социализации подрастающего поколения. Сделан акцент на воспитательные и нравственные функции педагога.

Развитие эмоционального интеллекта как условие психологической безопасности личности студента колледжа

В современном мире защита и поддержание безопасного состояния личности является одной из важных проблем в психологии, так как непосредственно связана с благополучием и стабильностью жизнедеятельности людей в целом. Эмоциональная безопасность обеспечи...

Эмоциональная устойчивость как показатель психологического здоровья будущего учителя

В статье рассмотрено понятие, сущность, основные компоненты эмоциональной устойчивости, а также дается предположение, что оно влияет на психологическое здоровье у будущих педагогов.

Задать вопрос