Теоретическое изучение активизации словаря у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения в сюжетно-ролевой игре | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №42 (489) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 23.10.2023

Статья просмотрена: 34 раза

Библиографическое описание:

Шемелина, М. А. Теоретическое изучение активизации словаря у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения в сюжетно-ролевой игре / М. А. Шемелина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 42 (489). — С. 145-148. — URL: https://moluch.ru/archive/489/106892/ (дата обращения: 16.11.2024).



1.1 Понятие словаря и его особенности у детей c таршего дошкольного возраста с нарушением зрения

Для того чтобы определить содержание логопедической работы, направленной на активизацию словаря у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения, нам потребовалось выяснить, что в научной литературе понимается под лексикой, активным и пассивным словарем, как формируется лексическая сторона речи в процессе онтогенеза и какими особенностями она обладает у детей с нарушением зрения. Для этого мы изучили работы таких авторов, как: В. В. Виноградов [1], Г. В. Григорьева [3], И. Ю. Зуева [4], М.М., Р. Е. Левина [5], Д. Н. Плаксина [9] и др.

По мнению Л.В Щербы [13], под лексикой понимают совокупность слов того или иного языка, части языка или слов, которые знает тот или иной человек или группа людей. Лексика является центральной частью языка, именующей, формирующей и передающей знания об объектах реальной действительности. Приведем определение лексики: «Лексика — совокупность слов и сходных с ними по функциям объединений, образующих определенную систему единиц одного уровня, которые являются взаимосвязанными и взаимообусловленными» [13, с.8].

Единицей лексической системы является слово. Так как определение понятия слова считается исключительно сложной проблемой лексикологии и языкознания в целом, многие лингвисты, отказываясь от определения слова, ограничиваются указанием отдельных его признаков. По словам В. В. Виноградова, «лингвисты избегают давать определение слова или исчерпывающее описание его структуры, охотно ограничивая задачу указанием лишь некоторых внешних (преимущественно фонетических) или внутренних (грамматических или лексико-семантических) признаков слова» [1, с.76].

В отечественном языкознании регулярно предпринимаются попытки уточнить понятие слова с учетом всех присущих ему существенных признаков, учесть при его определении предельный минимум признаков, характерных для слова, т. е. дать такое определение данного понятия, которое позволило бы противопоставить слово всем другим единицам языка. К таким признакам слова относятся:

– Фонетическая оформленность, т. е. выраженность звуком или сочетанием звуков (чем слово отличается от различных языковых моделей);

– Семантическая валентность, т. е. наличие плана содержания, значения (этим слово отличается от звука).

– Недвуударность, т. е. невозможность одного слова иметь более одного основного словесного ударения (этим слово отличается от словосочетания, в том числе и фразеологического).

– Лексико-грамматическая отнесенность, т. е. прикрепленность к определенному лексико-грамматическому разряду или части речи (этим слово отличается от морфемы).

– Лексическая непроницаемость т. е. невозможность «вставки» внутрь слова других словесных единиц (чем слово отличается, например, от свободных словосочетаний, предложно-падежных конструкций).

При этом исследователями подчеркивается роль слова как важнейшей единицы языка. Некоторые определения понятия слова сформулированы с учетом данной его особенности:

– Слово — это «важнейшая единица языка, обозначающая явления действительности и психической жизни человека и обычно одинаково понимаемая коллективом людей, исторически между собой связанных и говорящих на одном языке» [1, с.54].

– Слово — это «значимая самостоятельная единица языка, основной функцией которой является номинация (называние)» [13, с.43].

– Слово — это «основная структурно-семантическая единица языка, служащая для именования предметов и их свойств, явлений, отношений действительности, обладающая совокупностью семантических и грамматических признаков, специфичных для каждого языка» [12, с.121].

Как отмечает Л. А. Новиков, в лексикологии слово выступает «в качестве одной из важнейших и непосредственно воспринимаемых единиц языка. Оно представляет собой единство знака (звуковой или графической оболочки) и значения — грамматического и лексического» [8, с.54].

Значение слова — это сложная и многоаспектная категория, занимающая центральное место в лексической системе языка. Вопрос о том, что такое значение слов, является одним из актуальных, наиболее сложных и дискуссионных проблем не только в лингвистики, но и философии, логики, психологии, социологии, семиотики, кибернетики и др. науках. Среди исследователей не вызывает разногласий лишь тот факт, что, с одной стороны, слову присуще собственное лексическое значение (семантический аспект), а с другой стороны, слово, будучи грамматически оформленной единицей, обладает комплексом грамматических значений. Этот факт находит подтверждение в словах А. А. Потебни: «Слово заключает в себе указание на известное содержание, свойственное только ему одному, и вместе с тем указание на один или несколько общих разрядов, называемых грамматическими категориями, под которые содержание этого слова подводится наравне с содержанием многих других» [10, с.76].

Под лексическим значением понимается закрепленная в сознании людей соотнесенность звукового комплекса и обозначаемого им предмета, свойства, процесса, явления действительности. Такая точка зрения на лексическое значение высказывается В. В. Виноградовым [1], А. А. Реформатским [11], Н. М. Шанским [12] и другими исследователями. По определению В. В. Виноградова, лексическим значением слова является его «предметно-вещественное содержание, оформленное по законам грамматики данного языка и являющееся элементом общей семантической системы словаря этого языка» [1, с. 12].

Основными аспектами лексического значения слова являются: значение как отражение внеязыковой действительности (семиологический аспект); значение как смысловое содержание слова — единицы системы языка (структурно-семантический аспект); значение как отражение функционально-стилевой принадлежности слова (функционально-стилевой аспект) [1].

Анализ состава лексической системы языка позволяет выделить определенные тематические классы слова. Эти классы состоят из слов, которые обозначают конкретные бытовые предметы или же из слов, которыми принято обозначать какие-либо отвлеченные понятия. В лексической языковой системе можно выделить такие группы слов, которые связаны общностью значения или же, наоборот, противоположностью значения. Лексические группы могут быть объединены общим типом словообразования или же связаны общностью происхождения, особенностями функционирования в речи, принадлежностью к активному или пассивному запасу лексики и т. д.

Как подчеркивает И. В. Лисицина системные связи охватывают и целые классы слов, единых по своей категориальной сущности (выражающие, например, значение предметности, признака, действия и т. д.). Такие системные отношения в группах слов, объединяемых общностью признаков, называются парадигматическими. Парадигматические связи слов лежат в основе лексической системы любого языка. Как правило, она дробится на множество микросистем. Простейшими из них являются пары слов, связанные противоположностью значений, т. е. антонимы. Более сложные микросистемы состоят из слов, группируемых на основании сходства значений. Они образуют синонимические ряды, разнообразные тематические группы с иерархией единиц, сопоставленных как видовые и родовые. Наконец, наиболее крупные семантические объединения слов объединяются в обширные лексико-грамматические классы — части речи [6, с.34].

Понятие активного и пассивного запаса языка в лингвистику ввел Л. В. Щерба в работе «Опыт общей теории лексикографии» [13]. К пассивному лексическому запасу Л. В. Щерба относил слова, которые стали менее употребительными и круг использования которых сузился. К активному словарю относил часть словарного состава языка, которая свободно употребляется в повседневной жизни. Таким образом, Л. В. Щерба характеризовал активную и пассивную лексику языковой системы, отражающие основные закономерности существования языковых единиц. Однако в нашем исследовании нас в большей степени интересует не лингвистический, а психолингвистический подход к определению активного и пассивного словаря [13].

Активизация словаря, то есть перевод слов из пассивного словаря в активный, представляет собой сложный психолингвистический процесс.

Исследования психологов Л. С. Выготского [2], А. Р. Лурии [7] показывают, что слово может указывать не только на определенный предмет, действие, качество или отношение, оно может актуализировать целый комплекс ассоциаций. Ассоциация (лат. associo, associatium присоединять) — отражение взаимосвязи предметов и явлений действительности благодаря установлению связи между психическими процессами. То есть за каждым словом обязательно стоит система звуковых, смысловых, механических связей, которые составляют семантическое поле. Семантическое поле строится на основе анализа результатов парадигматических ассоциат, состоит из ядра, которое окружает периферия — концерны. Существование семантического поля показывает, что все слова в памяти человека организуются упорядоченно. Понятие семантического поля тесно связано с процессом актуализации словаря, процессом восприятия и называния слова, очень сложным для ребенка. Это процесс выбора ближайшего значения слова. Выбор нужного значения осуществляется посредством семантических маркеров, определенной ситуации, контекста, могут определяться даже тоном говорящего.

Процесс актуализации словаря предполагает понимание лексического значения слова, противопоставление его другим словам, которые находятся в смысловой зависимости от него, введение слова в систему семантических полей, умение актуализировать слова в различных контекстуальных условиях, отражают уровень языковой способности ребенка, степень сформированности его логического мышления, восприятия, памяти [7].

Исследованиями отечественных и зарубежных авторов Л. С. Выготского [2], Р. Е. Левиной [5] установлены основные универсальные закономерности в развитии словаря ребенка. Изучено формирование ядра лексикона, выявлены принципы его организации. Прослежены возрастные изменения в составе лексикона и факторы, определяющие эти изменения.

Литература:

  1. Виноградов, В. В. Избранные труды. Лексикология и лексикография. [Текст] / В. В. Виноградов — М., 1977. — С. 243–264.
  2. Выготский Л. С. Мышление и речь. [Текст] / Л. С. Выготский. — М.: Юрайт, 2018. — 351 с. http://lib.mgppu.ru/opacunicode/app/index.php?url=/notices/index/IdNotice:240288/Source:default (дата обращения: 18.07.2020). Текст: электронный
  3. Григорьева Особенности формирования и развития средств общения у дошкольников с нарушениями зрения / Г. В. Григорьева // Дефектология: научно-методический журнал / ред. В. И. Лубовский. — 1996. — № 4 1996. — С. 84–88. — URL:
  4. Зуева, И. Ю. Роль сюжетно-ролевой игры в становлении межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения / И. Ю. Зуева, Л
  5. Левина Вопросы обучения и воспитания в логопедии [Текст] / Р. Е. Левина // Обучение и развитие. Материалы к симпозиуму. — М., 1966. — С. 163–174.
  6. Лисицына, И. В. Использование технологии семантических полей при развитии словаря детей, имеющих речевые нарушения [Текст] / Проблемы и перспективы развития образования: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 174–180. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/101/5089/ (дата обращения: 17.02.2023).- 234 с.
  7. Лурия, А. Р. Язык и сознание [Текст]/ Под ред. Е. Д. Хомской. М., 2001. — 80 с.
  8. Новиков, Л. А. Семантика русского языка [Текст] / Л. А. Новиков. — М.: Высшая школа, 1982. -272 с.
  9. Плаксина, Л. И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения: учебное пособие / Л. И. Плаксина. — Москва: ГороД, 1998. — 262 с. Текст: непосредственный.
  10. Потебня А. А. Мысль и язык [Текст] / А. А. Потебня., М., Издательство «Правда», 1989–200 с.
  11. Реформатский, А. А. Введение в языковедение [Текст] / А. А. Реформатский. — Изд. 5-е, испр. — М.: Аспект Пресс, 2014. — 536 с
  12. Шанский, Н. М. Лексикология современного русского языка [Текст]/ Учебное пособие. -4-е изд., доп. -М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009.-312с.
  13. Щерба, Л. В. Опыт общей теории лексикографии [Текст] / Л. В. Щерба. — М.: Госуд. уч.-пед. изд-во Мин-ва Просвещения РСФСР, 1957–83с.
Основные термины (генерируются автоматически): слово, семантическое поле, единица языка, лексическое значение слова, нарушение зрения, пассивный словарь, явление действительности, язык, лексическая система языка, лексическое значение.


Похожие статьи

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры

Теоретические подходы к пониманию профилактики нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

Развитие словарного запаса у детей среднего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр

Воспитание нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста во время сюжетно-ролевых игр

Воспитание доброжелательности у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх

Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста

Подбор и анализ дидактических игр по формированию у детей среднего дошкольного возраста представлений о явлениях общественной жизни

Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе использования нетрадиционных техник рисования

Метод наглядного моделирования как компонент в коррекционно-педагогическом процессе по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Использование нетрадиционных методов работы учителя-логопеда по формированию фразеологического словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Похожие статьи

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры

Теоретические подходы к пониманию профилактики нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

Развитие словарного запаса у детей среднего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр

Воспитание нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста во время сюжетно-ролевых игр

Воспитание доброжелательности у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх

Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста

Подбор и анализ дидактических игр по формированию у детей среднего дошкольного возраста представлений о явлениях общественной жизни

Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе использования нетрадиционных техник рисования

Метод наглядного моделирования как компонент в коррекционно-педагогическом процессе по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Использование нетрадиционных методов работы учителя-логопеда по формированию фразеологического словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Задать вопрос