Система высшего образования является основной средой подготовки высококвалифицированных специалистов, проведения научных исследований, а как следствие, определяет направление и темп социального и технологического развития. Россия, реагируя на нарастающую скорость глобальных изменений, ставит перед собой задачу модернизации системы высшего образования до соответствия современным требованиям и вызовам.
Актуальность изучения тенденций развития высшего образования в России обусловлена несколькими факторами. Во-первых, быстрый темп технологических и социальных изменений, в том числе трансформация рынка труда, требуют пересмотра подходов к образованию и подготовке кадров. Во-вторых, геополитические изменения затруднили международное сотрудничество в области высшего образования, что обусловило необходимость поиска новых путей повышения конкурентоспособности российского высшего образования на мировой арене. Наконец, выход России из Болонского соглашения определил потребность в переосмыслении зарубежного и отечественного опыта для формирования системы высшего образования, которая будет отвечать современным потребностям и вызовам нового времени.
Цель данной статьи состоит в конкретизации основных современных тенденций развития высшего образования в России и способов её адаптации к новым требованиям.
Исследователи в своих работах в качестве основных тенденций развития отечественного образования часто отмечают внедрения цифровых технологий в процесс высшего образования, в том числе использование дистанционных методов обучения, однако, в оценке этой тенденции мнения расходятся.
Так, например, Гриневич Л. А. полагает, что университеты будущего не будут осуществлять обучение в традиционных формах, образовательный процесс будет осуществляться исключительно через компьютерные сети с использованием виртуального пространства, искусственного интеллекта и веб-технологий [4, c. 244.]. Иной точки зрения придерживается, например, Алексеева П. М., которая указывает, что цифровые ресурсы могут служить эффективным дополнением к традиционному образованию, но не могут в полной мере заменить живое человеческое общение [2, c. 237].
На наш взгляд цифровые технологии могут существенно повысить доступность услуг высшего образования, вовлеченность студентов в образовательный процесс, обеспечить своевременную актуализацию образовательной среды под изменяющиеся условия, но не в состоянии полностью заменить традиционные формы обучения.
Следует отметить, что внедрение цифровых технологий в образовательный процесс осуществляется главным образом по направлениям, которые не исключают традиционных форм взаимодействия и обучения:
– расширенное использование электронной образовательной среды высшего учебного заведения;
– обращение в ходе учебной и внеучебной деятельности к тематическим сайтам и электронным библиотечным системам [8, c. 84];
– применения в ходе освоения соответствующих направлений подготовки электронных учебных изданий, предусматривающих, в том числе, и интерактивные формы учебной деятельности [3, c. 289];
– использование социальных сетей, мессенджеров и сервисов видеоконференций;
– реализации организационных форм учебного процесса, предусматривающих широкое использование технических средств его обеспечения, таких как проекторы, интерактивные доски, компьютерные и лингафонные устройства, технические средства контроля и другие [7, c. 15].
Одновременно внедрение цифровых информационных технологий способствует импорту и экспорту образовательных услуг, образовательной информации, что стало особенно актуально с выходом России из Болонской системы в 2022 году. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 12 мая 2023 г. № 343 «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования» в период 2023–2026 годов будет проводиться реализация пилотного проекта трансформации системы высшего образования, которая ставит своей целью создание особой модели развития образования в стране [1].
Данное обстоятельство усложнило международный обмен, ухудшило коммуникацию, обмен знаниями и опытом преподавателей с их иностранными коллегами, однако, многие цифровые сервисы, в том числе электронные библиотеки, журналы и образовательные платформы остаются доступными для российских преподавателей и студентов.
Курс на создание собственной уникальной образовательной системы открывает возможность провести модернизацию всей системы высшего образования с учетом специфики российской действительности, интеллектуального потенциала страны, а также отечественного и зарубежного опыта. В этой связи использование цифровых технологий может послужить хорошим инструментом преодоления изоляции, позволит включаться в современные исследования, постоянно актуализировать образовательный процесс, повысить конкурентоспособность выпускников российских высших учебных заведений на мировой арене.
Другой тенденцией развития отечественного высшего образования является её практическая ориентированность. Разработка образовательных программ с учетом актуальных требований, ориентирования на развитие конкретных навыков, которые студенты смогут применять в своей будущей профессиональной деятельности, позволяет готовить квалифицированных специалистов, способных умело применять накопленные знания и сразу приступить к исполнению своих профессиональных обязанностей.
Специалисты выделяют следующие подходы к практико-ориентированному обучению:
– организация всех видов практик для реального приобретения студентами профессиональных компетенций по соответствующему профилю обучения;
– активное введение в обучение практико-ориентированных технологий, позволяющих сформировать у студента качества необходимые для выполнения на должном уровне своих профессиональных обязанностей в будущем;
– создание на базе вуза инновационных форм профессиональной занятости студентов [6, c. 126].
Данные подходы должны быть между собой взаимосвязаны и дополнять друг друга для создания итоговой модели поведения выпускника, с помощью реализации им профессиональных видов деятельности, формируемых в процессе обучения и после прохождения практик.
Также необходимо отметить тенденцию индивидуализации обучения в системе высшего образования. Данный подход предполагает углубленную персонализацию учебного процесса с учетом индивидуальных потребностей, интересов и способностей обучающегося. Это предполагает:
– создание гибких учебных планов, позволяющих студентам выбирать набор изучаемых дисциплин и направлений подготовки в зависимости от их профессиональных интересов;
– совмещение различных образовательных форматов, таких как лекции, семинары, практические занятия, проектные работы, дистанционное обучение, что делает обучение разносторонним, отвечающим образовательным потребностям студентов;
– предоставление студентам индивидуального руководства и менторства в виде преподавателя-наставника, осуществляющего общее руководство и оказывающего помощь студенту при выполнении крупных проектов;
– внедрение адаптивных методов оценки, учитывающих различия в индивидуальных способностях и стилях обучения.
Дальнейшее развитие данного подхода позволяет не только эффективно формировать у учащихся необходимый объем теоретических знаний, практических умений и навыков, но и целенаправленно развивать их интеллектуальные способности и стремление к самообразованию и самосовершенствованию [5, c. 49].
Таким образом, основными тенденциями развития высшего образования в России являются: внедрение цифровых технологий; практико-ориентированный подход; создание собственной образовательной системы с учетом российской специфики; индивидуализация обучения. Эффективность реализации на практике названных тенденций зависит от системности их применения при формировании форм, методов и средств процесса образовательной деятельности.
Литература:
- Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2023 г. № 343 «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования» // Собрание законодательства РФ от 15.05.2023 № 20, ст. 3535.
- Алексеева П. М., Баранов Д. А. Право на образование в условиях цифровой трансформатизации общества // Закон. Право. Государство. — 2022. — № 4(36). — С. 234–237.
- Восковская А. С. Особенности обучения студентов нового поколения в условиях цифрового общества. // Самоуправление. — 2019. — № 2 (115). — С. 288–290.
- Гриневич Л. А. Цифровизация высшего образования в современной России: теория и практика // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. — 2021. — № 57. — С. 242–248.
- Кашмина Е. О. Необходимость индивидуального подхода в современном образовательном процессе // Вестник образовательного консорциума «Среднерусский университет». Серия: гуманитарные науки. — 2018. — № 11. — 48–49.
- Лунева Ю. Б., Ваганова О. И., Смирнова Ж. В. Практико-ориентированный подход в профессиональном образовании // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. — 2018. — № 6 (32) — C. 122–126.
- Строков А. А. Цифровизация образования: проблемы и перспективы // Вестник Мининского университета. — 2020. — № 2 (31). — C. 15.
- Фомина С. В. Использование интернет-ресурсов для оптимизации обучения иностранному языку // Вестник Московского информационно-технологического университета — Московского архитектурно-строительного института. — 2020. — № 2. — С. 82–84.