Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста средствами объемной аппликации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №42 (489) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 22.10.2023

Статья просмотрена: 71 раз

Библиографическое описание:

Тырлова, Л. А. Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста средствами объемной аппликации / Л. А. Тырлова, И. П. Золотухина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 42 (489). — С. 136-138. — URL: https://moluch.ru/archive/489/106885/ (дата обращения: 16.11.2024).



Проблема развития познавательной активности у детей дошкольного возраста не является новой для науки. В современном дошкольном образовании она является одной из самых ведущих в рамках организации и реализации педагогического процесса детского сада.

Она охватывает все стороны воспитательно-образовательного процесса и является значимой, поскольку является непременным условием формирования умственных качеств личности, а также ее самостоятельности и инициативности.

На протяжении длительного времени свой вклад в исследование этой проблемы внесли выдающиеся представители самых разных направлений: психологи Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Н. Н. Поддъяков; педагоги М. И. Лисина, Г. И. Щукина. Несмотря на продолжительную историю вопроса, проблема развития познавательной активности остается актуальной и сегодня. Ей посвящены труды современных ученых Е. А. Меньшиковой, А. Н. Нефедовой, М. Н. Поляковой [2].

Одним из эффективных средств развития познавательной активности детей дошкольного возраста является объемная аппликация. Она выступает для детей особенной формой художественного познания и способствует пошаговому усвоению и пониманию своеобразия выразительно-изобразительных средств, которые стимулировали бы познавательную потребность ребенка, любопытство в определенных условиях перерастает в любознательность, которая со временем формируется в познавательные интересы, а после — и в потребности к систематическому активному усвоению, а также самостоятельному использованию полученных знаний и навыков [10].

В нашем Муниципальном дошкольном образовательном бюджетном учреждении «Детский сад № 6 «Василёк» поселка Шушенское мы провели педагогический эксперимент по данному направлению развития дошкольников. Для выявления исходного уровня развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста нами были подобраны следующие диагностические материалы:

– методика «Сказка» (Н. И. Ганошенко, В. С. Юркевич), направленная на изучение любознательности ребенка [1];

– методика «Волшебный цветок» (Е. Э. Кригер), направленная на выявление познавательного интереса, изучение особенностей мотивационных предпочтений в выборе деятельности [1];

– методики «Таинственное письмо» (А. М. Прихожан), «Познавательная потребность дошкольника» (В. С. Юркевич), «Модификация и адаптация применительно к дошкольному возрасту» (Э. А. Баранова), направленные на выявление наличия, устойчивости, силы и напряжённости познавательной потребности [1];

Подобранные методики в совокупности позволили нам комплексно определить исходный уровень развития познавательной активности дошкольников.

В ходе анализа полученных результатов выявлено, что для детей старшего дошкольного возраста характерно проявление примерно в равной степени как выраженной, так и не выраженной любознательности. Наблюдается, в основном, проявление низко — и средневыраженного познавательного интереса, но при этом выявляется средняя и высокая степень напряженности познавательной потребности. С целью повышения уровня развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста мы провели формирующий этап опытно-экспериментальной работы.

Для этого мы разработали перспективное планирование по использованию объемной аппликации в развитии познавательной активности у старших дошкольников.

Обучение дошкольников, как известно, происходит наиболее продуктивно, если оно идёт в контексте практической и игровой деятельности. Игровые ситуации воспринимаются детьми более естественно, чем серьезные обсуждения. Они помогают раскрепоститься, чувствовать себя комфортно, более уверенно, развивают наблюдательность и рассудительность к происходящему вокруг.

Например, использовали «Сказочный теремок для зверей», вместе обсуждалось из чего его можно сделать. Из каких материалов. Чем и как его можно украсить. Сделанную постройку в дальнейшем использовали для увлекательной игры и пересказа сказки. При таких занятиях дети имеют возможность применить свои знания, умения и навыки в различных видах деятельности, объединённых общей темой. Они поддерживают познавательный интерес, помогают найти применение полученных ранее знаний и умений на практике.

Необходимым условием для развития стойкого познавательного интереса у дошкольников является считаем создание проблемно — поисковых игровых ситуаций. Именно они составляют необходимую закономерность творческого мышления, его начальный момент. Для этого использовали такие проблемно — поисковые задания: для изображения аквариума с рыбками ребёнок получал квадрат голубой бумаги. Какого цвета нужно выбрать изображения рыб, чтобы они «не потерялись» в воде? Для аппликации было приготовлено несколько деталей одинаковой формы. Как это сделать аккуратно и быстро? Как сделать треугольник для крыши из прямоугольника? и т. д.

Также использовали в процессе продуктивных видов деятельности исследовательский метод обучения как средство развития познавательной активности у дошкольников. Например, что можно сделать из куска бумаги? Детям нравится проводить совместные опыты: «Угадай на ощупь», «Превращения» на выявление свойств и качеств различных предметов и материалов.

На контрольном этапе исследования выявили эффективность организованной работы на формирующем этапе и сравнили данные с констатирующим этапом исследования. На контрольном этапе были использованы методики констатирующего этапа.

В ходе анализ полученных данных на контрольном этапе исследования выявлено, что у детей фиксируется динамика развития компонентов познавательной активности. Дети демонстрируют качественную и количественную динамику. В среднем показатели по высокому уровню развития познавательной активности у детей повысились на 15,5 %. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что объемная аппликация будет являться эффективным средством развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста, если поддерживается инициативы и самостоятельности детей в продуктивной деятельности.

Литература:

  1. Баранова Э. А. Методики выявления познавательной активности детей 5–8 лет // Вопросы психологии. — 2007. — № 4–455 с.
  2. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. т.2. Собрание сочинений: в 6-ти т. М., 2013. 224 с.
Основные термины (генерируются автоматически): познавательная активность, ребенок, старший дошкольный возраст, объемная аппликация, Детский сад, дошкольный возраст, исходный уровень развития, контрольный этап, познавательная потребность, познавательный интерес.


Похожие статьи

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе создания объемных конструкций

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста средствами экспериментирования

Развитие навыков эффективного общения у детей старшего дошкольного возраста методами арт-терапии

Развитие познавательной активности дошкольников средствами игр логико-математического содержания

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр с предметами в условиях реализации ФГОС

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности

Развитие творческих способностей у младших дошкольников средствами художественной деятельности

Похожие статьи

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе создания объемных конструкций

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста средствами экспериментирования

Развитие навыков эффективного общения у детей старшего дошкольного возраста методами арт-терапии

Развитие познавательной активности дошкольников средствами игр логико-математического содержания

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр с предметами в условиях реализации ФГОС

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности

Развитие творческих способностей у младших дошкольников средствами художественной деятельности

Задать вопрос