Образовательная программа ДОУ состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта. Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях.
В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности или культурных практиках парциальные образовательные программы, методики, формы организации образовательной работы [5].
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно.
Данная часть Программы должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на: специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.
ФГОС дошкольного образования направлен на обеспечение [5]:
— сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализации права на изучение родного языка, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России
— духовно-нравственного развития гражданина России в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия обучающимся ценностей культурно-регионального сообщества
— осознанного принятия личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного села, города, района, области, края, республики.
В ФГОС определены следующие целевые ориентиры: ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.
К достижению целевых ориентиров, определённых в ФГОС, каждое ДОУ идёт своим путём, что обеспечивается возможностью вариативности содержания образовательной работы и позволяет каждому ДОУ выбрать для себя наиболее эффективные формы и методы работы.
В нашем детском саду ведется систематическая, целенаправленная и планомерная работа по воспитанию патриотизма и сохранению народной культуры посредством знакомства с художественной литературой писателей Приангарья и народов Сибири [3]. И поэтому, часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений в нашем ДОУ представлена региональным компонентом, который реализуется совместно с преподавательским составом ГОУ ВПО «ВСГАО» г. Иркутска в рамках долгосрочного проекта «Литературный Иркутск»иподпрограммой «Байкал — жемчужина Сибири».
Цель проекта:формирование национального сознания дошкольников, отражающего поликультурные традиции народов, населяющих Прибайкалье, содействие укреплению дружбы между народами, воспитанию патриотизма и сохранению народной культуры посредством знакомства с художественной литературой писателей Приангарья и народов Сибири — стихи, сказки, проза, рассказы, сказания о родном городе.
Задачи проекта:
— Приобщать подрастающее поколение к истокам культуры, воспитывать интерес к истории и культуре своего народа.
— Формировать знания о культуре и традициях народов Прибайкалья, их образе жизни, фольклоре, народных сказаниях и сказках.
— Воспитывать любовь к родному краю, вызывать чувство гордости за него и желание узнать новое об его истории, традициях, особенностях, достопримечательностях.
— Способствовать усвоению нравственных норм поведения на основе изучения традиций, жизни и быта сибирских народов, гуманность человеческих взаимоотношений, толерантное, уважительное отношение к коренным жителям нашего региона, к природе родного края, к тому, что окружает ребёнка и близко ему со дня рождения, сохранять и приумножать богатство родной земли.
— Способствовать формированию литературного и эстетического читательского вкуса.
В ходе реализации регионального компонента программы решаются основные задачи содержания дошкольного образования по каждой из 5 образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие.
Организационной основой реализации подпрограммы является комплексно-тематическое построение образовательного процесса, с включением тематики экологического содержания. [2]. В результате реализации данной системы формирования отношения ребёнка к природе родного края, педагоги дают детям знания не разовые, не случайные, а формируют систему знаний, познают явления и предметы со всех сторон, интегрировано, комплексно во всех видах детской деятельности (что соответствует требованиям ФГОС). [1].
Мы работаем в рамках следующих тематических недель:
— «Уникальность озера: вода Байкала»
— «Ветры Байкала»
— «Серебристое богатство Байкала»
— «Ластоногий символ озера Байкал»
— «Природная лаборатория (невидимые санитары озера Байкал)»
— «Растительный мир Прибайкалья»
— «Животный мир Прибайкалья»
— «Охрана и туризм на озере Байкал»
Тематические недели наполнены содержанием разнообразных форм и методов работы как в непосредственно образовательной деятельности, так и в режимные моменты.
Подпрограмма определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста (с 3-х до 7-ми лет) и рассчитана на 4 года. [4]. При этом для детей с ОВЗ данная программа даётся в упрощённом виде в соответствии с уровнем интеллектуального развития и учётом индивидуальных особенностей детей. Активное участие родителей, детей и педагогов является главным условием её реализации.
Для реализации поставленных задач по экологическому образованию с учётом регионального компонента в ДОУ созданы соответствующие условия, это внутренняя и внешняя экологическая среда. Для организации образовательной работы по экологическому образованию с учётом регионального компонента в группах ДОУ созданы:
— Литературные центры с подбором художественной и энциклопедической литературы о природе, культуре и традициях родного края, где созданы условия для решения основных воспитательно-образовательных задач проекта.
— Центры экспериментирования: «Уголок Почемучки», «Опытная лаборатория»
— Макеты, изготовленные совместно с родителями, отражающие природу Прибайкалья:«Озеро Байкал», « Эндемики озера Байкал», «Растительный мир Прибайкалья» и пр.
— Культуру и традиции народов Прибайкалья
— Наглядные пособия, знакомящие детей с символами нашего города: герб, флаг, памятники истории и архитектуры, достопримечательности
— Макеты, отражающие микросреду ребёнка: «Мой любимый город — район, в котором я живу», «Мой любимый детский сад»
Реализации регионального направления деятельности ДОУ способствует взаимодействие с различными социальными институтами. Субъектами социального партнёрства являются:
— МБУК «ЦБС» Центральная детская библиотека. Сотрудники которой 1 раз в месяц организуют встречи с детьми групп № 2 и 3, отражающие содержание регионального компонента: «Знакомство с журналом Сибирячок», «Коренные жители Прибайкалья», «Лес полон сказок и чудес», Встречи с писателями (Бунтовской) и т. п.
— ФГУ «Заповедник Байкало-Ленский»
Таким образом, вариативность содержания образовательной работы, построенная в такой системе, позволяет сформировать интегративные качества личности и в перспективе обеспечит реализацию целевых ориентиров ФГОС: обладать начальными знаниями о себе, о природном мире, в котором он живет, испытывать патриотические чувства к своей малой родине.
Литература:
1. Багадаева, О.Ю., Галеева, Е.В., Галкина, И.А., Зайцева, О. Ю. Байкал — жемчужина Сибири: педагогические технологии образовательной деятельности с детьми», Парциальная образовательная программа дошкольного образования, [Текст] / Иркутск: Изд-во «Аспринт», 2016. — 242 с.
2. Галкина, И.А., Галеева, Е. В. Байкал — жемчужина Сибири: методическое сопровождение речевого развития детей дошкольного возраста учебное пособие [Текст] /– Иркутск: Изд-во «АСПРИНТ», 2018. — 292 с.
3. Калиниченко, С.А., А. С. Жидкова, А.С., Модебадзе, Ю. Д. Программа «По родному Прибайкалью»: сборник материалов для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5–7 лет) [Текст] / — Иркутск: РИО НЦРВХ СО РАМН, 2013–140 с.
4. Мишарина, Л.А., Горбунова, В. А. Ознакомление детей дошкольного возраста с растительным и животным миром Прибайкалья, [Текст] /– Иркутск: Издательство ГОУ ВПО, 2004 г. — 48 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] / М.: Центр педагогического образования, 2014. — 32 с.